Экономическое развитие Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

XX век внес огромные изменения в жизнь стран и народов. Но трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где перемены в политической и экономической сферах были столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из «моторов» западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным противником.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика Франции 5
Внешняя торговля Франции 9
Валютно-финансовые отношения Франции 12
Антикризисная политика Франции
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

рЕФЕРАТ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

ФРГ является ведущим внешнеторговым партнером Франции. Германский экспорт в эту страну в 1 полугодии 2009 г. сократился на 17,8% - до 31,3 млрд. евро, в то время как французский экспорт в Германию уменьшился на 12,9% - до 24,6 млрд.

 

Основные страны-поставщики товаров во Францию

 

 

I полугодие 2009 г., млрд.евро

I полугодие 2009 г. в % к I полугодию 2008 г.

Германия

31

-17,8

Бельгия и Люксембург

16

-21,2

Италия

16

-24,6

КНР

15

-5,3

США

14

1,6

Испания

12

-19,8

Великобритания

9

-28,2

Нидерланды

8

-20,3

Россия

4

-34,7

 


Валютно-финансовые отношения

В 2011 г., согласно прогнозам, инвестиционный климат в стране улучшится. После резкого сокращения в 2009 г. (на 21%) объем инвестиций в промышленность в 2010 г. увеличился на 5%. В 2011 г., по прогнозам, рост инвестиций в сектор электроники и информатики составит 11%, в автомобилестроение - 4%. В 2010 г. рост инвестиций наблюдался в транспортной, химической, текстильной и кожевенной отраслях, а также в производстве медикаментов. Сокращение инвестиций произошло только в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания (на 3%).

Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2010 г. не сократился. По данным “Diе Invest in France Agency”, в 2010 г. зарегистрировано 639 проектов, из которых 433 принадлежат европейским странам, 123 - странам Северной Америки и 66 - азиатским странам. Такой показатель соответствует докризисному уровню (в 2008 г. - 641 проект, в 2007 г. - 624 проекта). Среди стран-инвесторов первое место занимает Германия (113 проектов), далее следуют США (106), Италия (56), Испания (43), Великобритания (39), Швейцария (35), Бельгия (30), Япония (24), Швеция (21) и Китай (18).

Несмотря на положительные тенденции в развитии внешней торговли, в 2010 г. не были достигнуты показатели 2008 г. В I полугодии 2010 г. экспорт увеличился на 5,9% - до 187 млрд.евро, импорт – на 7,4% - до 212 млрд.евро. По прогнозам специалистов, в 2011 г. рост экспорта составит 8,9%, импорта – 7,1%. В I полугодии 2010 г. дефицит торгового баланса составил 8,2 млрд.евро (в I полугодии 2009 г. – 6,7 млрд.).


Антикризисная политика Франции

Долгосрочные проблемы французской экономики были видны для главных лиц государства задолго до наступления кризиса. Еще предыдущее руководство страны, администрация Ж.Ширака, принимало разнообразные меры для расширения участия МСП в инновационной деятельности. Центральным положением предвыборной экономической программы нынешнего президента Н.Саркози стало стимулирование производства. Во-первых, через более активное включение в это дело малого и среднего бизнеса, во-вторых, путем оживления внутреннего спроса, прежде всего - спроса населения.

После прихода к власти в 2007 г. администрация Саркози немедленно провела через парламент и стала претворять в жизнь два базовых правовых акта: Закон о модернизации и Закон о труде, занятости и покупательной способности.

Антикризисные меры правительство приняло в срочном порядке осенью 2008 г. После падения Lehman Brothers Н.Саркози первым среди европейских лидеров обратился к Б.Обаме с предложением немедленно разработать общие меры ведущих стран мира по борьбе с кризисом. Исходя из этой установки кабинет министров в первую очередь занялся возобновлением активности в кредитно-денежной сфере. Государственные гарантии по межбанковским кредитам на сумму 320 млрд. долл., были предоставлены 13 крупнейшим банкам. Последовало также решение о выделении этим банкам 40 млрд. евро для восстановления уставного капитала (рекапитализация).

Одновременно государство попыталось облегчить малому и среднему бизнесу доступ на финансовые рынки. Корпорация NYSE Euronext снизила порог инвестирования на биржевой площадке Alternext с 5 млн. до 2,5 млн. евро. Одно из ведущих национальных кредитно-финансовых учреждений, банк Caisse des Depots et Consignations инвестирует дополнительные 100 млн. евро в акции МСП, котирующиеся Renaulна французских биржах.

Срочная помощь была оказана также автомобильной промышленности. В начале октября 2008 г. ей было выделено 400 млн. евро на НИОКР в области создания "чистых" экологически малоопасных - автомобилей, для стимулирования внутреннего спроса была введена автопремия: бонус в 1 тыс. евро при обмене автомобиля более 10-летней давности на новый, с выбросом углекислого газа менее 160 г/км. Государство оказало автопрому и косвенную помощь, выдав дополнительно 1 млрд. евро банковским отделениям концернов Peugeot и  Renault и 300 млн. евро - субподрядчикам этих компаний. Срок выплаты автопремии продлен до конца 2010 г.: 700 евро в первом полугодии м 500 - во втором (общая сумма государственных расходов - 240 млн. евро).

В целях поддержания покупательной способности населения 1 декабря 2008 г. принят Закон о доходе активной солидарности. С июня 2009 г. на его основании домохозяйства с наименьшими доходами получают от государства ежемесячную выплату в 200 евро. Законом охвачено 3,8 млн. домохозяйств; общая сумма выплат к осени 2009 т. составила 760 млн. евро.

Другая мера того же порядка - пересмотр в декабре 2008 г. положений общенационального коллективного соглашения. Было предусмотрено повышение пособия по безработице до уровня  100% последней заработной платы (после вычета налогов), продление срока его выплаты с 8 до 12 месяцев, а затем - еще четырех месяцев (в размере 70%). Число приоритетных зон борьбы с безработицей (районов, где положение на рынке труда признано особенно тяжелым) увеличено с 7 до 25.

В то же время государство попыталось улучшить положение дел в строительстве, стимулируя покупку жилья наиболее нуждающимися в нем - низшими группами доходополучателей. Для увеличения на 20 тыс. количества реализованных в 2009 г. жилищных объектов (домов и квартир) была удвоена величина ипотечного беспроцентного кредита (он предоставляется с 2006 г. семьям с годовым доходом менее 50 тыс. евро). Государство обязалось также оказать финансовую помощь на сумму 50 млн. евро местным органам власти, способствующим ипотечному кредитованию в рамках уже действующей программы «Пропуск к недвижимости», с целью повысить численность участников этой программы до 30 тыс. в 2009 г.

Наконец, летом того же года были приняты дополнительные меры по стимулированию потребления населения. Это, во-первых, - закон о работе торговли в воскресные дни, по которому для городов с более чем миллионным населением функционирование торговли по воскресеньям становится обязательным, а для других населенных пунктов - желательным. Во-вторых, - решение о снижении ставки НДС в общественном питании с 19,5 до 5,5%.

Все эти антикризисные действия вытекали из обнародованного еще 4 декабря 2008 г. Н.Саркози государственного Плана оживления экономики. Окончательно он был принят 2 февраля 2009 г. Это рассчитанная на два года всесторонняя комплексная программа, концепция и принципы которой примерно соответствуют Европейскому плану восстановления экономики. Основные задачи французского Плана - не только обеспечение выхода из кризиса, но и продолжение уже начатых реформ, подготовка экономики страны к новому этапу развития, который, по мысли разработчиков документа, должен начаться после восстановления. Общая сумма расходов по реализации Плана - 26 млрд. евро.

Многочисленные мероприятия Плана можно разбить на четыре группы: инвестирование средств из госбюджета, осуществление капвложений госкомпаниями, помощь мелким и средним предприятиям на увеличение оборотных средств и стимулирование инвестиций, поддержание занятости.

Государственные инвестиции из бюджетных средств должны быть осуществлены на сумму 11 млрд. евро. Они охватывают 27 направлений и более 1000 проектов в области производственной и непроизводственной инфраструктуры. В подавляющем большинстве случаев речь идет об увеличении средств на финансирование уже действующих проектов. Значительная часть проектов сосредоточена в сфере транспорта: автодорожного и железнодорожного (всего в целом 630 млн. евро, в дополнение к предусмотренным ранее примерно 3,3 млрд. евро).

Данная группа мероприятий отличается своим многоцелевым характером. Они позволяют задействовать множество МСП в самых различных регионах страны, а также обеспечить рост производства в черной металлургии и металлообработке, автомобилестроении (производство грузовых автомобилей), в некоторых подотраслях станкостроения. Предполагается, что мероприятия Плана в названных отраслях транспорта позволят сохранить и создать дополнительно 4 тыс. рабочих мест.

План предусматривает увеличение финансирования работ в области речного и морского транспорта (дополнительно 150 млн. евро). Здесь основные цели - строительство глубоководного канала от французского Компьеня до бельгийского Камбре и модернизация основных портов страны.

Объем дополнительных ассигнований на непроизводственную инфраструктуру (согласно Плану, это - образование и наука) по сравнению с производственной невелик - 300 млн. евро. Примерно четверть из них пойдет на создание современных университетских кампусов, где должна сосредоточиваться и научная жизнь (по образцу Силиконовой долины). Ассигнования направляются также на ремонт университетских основных фондов, которые ранее находились в собственности государства, а теперь передаются самим университетам (175 млн. евро), на финансирование строительства новых зданий и сооружений для них, на обновление научного оборудования в ряде провинциальных вузов, расширение льготного кредитования жилья для студентов и др.

Отдельная строка Плана - стимулирование развития нанотехнологий (70 млн. евро). В данной области ставится задача создать под Парижем (г. Саркле) так называемый интеграционный центр, обеспечивающий сотрудничество бизнеса и ведущих научно- исследовательских лабораторий страны, в том числе государственных.

Важный раздел Плана - инвестирование средств ведущими госкомпаниями. Прирост госинвестиций только за 2009 г. составляет более 4 млрд. евро. Основную часть этой суммы вкладывает Electricite de France (2,5 млрд., в том числе 1 млрд. - в усовершенствование энергетического оборудования, 300 млн. - в развитие возобновляемых источников энергии, 600 млн. - в модернизацию энергосети). Национальная железнодорожная компания SNCF в том же году ассигнует дополнительно 400 млн. евро (совершенствование станционного хозяйства, разработка и внедрение новых энергосберегающих и информационных технологий и т.п.). Наконец, GDF Suez инвестирует во Франции 200 млн. евро сверх ранее запланированных средств в модернизацию сетей транспортировки и распределения газа.

Помощь мелким и средним предприятиям на увеличение оборотных средств и стимулирование инвестиций представляет собой, пожалуй, самую дорогостоящую часть Плана. На нее выделяется 11,4 млрд. евро. Среди мер в этой области упрощение схемы договоров МСП с государственными организациями. Ранее предпринимателю выдавался аванс только при получении госзаказа на сумму свыше 50 тыс. евро, а величина аванса равнялась 5% стоимости заказа. до конца 2009 г. первый показатель был снижен до 20 тыс. евро, а второй - повышен до 20%. На это ассигнован 1 млрд. евро. В 2009 г государство взяло на себя также выплату просроченных налоговых платежей предприятий по налогу на прибыль за предыдущий финансовый год и возврат долгов одних малых и средних предприятий другим в рамках оплаты субподрядов по госзаказам. Кроме того, оно перешло от погодового и поквартального к помесячному расчету и взиманию с МСП налога на добавленную стоимость и втрое увеличило размер налоговых льгот МСП по расходам на научные исследования. Наконец, для всех без исключения фирм были повышены коэффициенты амортизационных списаний.

В Плане оживления экономики основная роль по выводу МСП из кризиса отводится созданной еще в 2005 т. государственной Организации помощи малым предприятиям - ОСЕО. Изначально на нее возлагалась миссия стимулировать инновационный процесс и повысить конкурентоспособность МСП путем обеспечения государственного и частного финансирования. Предоставляя гарантии по банковским займам МСП и осуществляя совместное с кредитно-финансовыми учреждениями финансирование их деятельности, ОСЕО выступает посредником между МСП и банками.

Информация о работе Экономическое развитие Франции