Экономическая интеграция в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся
общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.

Содержание

I. Введение....................................................................................................3
II. Факторы экономической интеграции бывших советских республик……....................................................................................................8
III. Интересы России и СНГ в экономической интеграции………………12
IV. Интеграционные процессы в СНГ…………………………………….17
1. Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России……………………………………………………………………19
2. Состояние интеграционных процессов России и СНГ…………………21
3. Перспективы экономической интеграции стран СНГ………………..…28
V. Заключение……………………………………………………………..….32
Список литературы…………………………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать)


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Кравченко Елизавета Игоревна

 

 

              «Экономическая интеграция в рамках СНГ»

 

 

Реферат по  «Содружеству независимых государств» студента

3-го курса очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Иванов В.И.

(ученая степень, ученое звание)

Кандидат юр. наук

 

                                  

 

 

 

Москва  2011

Оглавление

I.                    Введение....................................................................................................3

  II. Факторы экономической интеграции бывших советских республик……....................................................................................................8

III. Интересы России и СНГ в экономической интеграции………………12

IV. Интеграционные процессы в СНГ…………………………………….17

1.            Экономическое развитие России и значение экономической интеграции для России……………………………………………………………………19

2.  Состояние интеграционных процессов России и СНГ…………………21

3. Перспективы экономической интеграции стран СНГ………………..…28

V. Заключение……………………………………………………………..….32

Список литературы…………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическая   интеграция,   является    исторически    сложившейся

общностью, которая складывалась на протяжении многих лет.  Она  представляет собой  широкое  межгосударственное  объединение,  которое   обладает   своей организационной  структурой.  Между  участниками  интеграции  осуществляется более  глубокое  разделение  труда,  ведется  интенсивный  обмен   товарами, услугами,  капиталами,  рабочей  силой.  Идея  о  тесной  взаимосвязи  между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.

       Идеи  интеграции  и  кооперации,  создание  единого   экономического

пространства, восстановление и  развитие  сотрудничества  между  странами  — традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах  СНГ.  И  это закономерно. Ибо интеграционные процессы в экономике — это веление  времени.

 

Распад Советского Союза произошел спонтанно и вопреки воле народов.  Как  следствие — обострение между странами многих противоречий и возникновение целого  ряда конфликтных  ситуаций.  Все  это  негативно  отразилось   на   экономическом положении всех стран из-за частичного или полного разрушения вертикальных  и горизонтальных интеграционных экономических  связей,  разрушения  финансово-экономического и производственного пространства.  В мире сложилось несколько интеграционных объединений.  В  1958  г. было   создано   Европейское   экономическое   сообщество. В   развивающихся   странах   создаются   свои интеграционные объединения (Юго-восточная Азия,  Латинская  Америка,  страны ОПЭК).

На территории  же  бывшего  Союза  ССР  пока  продолжаются  процессы

дезинтеграции и размежевания в прошлом единого экономического  пространства. В  экономике  всех  новых  независимых  государств Содружества  в  связи  с прекращением  существования  СССР   как   единого   государства,   попытками преобразований, нацеленных на создание многоукладной  экономики  и  развитие рыночных отношений, набирают силу кризисные процессы. Они охватили сферы производства и обращения, финансовую  и  денежную системы, внешнеэкономическую деятельность. Спад производства принял  широкие масштабы, обусловленные разрушением  единого  экономического  пространства, разрывом десятилетиями складывавшихся производственных  связей  предприятий, отраслей   и регионов,   являвшихся   одним   из   факторов    устойчивого функционирования народного хозяйства каждой бывшей республики.

       Республики стали суверенными, но  при  этом  не  могли  не  остаться

взаимозависимыми   государствами,   причем    степень    их    экономической

взаимозависимости чрезвычайно велика. На протяжении  большого  исторического периода они были частями единого  хозяйственного  пространства,  развивались как взаимодополняющие элементы целостного организма. Поэтому очень интересно рассмотреть с этой позиции Россию, с точки зрения интеграции в рамках СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Факторы экономической интеграции бывших советских республик.

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства: транспорт, связь, поставки энергоносителей. В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий. Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

• разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было  нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

• длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Это зависит от смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей. Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

• технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план. Но всякая интеграция предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

II. Интересы России и СНГ в экономической интеграции

Заинтересованность в развитии связей и углублении общих для СНГ интеграционных процессов у стран Содружества неодинакова, тем более что каждая из них преследует цель скорейшей интеграции в мировую экономику. Заметно и давление ведущих мировых держав с целью включить те или иные страны СНГ в сферу своего влияния. Вот почему решения, которые принимались на саммитах, часто носили декларативный характер и не могли скрыть тяготения тех или иных стран к более прагматическому содружеству в "клубе по интересам".

В ноябре 1997 г. в Баку на встрече консультативной группы представителей МИД четырех стран - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии был подписан протокол, в котором официально декларировалось создание новой структуры. Уже тогда политические обозреватели обратили внимание на то обстоятельство, что впервые объединяются два кавказских и два восточноевропейских государства без России.

В новом объединении наряду с геополитическими соображениями важное значение придавалось "факторам нефти" и коммуникационной интеграции. Его участники уповали на многообещающие нефтетранзитные, транспортно-коммуникационные и торгово-экономические перспективы. Отмечалось, что Азербайджан обретает стабильных потребителей нефти и надежный альтернативный маршрут для ее экспорта; Украина, Молдавия и Грузия получат доступ к азербайджанским энергоресурсам и станут важным звеном в их транзите.

В 1999 г. в Вашингтоне к ГУАМ присоединился Узбекистан, и речь с тех пор идет уже о ГУУАМ. Финансируется ГУУАМ преимущественно из западных источников: в 2001 г. конгресс США выделил на эти цели 37 млн. долл.

Руководители стран ГУУАМ рассчитывали, что активизация их торгово-экономических связей на основе поэтапной либерализации торговли, согласование принципов структурного развития национальных экономик, более активное привлечение инвестиций и реализация кооперативных проектов в сфере энергетики, международной транспортной инфраструктуре позволят уменьшить энергетическую зависимость от России и повысить конкурентоспособность их экономики.

Несмотря на известную общность интересов стран ГУУАМ, нельзя не видеть и факторы, ограничивающие активность нового объединения. У каждой из стран-участниц есть свои внешнеполитические приоритеты, от которых они не захотят отказаться. Так, Украина по-прежнему стремится интегрироваться в Европу, сохраняя стратегическое партнерство с Россией и США. Закавказские страны добиваются сотрудничества как с евроатлантическими странами, так и с их геополитическими соседями - Турцией и Ираном. Молдавия после президентских выборов стремится к более активному сотрудничеству с Россией и Евразийским экономическим сообществом.

По мировым стандартам это объединение стран, обладающих невысоким уровнем человеческого потенциала, который в условиях глобализации современной экономической жизни считается решающим фактором конкурентоспособности и динамического развития. ГУУАМ отводят по среднему индексу человеческого потенциала место 89-й страны мира - после Мальдивских островов, а по уровню среднедушевого ВНП - 145-й страны, за Гондурасом и Гайаной.

 

Информация о работе Экономическая интеграция в рамках СНГ