Эволюция процесса международной экономической интеграции в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция.Причины и формы развития междунардной экономической интеграции в мире.Предпосылки интеграции. Особенности Западноевропейской интеграции.Процесс экономической интеграции в Западной Европе.Современное состояние Западноевропейской интеграции.Экономическое сотрудничество ЕС и России.

Содержание

Введение.............................................................................................................3-4

Глава I. Международная экономическая интеграция.
Причины и формы развития междунардной экономической интеграции в мире........................................................................................................................5-9

Глава II. Предпосылки интеграции. Особенности Западноевропейской интеграции.
Процесс экономической интеграции в ЗападнойЕвропе..................10-12
Современное состояние Западноевропейской интеграции.............13-17
Экономическое сотрудничество ЕС и России....................................................................................................................18-22

Заключение....................................................................................................23-24

Список литературы...........................................................................................25

Работа содержит 1 файл

курсовая по мэо-грабчак дарья,фмит,23odt (1).docx

— 49.36 Кб (Скачать)

Второй этап- 1957-1967. с целью  углубления экономической интеграции те же шесть государств в Риме учредили Европейское экономическое сообщество и европейское сообщество по атомной энергии.

Основная цель Римского договора- «содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет.

Это предполагало:

-устранение между странами-партнерами таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле.

-устранение между странами-партнерами препятствий для свободного передвижения лиц, услуг и капиталов.

-гармонизацию структуры, ставок и налогооблагаемой базы косвенных налогов.

-регулирование государственного субсидирования.

-абсолютный запрет дискриминации по соображениям национальной принадлежности.

Создание общего рынка  предполагалось осуществить к 1970г.  Для решения поставленных задач  и осуществления конкретных мер  по их  реализации Договор учреждал институциональную структуру ЕЭС. В апреле 1965г был подписан Договор  о слиянии ЕОУС, Евроатома и ЕС в единый Совет и единую Комиссию.

В 1968г создан таможенный союз. Во взаимной торговле товарами устранены  внутрение таможенные сборы и колличественные ограничения, но сохранились процедуры таможенного контроля и оформления товаров на государственных границах.

Таким образом, Сообщество устанавливало  для всех государств-участников равные условия во внешней торговле, а следовательно, равные условия конкуренции как на внутренем, так и на внешнем рынках.

Третий период западноевропейской интеграции -1970-1980гг. Данный период ознаменовался  усилением центробежных тенденций  в ЕЭС и развитии «евроскептизма»,  даже не смотря на вступление новых членов. 1 января 1973г в Сообщество вступили Дания, Ирландия и Великобритания, а с 1981г — Греция. В 1986г Испания и Поргтугалия становятся членами Европейского сообщества. Число стран-участниц достигает 12.

Центральным событием  четвертого этапа стал Единый Европейский акт, признавший наличие в ЕЭС общего рынка и поставивший задачу перехода к единому внутреннему рынку, а также создание единого правового  пространства и единой экономической  сферы для хозяйственной деятельности  юридических и физических лиц. Одновременно создавалсь правовая база для распространения интеграции на новые сферы: науку, технику, валютные отношения, внешнюю политику.

На пятом этапе (1992-2000гг) в соответствии с решениями Маастрихтского договора о Европейском союзе  поставлена задача создания Экономического валютного союза  с единой валютой- евро, которая превратила Сообщество в реальный единый рынок, поскольку  снимает внутренние различия в организации  кредита, расчетов, курсовой политики, а значит и в ценах, налогах,  политике и валютных рынках. Именно за этот период подведена окончательная  база под сложившиеся в ЕС единые рынки товаров и факторов производства.

Выявление этапов развития европейской интеграции позволяет  сделать вывод: на протяжении всего  существование ЕС происходили углубление интеграционного процесса и трансформация  его  от простейшей формы к экономическому и валютному союзу.  Это единственная в мире интеграционная группировка, которая последовательно прошла в своем развитии все стадии интеграции, вплоть до ЭВС.

  • Современное состояние  Западноевропейской интеграции.

Вопрос "куда идет Европа?", которым задаются многие экономисты и политики, стал весьма актуальным после 2007 г. - последнего расширения Евросоюза (до 27 членов), и, в особенности, обнародования  Лиссабонского договора о реформе  ЕС, а также появления в конце 2008 года первых признаков надвигающегося финансово-воспроизводственного кризиса.

Существует, по крайней мере, пять основных вызовов, перед которыми стоит ЕС: проблема Европейской конституции, общих финансов и евро, необходимость  стимулирования экономического роста  и конкуренции (как в старых, так  и в новых странах - членах Союза), а также задача наладить взаимовыгодное стратегическое партнерство с государствами "европейской периферии".

1 декабря 2009 года вступил в силу Договор о реформе ЕС (так называемый «Лиссабонский договор»), который заменил собой все существовавшие до этого учредительные документы. Он предполагает значительные изменения в структурах и функционировании ЕС и призван оптимизировать работу ЕС, процесс принятия решений, консолидировать достижения последних десятилетий по созданию единого рынка, формированию европейской политики безопасности и обороны, в области юстиции и внутренних дел и создать условия для дальнейшего развития организации.

Кроме того, теперь Евросоюз может заключать соглашения с  третьими странами (т.е. изменится традиционная конструкция при заключении международных  соглашений – «Европейские сообщества и их государства-члены»). Представительства Комиссии Европейского союза в третьих странах и при международных организациях преобразуются в Представительства ЕС.

Лиссабонский договор  также упраздняет основанную на «трех опорах» структуру ЕС (экономический и валютный союз, общая внешняя политика и политика в области безопасности – ОВПБ, сотрудничество в области внутренней политики и юстиции), установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.

Лиссабонский договор  с 1 ноября 2014 г. вводит процедуру принятия решений по большинству вопросов двойным квалифицированным большинством, однако решения, относящиеся к сфере  общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС (ОВПБ), как и прежде, будут приниматься  на основе консенсуса.

3 марта 2010 года Европейская комиссия опубликовала информационную записку о новой стратегии развития Европейского Союза - Европа 2020.  Этот документ является продолжением и развитием Лиссабонской стратегии, осуществляемой Европейским Союзом в 2000-2010 годах.  Новая стратегия начинается  с дискуссии о будущем экономики Сообщества и о направлениях развития Европейского Союза.  Европа-2020 основана на опыте и достижениях Лиссабонской стратегии.  Его основной целью было создание в Европейском Союзе наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся экономики, основанной на знаниях, способных постоянно развиться и создавать большее количество  рабочих мест, и в то же время для обеспечения наивысшей социальной сплоченности в рамках Сообщества.

 Реализация новой стратегии имеет особое значение в условиях трудностей, вызванных мировым финансовым кризисом и следующие рецессии, а также проблемы, связанные с функционированием зоны евро.  Кризис выявил слабости экономики Союза, а также финансирования и обратил внимание на препятствия на пути  Союз  Собственного развития, связанные с интеграцией. 

Стратегия Европы 2020 представляет директивы для развития деятельности.

Если же обернуться назад, то на протяжении 1990-х годов минувшего столетия и в начале нынешнего века наблюдался процесс укрепления позиций наднациональных органов Европейского Союза, прежде всего Европейского парламента и Европейской комиссии.

Общие направления экономической  политики Евросоюза на среднесрочную  перспективу и координирует экономическую  политику стран-членов ЕС, а Европейским  центральным банком (ЕЦБ) проводится единая (наднациональная) денежно-кредитная  политика. На территориях стран-участниц валютного союза функционирует  единая европейская валюта – евро (в настоящее время в зону евро входят 13 из 27 стран-членов ЕС).

В то же время бюджетно-налоговая  политика в ЭВС осталась прерогативой национальных правительств, и ее наднациональный  аспект в настоящее время сводится к мониторингу и рекомендациям  со стороны органов Евросоюза. Однако повышение степени консолидации в управлении бюджетно-налоговой  политикой стран ЭВС становится все более настоятельным, поскольку  текущий подход, сочетающий централизованное регулирование денежно-кредитной  и децентрализованную финансовую политику, в значительной мере исчерпал свой потенциал развития.

На современном этапе  своего развития  Европейский Союз столкнулся с вызовами растущей глобализации и одновременно – с необходимостью внутренней модернизации и проведения достаточно глубоких реформ в ряде сфер.

 Факторы, сдерживающие реализацию Евросоюзом целей так называемой Лиссабонской стратегии развития данного интеграционного объединения, предполагающей создание уже к 2010 г. наиболее конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на передовых знаниях, при сохранении западноевропейских ценностей, обеспечении гармоничности   экономического развития и повышении социальной сплоченности общества. Объективной причиной разработки Лиссабонской стратегии наряду с внутренними социально-экономическими проблемами ЕС (сложная депрессивная экономическая и социальная обстановка в большинстве стран ЕС-15, старение населения, сокращение рождаемости, легальный и нелегальный приток мигрантов из Северной Африки, Ближнего Востока и Турции) явилось обострение на рубеже веков мирохозяйственной конкуренции и ослабление позиций ЕС в мировом хозяйстве.

Одним из факторов, обусловливающих  данную тенденцию, является незавершенность  интеграционного процесса в Европе. К числу основных причин отставания Евросоюза относятся более низкие темпы коммерциализации достижений НТП в ЕС и повышение курса  евро по отношению к основным валютам  мира. Рост курса евро по отношению к доллару в течение последних лет ухудшал возможности европейских компаний на американском и других рынках. Согласно оценке Французского института международных отношений, при сохранении существующих тенденций к неуклонному ослаблению позиций экономики Евросоюза в мировом хозяйстве в результате утраты ею необходимой динамики, гибкости, инновационности, а значит, и международной конкурентоспособности, к 2050 г. 45% мирового ВВП будет производиться в Китае, 31% - в США и только 17% - в Европейском Союзе. Доли Китая, США и Европейского Союза в мировой торговле составят соответственно 51, 17 и 17%. Экономические и политические последствия этих сдвигов очевидны.

Трудности трансформационно-адаптационного характера, переживаемые Евросоюзом, усложняются его пространственным расширением и одновременной реализацией курса на углубление интеграции. Последнее расширение Евросоюза было продиктовано скорее политическими, а не экономическими соображениями. Так, в 2004 г. в ЕС впервые вступили государства с очень существенным отставанием в уровне экономического и социального развития. В результате в Европейском Союзе все интенсивнее идут процессы дифференциации, возрастает его неоднородность, осложняется задача поддержания единого темпа интеграции, выполнение Лиссабонской стратегии, затрудняется процесс принятия решений и разработки единого курса, что создает риск возникновения центробежных тенденций в развитии этого интеграционного объединения.

Евросоюз приостановил свое дальнейшее расширение до решения вопроса  о принятии Конституции ЕС, призванной стать основополагающим документом в области регулирования деятельности Европейского Союза, в процессе ратификации  которой возникли серьезные затруднения.

Тем не менее, представляется, что механизм европейской экономической  интеграции, несмотря на сложности  и противоречия ее развития, обладает достаточными адаптационными возможностями. В долгосрочном периоде, как представляется, интеграционный процесс в рамках Евросоюза приобретет необходимую  динамику, но будет все более разноскоростным.

 

2.3 Экономическое сотрудничество ЕС и России.

  Взаимоотношения между Россией и Европейским Союзом имеют колоссальное значение для российского государства, бизнеса и общества. Ведь от их характера зависят не только наше взаимодействие в области торговли и отдельных секторов экономики, но и сам тип социально-экономического развития страны.

 Россия может сыграть важную роль в процессе европейской интеграции.  Это страна, которая имеет огромный и неоспоримый вклад в создании общего культурного наследия Европы. Размер России, ее потенциал и интересы — это  вызов для Европы, которая еще нуждается в России.  Кроме того, сегодня Россия нуждается в Европе и Европейского союза.  Изменения, которые Россия претерпела со времен перестройки  в том, что ее стало  «больше», чем раньше, так  доля в процесс интеграции увеличилась.  Если мы хотим, чтобы Россия участвовала в процессе европейской интеграции в конструктивном русле, необходимо изменить  отношения между Западной Европой, Европейским Союзом и Россией и развиваться  на новых основах.  Сама Россия также должна преодолеть предубеждение против Запада и некоторых из его соседей.  Отношения должны быть основаны прежде всего на трезвом экономическом и политическом рассчете.  Создание такого рода сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, основанно на принципах партнерства и взаимного доверия.

Первая главная задача России в выстраивании отношений  с ЕС-взаимоувязка сырьевых и иновационных ориентиров в собственнной стратегии.

Кроме того, внешние факторы  реализации этих двух стратегий складываются по-разному для каждой из них. В  сырьевой стратегии  явным противодействующим фактором является политика наднациональных  органов ЕС, а политика бизнеса  и отдельных прагматичных правительств ей скорее содействует.

Если ЕС не готов делиться активами энергетическими, то высокотехнологичные  - во всяком случае, на уровне деклараций, он готов предоставить России. А  вот прагматизм европейского, да и  российского бизнеса здесь врядли будут на 100% содействующим фактором, так как экономическая целесообразность высокотехнологического инвестирования в Россию пока неочевидна.

Информация о работе Эволюция процесса международной экономической интеграции в Западной Европе