Казахстан в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

В силу вышесказанных фактов, международный бизнес здесь стал развиваться в отраслях энергоресурсов, и поэтому представлен небольшим числом крупных компаний по торговле и крошечными компаниями в сфере услуг. Однако на территории Казахстана сосредоточено внушающее количество иностранных филиалов и отделений крупнейших ТНК со всего мира. Это обусловлено многими факторами, изучение которых и является задачей данной работы. Также следует заметить, что присутствие иностранных компаний явно оказывает влияние на национальную экономику и социальную сферу, поэтому я считаю актуальным изучить влияние ТНК на сферы жизни и экономики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Становление и развитие экономики Казахстана как суверенного государства 3
1.2. Отраслевая структура экономики РК на современном этапе 7
2. ОЦЕНКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СРЕДЫ РК КАК ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
2.1. Конкурентоспособность национальной экономики 11
2.2. Макроэкономическая ситуация в Казахстане 12
2.3. Правовая среда 14
3. КАЗАХСТАН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
3.1. Анализ ВЭД Республики Казахстан за период проведения реформ и присоединения к ВТО 17
3.2. Место Казахстана в мировых экономических отношениях 23
3.3. Влияние ТНК на экономику Казахстана 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИТЕРАТУРЫ…………………………………………..........31

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 90.94 Кб (Скачать)

В целях повышения эффективности  законодательно-правовой и методологической основы установления цен и тарифов, в 2009году правительство приняло ряд организационных мер по устранению недостатков в работе антимонопольных ведомств. В целях реализации комплексной антиинфляционной политики реализуется план мероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на 2009-2010 годы.

За прошедший период Национальным Банком совместно с Правительством Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций был  предпринят ряд мер, которые позволили  решить проблему нехватки текущей ликвидности  банков второго уровня Республики Казахстан, избежать дефолтов банков по их внешним  обязательствам и в целом сохранить  устойчивость финансовой системы страны. Мониторинг и анализ публикаций в  казахстанских СМИ за прошедший  период также свидетельствуют о  положительной оценке деятельности государственных органов, в том  числе Национального Банка, в  условиях глобального финансового  шока. Негативное освещение в казахстанских  СМИ получают вопросы о недвижимости, ипотеке и растущей инфляции, вызванной  ростом цен на основные продукты питания  и энергоносители.

Результаты оценок, проводимых международными организациями и  рейтинговыми агентствами, носят менее  оптимистичный характер. Так, рейтинговое  агентство «Fitch» опубликовало отчет-оценку состояния финансовой системы, где  отмечается, что в сфере внешних  финансов страны наблюдается улучшение, но при этом идет «снижение качества банковских активов в условиях ухудшающегося  макроэкономического климата».

            В рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ позиции Казахстана значительно снизились в этом году по сравнению с прошлым. По макроэкономическим показателям Казахстан занял аж 105 место среди 132 стран (для сравнения Казахстан занимал 25 место в 2007 году). При этом макроэкономические показатели снизились по всем пунктам: профициту/дефициту бюджета на 42 позиции, по норме национальных сбережений на 1 позицию, по государственному долгу на 7 позиций. По уровню инфляции Казахстан занимает одну из худших позиций, 121 место из 132 стран, что по сравнению с прошлым годом ниже на 17 позиций.

Согласно ежегодного отчета Азиатского банка развития (АБР) «Перспективы развития Азии», неожиданно возникшие вследствие глобальной неустойчивости финансовых рынков трудности у местных банков привели к резкому сокращению объемов кредитования и снижению роста экономики. Согласно заключению их экспертов, основные вызовы, стоящие перед экономикой РК – это развитие несырьевых отраслей, управление внешним долгом банковского сектора и снижение инфляции. Долгосрочные перспективы остаются позитивными ввиду больших запасов нефти в стране.

Согласно прогнозам Миссии Международного Валютного Фонда , в ближайшей перспективе темпы роста реального ВВП сохранятся на относительно невысоком уровне. Если учесть быстро эволюционирующую мировую экономическую и финансовую ситуацию, данные прогнозы сопровождаются неопределенностью и имеются риски недостижения даже этих уровней.

 

2.3 Правовая среда

 
        Анализ состояния правовой среды Казахстана охватывает меры, нацеленные на борьбу с коррупцией, создание новых, более совершенных форм борьбы с коррупцией, устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, а также на развитие внутренней конкуренции. Среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующее положение в разработке законодательной базы и систем противодействия коррупции. Эта работа ведется в рамках Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции, деятельность комиссии обеспечивает Министерство юстиции РК.

Согласно статистическим данным Агентства по статистике РК, за 2011 год выявлено 986 коррупционных преступлений, что на 10% ниже 2010 года (1018), при этом удельный вес составляет 61,6% от общего количества выявленных всеми правоохранительными органами (1342). Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью объясняет снижение изменениями, внесенными в уголовное законодательство в июле 2009 года. В настоящее время коррупционными признаются преступления, связанные с получением лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ.

Министерством финансов РК была принята Стратегия по борьбе с коррупцией. На сегодняшний день, начались работы по двум из пяти направлений  стратегии – по реализации мероприятий  по устранению коррупционных проявлений во всех сферах налоговых отношений  и по совершенствованию ведомственного контроля.

В частности Министерством  финансов РК уточнен перечень коррупционных  сфер в налоговых отношениях и  мер по устранению в них коррупционных  проявлений. Кроме этого в рамках Плана развития и расширения функциональности информационной системы ИНИС запланированы работы по исключению непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В целях обеспечения реализации концепции по внедрению системы  государственного планирования, ориентированного на результаты, Министерством юстиции РК был разработан Стратегический план развития Министерства юстиции РК на 2008-2010 годы, который был одобрен на заседании Правительства. Для повышения осведомленности населения в сфере законодательства, Министерством юстиции РК проводились еженедельные брифинги по разъяснению действующего законодательства в республике. Органами юстиции были организованы 2356 выступлений в электронных и печатных СМИ.

Совместно с заинтересованными  государственными органами – Агентством по информатизации и связи и Министерством  культуры и информации РК – ведется  работа по развертыванию широкомасштабных акций на тему борьбы с коррупцией.

В этих целях, Агентством изготовлены  социальные видео- и аудио-ролики на антикоррупционную тематику на государственном  и русском языках, которые с 12 августа 2008 года транслируются на ведущих  республиканских теле - и радиоканалах. Также совместно с заинтересованными  государственными органами, неправительственными организациями и НДП «Нур Отан»  проводятся следующие мероприятия  анти-коррупционной направленности в городах Астана, Караганда, Кокшетау: «круглые столы»; изготовление информационных агитационных баннеров с указанием  телефонов доверия органов финансовой полиции, которые в ближайшее  время будут размещены в международном  аэропорту, железнодорожном и автобусном вокзалах г. Астана.

С целью снижения административных барьеров для улучшения условий  ведения бизнеса, а также мониторинга  и достижения эффективности правовой среды, государственными органами было выполнено комплекс работ. Разработан законопроект по улучшению законодательства по вопросам аудиторской деятельности в стране, главными задачами которого являются стимулирование улучшения  инвестиционного климата, развитие фондового рынка, повышение ответственности  аудиторов и аудиторских организаций. Комиссия, созданная 18 марта 2008 года проводит работу по усовершенствованию разрешительной системы, порядка проведения проверок, системы регистрации прав на недвижимое имущество и процедур сертификации товаров, работ и услуг.

В целях усиления работы, направленной на защиту прав объектов интеллектуальной собственности в  структуре Управления организации  таможенного контроля Комитета транспортного  контроля Министерства финансов РК в  августе 2008 года создан Отдел по контролю за объектами интеллектуальной собственности. Также, в настоящее время ведется  работа по разработке проекта Закона РК «О внесении дополнений и изменений  в некоторые законодательные  акты РК в связи с вступлением  РК во Всемирную торговую организацию». Данным проектом Закона предусматривается  наделение таможенных органов РК дополнительными полномочиями (ех-officio) в целях осуществления эффективной  защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

В целях снижения административных барьеров для развития международных  автомобильных перевозок в Республике Казахстан Министерством транспорта и коммуникаций РК проработаны вопросы  обеспечения первоочередного транспортного  контроля и оперативного круглосуточного  прохождения автотранспортных средств  в пунктах пропуска на государственной  границе по принципу «одна остановка» с выдачей талона прохождения  государственного контроля.

В целях снижения административных барьеров в рамках административной реформы разработан план мероприятий  по реформированию Комитета транспортного  контроля Министерства транспорта и  коммуникаций РК, в котором предусматриваются  мероприятия по сокращению некоторых  контрольных функций в сфере  железнодорожного и водного транспорта, с последующей передачей их другим государственным органам и в  местные исполнительные органы.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. КАЗАХСТАН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

3.1Анализ развития ВЭД  РК за период проведения реформ  и присоединения к ВТО

 

Казахстан практически с  самого начала своего независимого развития  проводил стратегию открытой экономики. В  результате  экономических  реформ Казахстан  по  темпам экономического роста в течение последних  лет входит в топ-десятку стран  мира,  сохраняющих  высокие  темпы  развития.  По  мнению  многих  экспертов, достижению  столь  высоких  экономических  показателей во многом способствовал именно экспорт сырья  и благоприятная ценовая конъюнктура  на мировых рынках.

Внешнеэкономическая деятельность Казахстана является одним из наиболее значимых факторов в определении динамики развития страны, состава ВВП, внутреннего  и внешнего спроса. Из данных таблицы 1 видно, что в 2009 г. больше половины экономической стоимости производимого в Казахстане продукта (55,3%) было продано за границу.

 

Таблица 1 - Доли экспорта и импорта  в ВВП, в %

Наименование 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт

35,5

50,8

40,3

40,7

42,9

47,7

49,5

47,9

46,1

55,3

40,5

46,6

Импорт 

33,5

38,9

35,9

32,6

31,0

32,0

31,5

29,8

31,7

29,6

28,5

20,2

Сальдо 

2,0

11,9

4,4

8,1

11,9

15,7

18,1

18,1

14,4

25,8

12

26,4

Примечание: составлено автором по данным Комитета таможенного контроля МФ РК

 

 

Около третьей части ВВП ушло на товары и услуги из-за границы (25,8%). Активное сальдо торгового баланса  свидетельствует о том, что Казахстан  накапливает богатство относительно остального мира.

В 2010 году доля экспорта в  ВВП уменьшилась до 40,5%, импорта - до 28,5%, а сальдо платежного баланса  снизилось до 12%,однако в 2011 году доля экспорта снова возросла до 46,6% (87723,8 млн.долл.), а доля импорта снизилась  до 20,2%, что говорит о положительных  сдвигах во внешней экономике  РК и об эффективности проводимой реформы развития импортозамещающих  производств..

Динамика внешнеэкономической  деятельности Республики Казахстан  представлена в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2 - Внешнеторговый оборот  Республики Казахстан

Наименование 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Внешнеторговый оборот

млн. долларов США

15085,1

16254,3

21335,4

32877,4

45201,5

61927,2

80511,7

109072,5

71604,4

90685,1

125 802,2

в процентах к предыдущему  году

108,9

107,8

131,3

154,1

137,5

137,0

130,0

135,5

65,6

126,6

138,7

Экспорт

млн. долларов США

8639,1

9670,3

12926,7

20096,2

27849,1

38250,3

47755,3

71183,5

43195,8

59833,3

87 723,8

в процентах к предыдущему  году

98,0

111,9

133,7

155,5

138,6

137,3

124,8

149,1

60,7

138,5

146,6

Импорт

млн. долларов США

6446,0

6584,0

8408,7

12781,2

17352,4

23676,9

32756,4

37889,0

28408,6

30852,2

38 078,4

в процентах к предыдущему  году

127,9

102,1

127,7

152,0

135,8

136,4

138,3

115,7

75,0

108,6

123,4

Примечание: составлено автором  по данным Комитета таможенного контроля МФ РК

Информация о работе Казахстан в мировой экономике