Экономика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование роли экономики Китая в мировом хозяйстве.
При написании работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучение и анализ основных этапов экономического развития Китая;

Работа содержит 1 файл

курсач китай.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

В годы реформы сформировался и в последнее время уже доста­точно весомо заявил о себе фондовый рынок Китая с двумя основными фондовыми биржами в Шанхае и Шэньчжене. По размерам биржевой капитализации, количеству участников, объему совер­шаемых операций шанхайская биржа в настоящее время занимает одно из первых мест в Азии.

Достижения в развитии экономики Китая, осуществлении ради­кальных структурных преобразований не означали того, что в этой сложной деятельности не было недостатков, нерешенных проблем и серьезных противоречий. Среди них сами китайские специалис­ты на первое место ставят проблему производительности труда, ко­торая связана непосредственно с повышением качества функци­онирования экономики. Отставание страны по показателям душе­вого дохода от развитых и ряда среднеразвитых стран требует решения многих сложных проблем. Например, в сельском хозяйст­ве семейный подряд не может полностью решить проблему техни­ческой оснащенности и экономической эффективности. В настоя­щее время сила человека и животное тягло занимают в общем энер­гетическом балансе китайского земледелия ок. 75%.

Существует также проблема уровня жизни и образования. Дости­жения Китая в улучшении материального положения населения ог­ромны, но в стране по-прежнему немало бедных, особенно в сель­ской местности. Широко распространена безработица. Стране не хватает квалифицированной рабочей силы. В КНР есть поня­тие «новые неграмотные» (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно значительное количест­во детей либо покидает начальную или неполную среднюю школу, либо вообще не имеет возможности учиться. Все эти тенденции, ес­тественно, негативно отражаются на ходе реформы, затрудняют по­вышение эффективности экономики.

Таким образом, анализируя развитие реформы, можно сделать вывод о том, что в стране наблюдаются существенные экономические преобразования и сдвиги, но помимо положительных сторон, существуют и отрицательные, о чем было упомянуто выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КИТАЕ

 

Китайское правительство уделяет большое значение развитию малого бизнеса, поскольку именно этот сектор соз­дает новые рабочие места и активно участвует в освоении инновационных техно­логий.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможно­стей трудоустройства. За последние 20 лет данный сектор стал неотъемлемой ча­стью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабо­чих мест и осваивает новые инновационные технологии.

В 2002 г. в Китае был принят  «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который предусматривает равные возможности предпри­ятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.

Как и в других странах, в Китае созданы и активно совершенствуются госу­дарственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Основная их роль и задача – обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и ут­верждено специальное положение о создании «Государственного фонда развития малых и средних предприятий».

После 2003 г. в КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса. Вот некоторые данные, характеризующие его развитие в Китае:

– малые предприятия (количество занятых − до 100 человек) составляют 99% предприятий Китая;

– в КНР дейст­вуют свыше 40 млн. средних и малых предприятий, что составляет примерно 99,8% общего количества отечественных предприятий [6];

– в секторе малого предпринимательства занято около 60% трудоспособ­ного населения КНР [29];

– на долю данного сектора приходится свыше 60% ВВП страны [19];

– на малый бизнес приходится 46% налоговых поступлений, 75% запатен­тованных разработок и 75% общего количества рабочих мест в стране [6];

– сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая [18];

– китайские малые и средние предприятия обеспечивают 62,3% общего объема экспорта Китая. В 2005 г. объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил 218,25 млрд. долл. и 197,71 млрд. долл., уве­личившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малых и средних предприятий [18].

              Государство помогает среднему и малому бизнесу в продвижении своей про­дукции не только на внутренний, но и на внешние рынки. В Китае бизнесме­нов, которые, по сравнению с коллегами своей отрасли, платят больше налогов и создают больше рабочих мест, поощряют и награждают как «отличников социа­листического строительства». В отношениях государства и малого бизнеса в Ки­тае удивительным образом сочетаются древние конфуцианские традиции и «со­циалистические» нормы. Именно поэтому в Китае не существует проблемы нега­тивного отношения части общества к бизнесменам.

Основным проводником государственной экономической политики в стране является Национальная комиссия по развитию и реформированию (NDRC), одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малых и средних предприятий.

Еще один важный орган поддержки и развития малого бизнеса – это соз­данная в 2001 г. государственная информационная служба CSMEO . Этот коорди­национный центр, в основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному обслуживанию населения и организаций в вопросах деятель­ности малых и средних предприятий.

Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, и ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие бо­лее 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений [5].

При всех положительных моментах, многие эксперты отмечают, что малый бизнес в Китае все еще испытывает трудности в привлечении капиталов, в заим­ствовании технологий и в приобретении информации.

В целом, на основе вышеизложенного можно заключить, что меры, предпринятые правительством Китая на первых этапах реформы, были успешными, о чем свидетельствуют показатели развития малого бизнеса в стране. На сегодняшний день, экономика Китая во многом основывается на малых предпри­ятиях, которые способствуют развитию экспорта, обеспечивают занятость,  способствуют внедрению новой техники и технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ

 

Экономическое развитие КНР осуществлялось в рамках стратегии «опоры на собственные силы» и сопровождалось быстрым расширением внешнеэкономических связей. В современной трактовке эта концепция подразумевает активное использование передовой зарубежной технологии, опыта управления, финансовых средств в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня национального хозяйства.

Последние десятилетия характеризовались расширением самостоятельности предприятий в области внешнеэкономической деятельности, ограничением квотирования экспорта и импорта ряда товаров. Сохраняется запрет на обращение иностранной валюты, введена обязательная продажа валютной выручки от внешнеторговых операций уполномоченным банкам с правом покупки у них валюты для импорта и других целей.

По степени участия в международных экономических отношениях китайское хозяйство может характеризоваться как полуоткрытое, хотя вопрос об уровне вовлечения национальной экономики в мировое хозяйство неоднозначен. При подсчете по покупательной способности юаня показатель открытости хозяйства оказывается небольшим — 7—8% ВВП, что свидетельствует о невысокой зависимости китайского хозяйства от внешних факторов.

Китай активно развивает внешнеторговые связи. В 2001 году страна вступила в ВТО.

На ее долю приходится 3,4% мирового экспорта товаров и услуг. Китайский экспорт превосходит соответствующие показатели многих стран, уступая только ведущим индустриальным странам. Преобладает экспорт товаров, в экспорте услуг на ее долю приходится 0,3% мирового объема (в 2006 году экспорт услуг составил 91421 млн.$, в 2007 – 121655 млн.$). Основное место в экспортных поставках занимают мелкие и средние предприятия. Их поставки составляют примерно 60% общего объема экспорта страны.

Произошли важные сдвиги в товарной структуре экспорта. В нем значительно выросла доля готовой промышленной продукции и снизилась доля сырьевых товаров. Доля готовой продукции превышает 2/3 китайского экспорта. Основное место в нем занимают продукция легкой промышленности и другие товары (хлопчатобумажные ткани, одежда, обувь, игрушки). По экспорту фарфоровых изделий, хлопчатобумажных тканей, натурального шелка, пластмассовых игрушек, напольных ковров, туристических принадлежностей страна занимает первое место в мире.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится порядка 20% экспорта. Проникновение этих товаров на международные рынки сдерживается невысоким качеством, недостаточными возможностями послепродажного обслуживания. Высокий удельный вес в мировом экспорте имеют оптические инструменты (14%), радиоприемники (35% мировых поставок), конторское оборудование (9%), металлообрабатывающие станки, суда и телекоммуникационное оборудование (4—5%).

Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна, особенно хлопчатобумажной и шелковой промышленности (52 и 65%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота 5%.

 

Основные направления китайского экспорта и импорта показаны на рис. 1 и 2.

 

 

 

 

Рис. 1 Основные направления китайского экспорта

Примечание. Источник: собственная разработка

 

 

Рис. 2 Основные направления китайского импорта

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Важное значение для развития китайского хозяйства имеет импортная торговля. Приобретение техники и технологии дает возможность на реконструируемых предприятиях наладить собственное производство современной продукции и выйти на более высокий уровень технического развития. По оценкам, за счет импорта техники и технологии было обеспечено порядка 60% прироста промышленного производства.

Изменилась товарная структура импорта. КНР резко сократила ввоз зерновых и полностью прекратила закупки хлопка, соевых бобов и ряда другой сельскохозяйственной продукции, что стало возможным благодаря значительному увеличению сбора этих культур в стране. В то же время увеличился ввоз топлива, однако закупки нефти и нефтепродуктов остаются относительно скромными. Это результат двукратного снижения энергоемкости производства. Значительной остается зависимость от ввоза сырьевых товаров производственного назначения: леса и лесоматериалов, каучука, целлюлозно-бумажных товаров.

Географическое направление внешней торговли КНР концентрируется на развитых странах, на которые приходится свыше 90% китайского экспорта.

Ведущими экспортными рынками являются США и Япония. КНР выступает крупнейшим поставщиком на американский рынок текстильных товаров и игрушек. 2/3 продаваемых в США игрушек сделаны в КНР. Китайский экспорт составляет очень скромную долю в импортных закупках промышленно развитых стран. Китайские товары обрабатывающей промышленности составляют только 0,5% импорта стран ОЭСР.

Основными импортными рынками КНР также являются индустриальные страны — свыше 50%. Среди них выделяются Япония и США. Из Японии поступает свыше 20% импорта. При этом основная часть китайских закупок машин и оборудования за рубежом приходится на Японию, что объясняется активной политикой стимулирования экспорта со стороны японского правительства, которое предоставляло Китаю значительные экспортные кредиты. США лидируют в поставках высокотехнологичной продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники.

Для развитых стран китайский рынок не является крупным. Только 2,4% американского экспорта идет в КНР, (меньше, чем на Тайвань). Еще меньше относительные показатели других ведущих развитых стран. Только для японских компаний значение китайских закупок достаточно большое (5,1% японского экспорта).

Значительные закупки товаров КНР осуществляет в странах Азии — около 40%. Они включают нефть, другие сырьевые товары, а также ряд промышленных изделий.

Заметное место во внешней торговле КНР занимает Российская Федерация, на долю которой приходится 1,7% китайского внешнеторгового оборота. Это десятый по значению рынок. Китайские предприятия экспортируют в РФ изделия из кожи (24% экспорта), одежду (12%), обувь, трикотаж, а импортируют из нее машины и оборудование (свыше 40%), минеральные удобрения и черные металлы.

Информация о работе Экономика Китая