Китай в мировой экономике и международных экономических отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим такие вопросы, как:
1. Экономика Китая
2. Китай в Мировой экономике
3. Китай в Международных экономических отношениях
4. КНР в мирохозяйственных связях
5. Китай в торговых отношениях с Россией. Китай и Дальний Восток
Рассмотрение этих вопросов поможет нам лучше понять механизмы развития Китая, выявить тенденции, и возможно, взять пример для подражания.

Содержание

Введение
1. Китай в мировой экономике.
1.1 История экономики Китая
1.2 Китайский путь реформ
1.3 Современное состояние экономики Китая
2. Китай в Международных экономических отношениях
2.1 Факторы и условия экономического роста
2.2 Отраслевая структура хозяйства
2.3 Положение в мировом производстве
2.4 Проблемы экономического развития
3. КНР в мирохозяйственных связях
3.1 КНР в мировой торговле
3.2 КНР в международном движении капитала
4. Китай в торговых отношениях с Россией
4.1 Развитие экономических отношений с Россией.
4.2 Торговые отношения Китая и Дальнего Востока
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсоваяпо МЭ и МЭО.docx

— 81.47 Кб (Скачать)

Экономический рост ускорил расслоение между приморскими и внутренними  провинциями. В 1995 г. ВНП западного  региона вырос менее, чем на 8%, в то время как в центральных  провинциях был зафиксирован рост 9,5%, а в приморских -- 15%. В зоне Пудун (Шанхай) в 1995 г. прирост составил 20%. Большой разрыв существует и в уровнях дохода на душу населения в регионах. В 1996 г. показатель среднедушевого дохода во Внутренней Монголии составлял 3 тыс. юаней в год (362 долл.), в то время как в экономической зоне Шэньчжэнь -- 11,7 тыс. юаней. Растущий разрыв в уровнях развития и все большая региональная обособленность привели к тому, что в стране фактически существует несколько региональных экономик.

Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических  связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней  торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме  и использования иностранных  кредитов.

Основным направлением демонополизации  и децентрализации внешнеэкономической  деятельности КНР стал постепенный  переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних  хозяйственных связей преимущественно  экономическими методами.

Наиболее развитой формой международных  связей в настоящее время является внешняя торговля. За годы реформ внешнеторговый оборот Китая вырос с 10 млрд долл. в 1978 г. до 325 млрд долл. в 1997 г. (положительное  сальдо при этом составляет более 40 млрд). По объему экспорта КНР находятся  на шестом месте в мире.

Существенно усилилась зависимость  экономики Китая от внешней торговли, доля экспорта в ВНП возросла с 10% в 1978 г. до 40% в 1996 г., что свидетельствует  о достаточно глубокой вовлеченности  экономики КНР в мирохозяйственные  связи. Однако доля страны в мировой  торговле за период с 1979 по 1998 г., выросшая почти в четыре раза, по-прежнему остается низкой, составляя около 2%. Низкий удельный вес в мировой торговле объясняется прежде всего невысоким качеством большинства товаров обрабатывающей промышленности КНР, не выдерживающих конкуренции на мировом рынке, а также отсутствием возможности увеличить экспорт сырьевых товаров.

Экспортная политика КНР, главной  задачей которой является обеспечение  валютного финансирования импорта, строится с учетом мировой конъюнктуры. Усилия направляются на стимулирование преимущественного роста вывоза готовой продукции при повышении  в ее общем объеме доли фондо- и наукоемких товаров, а также достижение соответствующего мировым стандартам качества экспортируемых изделий. В течение 80-х годов был достигнут значительный рост в общем объеме экспорта доли готовой промышленной продукции, составившей в начале 90-х годов 2/3 экспорта Китая. При этом первое место в нем (около 50%) принадлежит товарам народного потребления, в числе которых ткани, обувь, игрушки и т.п. Видное место во внешней торговле Китая в настоящее время занимает переработка сырья с последующим экспортом готовой продукции, на нее приходится около 50% общего товарооборота страны. По экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка Китаю принадлежит мировое первенство. Текстильная промышленность является важнейшим источником инвалютных доходов.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится менее 20% экспорта. Рост удельного веса этой продукции  в мировом экспорте сдерживается тем, что она пока не в состоянии  конкурировать с продукцией других поставщиков. Доля продукции машиностроения Китая в мировом экспорте не превышает 0,3%. В период 80-х годов неуклонно  снижалась доля сырья и полуфабрикатов в китайском экспорте: с 49% в 1980 г. до 25--30% в 1990 г. Экспортная квота в  наименее зависимой от экспорта отрасли -- химической промышленности -- составляет 5%.

Во внешней торговле Китая в  настоящее время преобладает  доля промышленно развитых стран. В 1997 г. на них приходилось 64% внешнеторгового  оборота страны, 42% составляет доля основных партнеров -- США, Японии и  Гонконга. Во внешней торговле сокращается  удельный вес государственных компаний КНР. Их место занимают предприятия  с участием иностранного капитала, на долю которых в 1997 г. приходилось 46% всей внешней торговли Китая.

 

Китай продолжает привлекать иностранный  капитал, общий объем которого неуклонно  растет. За 1979--1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10% общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных  инвестиций составили кредиты и  займы, до 50% -- кредиты иностранных  правительств и международных финансовых организаций, предоставляемых, как  правило, на льготных условиях. В период 1991--1996 гг. объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем  иностранного капитала, поступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997 гг. было получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового  положения КНР не вызывают опасения.

Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга  к ВВП) не превышает 15% при опасном  пределе 20%. Коэффициент задолженности (отношение внешнего долга к годовому объему экспорта) не превышает 80% при  опасной отметке 100%.

Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно существующей в Китае классификации, подразумеваются  вложения в совместные предприятия, чисто иностранные предприятия, совместные проекты, компенсационные  сделки и различные формы промышленной кооперации, к 1997 г. составили 42,5 млрд долл. В роли основных инвесторов выступают  США, Япония и Гонконг. На долю последнего приходится до 60% зарубежных капиталовложений в континентальном Китае и  около 80% -- в южных приморских районах. Совместные предприятия в промышленности позволяют только за счет улучшения  организации труда повышать его  производительность в 5--6 раз и приблизиться к мировым показателям. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР выросла с 15% в 1989 г. до 24,8% в 1996 г.

Такой рост объясняется сложившимся  в КНР довольно благоприятным  инвестиционным климатом, которому способствует ряд факторов. Среди них -- относительная  политическая стабильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем  оплаты труда в развитых странах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинированность, исполнительность, стремление перенимать опыт); размеры и возможности китайской экономики; удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и близлежащих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная национально ориентированная политика в области привлечения иностранных инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с китайской диаспорой.

Однако инвестиционной политике Китая  свойственны и существенные недостатки: значительная степень государственного вмешательства в предпринимательскую  деятельность; увлечение всякого  рода приоритетами; отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права  продажи земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием  экономики Китая, является сосредоточение иностранного капитала в первую очередь  в прибрежных районах. В целях  смягчения этой проблемы правительство  рассчитывает направить инвестиции в более бедные внутренние районы.

Немаловажную роль в решении  назревших экономических и социальных проблем в Китае играет интенсивное  привлечение иностранного капитала посредством создания предприятий  с участием зарубежных фирм, формирования и развития свободных экономических  зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая  сумма привлеченного зарубежного  капитала в Китай составила около 638 млрд. долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции.

На современном этапе процесс  движения китайской экономики к  рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя  основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием  и развитием рыночных отношений  и твердый контроль правительства  за макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых  дверей», способствующей притоку иностранного капитала.

1.2 Китайский путь реформ

Несмотря на нередкие высказывания западных макроэкономистов о том, что  самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах является их полная непонятность и  нелогичность c точки зрения западной экономической науки, эти реформы  с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее проработанных  в теоретическом, идеологическом и, в целом, в научном плане. Исключением  может считаться только непродолжительный  период конца 70х-начала 80х годов, (время  начала китайских реформ) , который  вообще-то можно назвать "заявлением о намерениях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения  реализации целей и задач реформы  на всех уровнях управления китайской  экономикой был создан Государственный  комитет по реформе экономической  системы при Госсовете КНР. В  первые 8 лет после образования  КНР, молодое социалистическое государство, пережившее также и кровопролитную гражданскую войну, прошло через  коренные качественные изменения в  социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь в закладке материально-технической базы социализма оказал Китаю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом благодаря этой помощи и действительно огромному революционному энтузиазму китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и стабильные темпы экономического роста.

С 1958 года начался "большой скачок", призванный построить в Китае  коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за завышения по этой причине  степени обобществления производства, средств производства, системы оплаты труда, систем распределения продовольствия и товаров народного потребления  до совершенного абсурда, общественные и экономические отношения приняли  невиданно уродливые формы. Последствия  недопустимого опережения уровня развития производительных сил формами производственных отношений не замедлили сказаться. Со стороны, наиболее парадоксально  выглядел тот факт, что фантастические темпы экономического роста, достигнутые  в первые годы "большого скачка", не только не увеличили промышленного  и сельскохозяйственного производственно-экономических  потенциалов страны, но и очень  серьезно подорвали их -- настолько, что все последующие годы вплоть до конца 70х Китай оправлялся от этого удара, нанесенного самому себе.

Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования" народного хозяйства, направленного на разукрупнение "народных коммун" и выработку более реальных планов экономического развития, китайское руководство так и не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет, о которой уже говорилось выше, -от нарастающей тенденции отставания производительных сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро дал себя знать в период так называемой "культурной революции". Как гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок я могу предположить идеологический аспект. По-моему, само признание возможности таких ошибок на пути строительства социалистического и коммунистического общества через 10-15 лет после революции мог необратимо подорвать доверие народа к самой идее социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю "недоговоренность" политики "урегулирования". Скорее всего поступаться и дальше идеологическими канонами даже ради здравого смысла в тот момент, как мне кажется, было, действительно, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду "культурной революции", которую не может оправдать ничто.

Попытки ускорить прохождение переходного  периода и создания материально-технической  базы социализма предпринимались вплоть до конца 70х годов и не дали результата все по той же, уже много раз  повторенной причине--отрыве производственных отношений от производительных сил.

Наиболее динамично и без  раскачки пошла сразу после III Пленума  ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов  производственных бригад и 99,6 процентов  крестьянских дворов использовали систему  полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд) , предусматривающую полную свободу  использования продукции, остающейся после расчетов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные  фонды органов власти. Эта система  быстро повысила производительность крестьянского  сельского хозяйства, за счет частной  заинтересованности производителей.

В отличие от аграрной реформы, реформа  городского хозяйства началась в  Китае значительно позднее -- фактически по завершению реформ в деревне. В  другом разделе о ней будет  рассказано подробнее, сейчас же несколько  слов о причинах такой ее "запоздалости" и направлениях.

Реформа в городах непосредственно  связана с реформой китайской  промышленности, которая почти полностью  сконцентрирована в крупных городах. Кроме необходимости начала процесса изменений в промышленной структуре  КНР, важным толчком для городской  реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной реформы. Для ее успешного продолжения  город должен был обеспечить создание, во-первых, условий для свободной  реализации сельскими производителями  излишков производимой продукции, во-вторых, промышленного сектора по производству продукции для товарного обмена с сельским населением на базе конверсии  определенной доли городского промышленного  комплекса. Центром всячески поощрялось разнообразие создаваемых новых  связей между городом и деревней. Но при этом варианте при влиянии  региональных, социальных и других факторов создалось такое многообразие связей деревни с центральными местами, что проведение центром какой-то общей конкретной политики на местах в этом вопросе стало попросту нереальным. Поэтому и последовало  резкое расширение полномочий метных органов власти и самоуправления.

 Реформа хозяйственной системы  в китайской деревне 

Как уже говорилось выше, реформа  хозяйственной системы в китайской  деревне была объявлена самой  первой, началась и закончилась, в  целом, раньше других, создала предпосылки  для начала и определения направлений  реформ в других сферах социально-экономической  структуры КНР. Она же, возможно, определила и хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ. Это была реформа, в частности, сельскохозяйственного  производства не на технологическом  уровне, а на уровне принципов товарного  социалистического производства.

Система семейной подрядной ответственности - эта система представляет собой  общественное хозяйство, ведущееся  крестьянскими дворами на условиях подряда при увязывании вознаграждения с результатом производства.

1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой  форму хозяйствования, при котором  двор-подрядчик (семья-- низший "разряд" производителя) заключает с производственной  бригадой (основной хозрасчетной  единицей, выполняющей также роль  посредника во взаиморасчетах  между государством и единоличным  сельхозпроизводителем) договор на выполнение конкретного производственного задания. Когда подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица -- производственная бригада -- выделяет двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п. ; в скотоводстве, соответственно -- корма, пастбища, выгоны, орудия производства, услуги по переработке продукции.

Информация о работе Китай в мировой экономике и международных экономических отношениях