Экономическая интеграция в рамках ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Поэтому актуальность данной темы обусловлена современными условиями и мировым финансовым кризисом, в которой немалую роль играет международная экономическая интеграция, особенно ЕС как наиболее развитая форма интеграции. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3
1. Цели и причины международной интеграции……………… 5
2.Западноевропейкая экономическая интеграция
2.1 История развития интеграционного процесса в Европе……... 9
Основные принципы свободы единого рынка……………….. 12
Свободное движение товаров
Свободное движение услуг
Свободное движение капитала
Свободное движение рабочей силы
Экономический и валютный союз………………………...….. 20
Заключение………………………………………………………... 23
Список используемой литературы………………………….…. 25

Работа содержит 1 файл

реф МЭО.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

     Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться  другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в  организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором  ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально  ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС –  в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее  вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники ЕЭС. Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее удачную судьбу второй западноевропейской группировки.

     Второй  этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973–1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

     Успехи  ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство  стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС  из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства  его участников своего рода стартовой  площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.

     Третий  этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.6

     Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25, а в последствии до 27 стран.

     В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США. 

     2.2.  Основные принципы свободы единого рынка.

     Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный  странами-участницами для того, чтобы  создать объединенную экономическую  территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие  четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Второй и четвертый, как известно, являются основными факторами производства

     Свободное движение товаров 7

    • Таможенный союз.

           Первым шагом в  создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между  странами-участницами до этого времени, и Соглашением был выработан план по постепенному удалению всех внутренних пошлин в течение 12 лет.

     Первых  шесть стран-участниц  закончили  этот процесс в 1968 году, за 18 месяцев  до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также уложились  в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка очень  быстро.

     Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался  принятием 1 июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа (ССТ), которым стали облагаться все  импортируемые на территорию Сообщества товары. ССТ стал защитой Сообщества от торгового потока извне, а также  выровнял действующий до этого уровень  пошлин (который был очень высок  в Италии и Франции, но очень низок  в странах Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года ССТ претерпевал значительные изменения, как вследствие решения Совета Министров или переговоров между Евросоюзом и другими странами, так и благодаря международным торговым организациям, в частности Мировой Торговой Организации (GATT). Таким образом, ввод единого внешнего тарифа ознаменовал появление полного таможенного союза и завершение тем самым первой стадии экономической интеграции.8

    • Смещение количественных ограничений.

     Создание  единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение  товаров, потребовало  не только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для  того, чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается  в создании определенных количественных или стоимостных  квот. Однако меры подобного рода противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с этим считаться. Поэтому  на данный момент все количественные ограничения на внешнюю торговлю с Сообществом сняты.

     Стоимостные ограничения перекликаются по сути с количественными, как бы являясь  их выражением. То есть, сами не являясь  квотами или запретами, они делают импорт некоторых товаров неэффективным  или даже невозможным. Столкнувшись со структурными проблемами в таких  крупных областях как производство стали, судостроение или легкая промышленность, и под давлением таких факторов, как растущая безработица и рост импорта, в течение нескольких лет  страны-участницы вынуждены были  оградить свои рынки и от других стран-участниц, и вообще от торговли вне Сообщества. И хотя такие меры обычно ничем хорошим не заканчивались, в некоторых странах преуспели  в том, что отечественные товары заняли доминирующее положение над  импортными. Причины этого заключаются, по-видимому, в кардинальных различиях товаров, производимых в каждой стране.

     Много лет Сообщество пыталось убрать эти  торговые барьеры и привести эти  национальные правила к общеевропейским  стандартам. Очень часто эти требования были более строгими, чем было необходимо, но в результате была достигнута относительная  гармонизация путем сложных и  долгих процессов. В некоторых случаях  согласие по техническим условиям одной  производственной единицы достигалось  годами.

    • Устранение налоговых барьеров.

     Ключевым  фактором, гарантирующим свободное  движение товаров, является уменьшение налоговых  различий, препятствующих торговле между странами Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые границы  все-таки должны существовать.

     Во  первых, они дают гарантию того, что  налоги на потребление (то есть непрямые налоги), которыми облагаются товары на едином рынке, идут в конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это выглядит как возмещение налогов на экспорт. Поэтому, если товар, произведенный в Германии, экспортируется во Францию и там потребляется, то германскому производителю возмещаются  непрямые налоги, уплаченные в Германии, а французский импортер  платит соответствующий налог во Франции. Таким образом, данная система гарантирует равные налоговые условия для отечественных и импортируемых товаров. И налоговые границы, исходя из этого, являются как бы платой за справедливость.

     Во  вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения  от налогов и предотвращения теневой  торговли. Без налоговых границ и  соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить, действительно  ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного провоза  товаров как экспортируемых, и  тем самым возмещение непрямых налогов. Соответственно это дало бы возможность  устанавливать демпинговые цены на отечественные товары.

     Поэтому, на данный момент налоговые границы  все еще нужны. Это, однако, не означает невозможность общего (без границ) налогообложения . Фактически с 1 января 1993 года пограничный контроль был  заменен более сложной системой деклараций, которая позволила убрать налоговый контроль на границах. После1996 года целью стало ввести систему, известную как принцип происхождения. Эта система позволит уйти и от неудобного декларирования, и от возмещения налогов экспортерам, и от обложения  налогами импортеров, а также всех проверок, которые это влечет за собой. Вместо этого, в стране-производителе  при производстве товара уплачивается VAT. А для того, чтобы эта система работала,  во всех странах Сообщества ставки VAT должны быть одинаковыми.  

     Свободное движение рабочей  силы9

       Свободное движение рабочей силы  — уже реальность. Это право  было зафиксировано в Соглашениях  и включено в компетенцию Совета  в 1968 году. Оно заключает в себе  равные права для всех наций,  входящих в Сообщество, по трудоустройству,  заработным платам и условиям  работы в любой стране Сообщества. Гражданам гарантируется географическая  и  профессиональная мобильность  и минимальный уровень социальной  интеграции в любой из стран,  входящих в Сообщество, в которых   они захотели работать.

    • Географическая мобильность.

     Под географической мобильностью подразумевается  право человека уехать и остановиться в любой стране Сообщества для  того, что найти работу или получить образование по специальности. Практически  же это право распространялось только на рабочих и тех, кто ищет работу. Но принятые в 1990 году дополнительные директивы распространили это право  еще на студентов, пенсионеров и  безработных, при условии, что у  них есть достаточные средства, чтобы  содержать себя, а также покрывать  расходы по медицинской страховке.

     Национальные  иммиграционные правительства не могут  отказывать кому-либо в праве на жительство, гарантированном законом  Сообщества (на основе общественной политики, безопасности и здоровья), кроме  очень серьезных случаев, и любой  такой отказ должен быть представлен  Суду Справедливости.

    • Профессиональная мобильность.

     Под профессиональной мобильностью подразумевают  право людей на выбор любой  профессии, сроков трудоустройства  и условий работы. То есть, к работникам из других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным  работникам  ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным  центрам , ни в повторном трудоустройстве  в случае временной утраты трудоспособности.

    • Социальная интеграция.

     Социальная  интеграция заключается в праве  работника пользоваться всеми социальными  благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и  местные жители, как в плане  условий жизни, так и в плане  социальной защиты.  Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как  для  работников, так  и для  их семей.

     Свобода предоставления услуг.

     Свобода предоставления услуг подразумевает то, что действия ограничены во времени и должны  каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества. Также это право не распространяется на государственные структуры власти.

        Лицо, предоставляющее услуги имеет право  ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

        Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категория попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование  или вести свой бизнес.

        Данная свобода также применима в случаях, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.10

Информация о работе Экономическая интеграция в рамках ЕС