Китайско-японкские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Еще в конце XIX в. Дж.Хей - государственный секретарь США утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего" . И действительно, как бы подтверждая предсказание Дж.Хея, ныне Азия превратилась в мощную мировую силу. Можно сказать, что этот регион стал самым динамичным в современном мире. Одними из ведущих экономически развитых стран в этой части света является Япония и Китай.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные исторические аспекты развития японо-китайских отношений. 5
Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация. 15
2.1 Проблема исторического прошлого. 17
2.2 Территориальный спор. 24
2.3 Проблемы взаимовосприятия. 27
2.4 Военное соперничество 30
Глава 3. Перспективы развития китайско-японских отношений. 33
Заключение 39
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Китайско-японские отношения.docx

— 85.49 Кб (Скачать)

Экономическая же выгода состояла в том, что дети, внуки и правнуки тех, кто разрушал Китай, по-японски  добросовестно оказывали помощь в его возрождении. Сегодня трудно оспорить тезис, что в становлении  китайской экономики, очень важную роль сыграла японская экономическая  помощь, которая начала оказываться  с 1978г.

С 1979 по 2001 г. Япония предоставила КНР низкопроцентные кредиты (0,79-3,50% годовых) в объеме 3 млрд. дол. США (с  рассрочкой по оплате до 40 лет), также  передала КНР 1,4 млрд. дол. США в качестве безвозмездной помощи.2 Необходимо отметить, что Япония инвестировала в Китай нечто большее, чем просто финансовые средства, - японские технологии, японскую концепцию научно-технической базы промышленности, высочайшую культуру производства. До немыслимого уровня для прежнего Китая была развита транспортно-коммуникационная сфера. Тем не менее КНР упрекала Японию за постепенное снижение японских инвестиций. Действительно, с 1991 г. доля японских инвестиций в китайскую экономику (от общего объема иностранных инвестиций) начала снижаться. Например, в 1993 г. она составила всего 4%, четвертое место после Гонконга, Тайваня и США. Причина в том, что, с одной стороны, развитые западные и некоторые крупные региональные страны наконец-то оценили инвестиционную привлекательность КНР и в 1994 г. и инвестировали в 7 раз больше, а в 2002 г. - в 11 раз больше, чем в 1991 г.3

С другой стороны, можно с  уверенностью предположить, что здесь  не обошлось без политических интересов. Еще в самом начале экономического содействия КНР в Японии неоднозначно воспринималась помощь коммунистической стране с ядерным потенциалом. После  пекинских событий 1989г. и по мере прояснения направления развития КНР  противников помощи стало еще  больше. Япония пересмотрела критерии и условия оказания помощи другим странам. В свою очередь в Пекине сокращение объемов японского экономического содействия расценили как наступление «похолодания» в двусторонних отношениях.

В 1998 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь совершил государственный визит в Японию, а в 1999 г. премьер-министр Японии Кэйдзо Обути - в КНР. Стороны определили рамки отношений дружбы, сотрудничества и партнерства, направленные на мир и развитие, подчеркнули приоритеты и направления активизации делового сотрудничества в разных областях и таким образом заложили прочную основу для развития двусторонних отношений в XXI веке.

В 1999 г. объем торговли между  КНР и Японией составил 66 млрд. долларов США. По состоянию на конец июня 1999г. КНР утвердила примерно 20 тыс. проектов инвестиций японских предприятий в КНР. Договорная сумма капиталовложений составила 37 млрд. долларов, а объем практических капиталовложений превысил 26 млрд. долларов США.4

В мае 2000г. КНР посетила с  визитом миссия из Японии для активизации  культурных и дружественных связей между Японией и КНР. Председатель КНР Цзян Цзэминь лично присутствовал  на торжественном собрании и выступил с важной речью об укреплении и  развитии китайско-японской дружбы, которая  вызвала позитивный отклик в народных массах двух стран. В октябре 2000г. Премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи побывал в Японии с официальным визитом, вел глубокую работу с японским правительством с целью укрепления доверия и расширения сотрудничества, что будет способствовать укреплению политического базиса в отношениях двух стран и продвижению развития отношений дружеского сотрудничества двух стран во всех областях. Так по итогам визита в КНР, в апреле 2003г. министра иностранных дел Японии Иорико Кавагути стороны сошлись во мнении о том, что китайско-японские отношения должны развиваться в духе “извлечения уроков из прошлого и обращения в будущее”.

Однако, несмотря на положительную динамику развития отношений между КНР и Японией, существуют и противоречия. Между КНР и Японией существуют проблемы архипелага Дяоюйдао и нефтегазового промысла в Восточно-Китайском море. В политической сфере КНР (как постоянный член Совета Безопасности ООН) стремится противодействовать политическому возвышению Японии. В этом контексте Китай выступает если не открыто против, то негативно-выжидательно по отношению к идее вхождения Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Также КНР стремится к политическому и экономическому лидерству в АСЕАН, Южной Азии, Африке и Латинской Америке, противодействуя внешней политике Японии.

В военно-политической области  КНР открыто выступает против участия Японии в развертывании  региональных систем противоракетной  обороны. Также КНР в наступательной форме выражает озабоченность по поводу военных новаций Токио. КНР  стремится нарастить свои «преимущества» как ядерной державы, реализуя программу  развития и совершенствования национальных стратегических ядерных сил, а также  модернизируя свои Вооруженные Силы.

Несмотря на противоречия и шероховатости взаимоотношений  КНР и Японии можно с уверенностью сказать, что продвижение "внешней  политики доверия" является основным направлением развития внешней политики КНР в отношении Японии. Непрерывно укрепляется межправительственное понимание и доверие в политической сфере, активизируется двустороннее сотрудничество в международных и региональных делах. Торгово-экономическое взаимодействие между двумя странами получило большое развитие. По статистическим данным Японии, в 2008 году КНР, перегнав США, стал крупнейшим торговым партнером Японии. Постепенно расширяются культурные и персональные обмены между двумя странами.

Углубление связей отвечает интересам обоих государств, защита здорового развития политических отношений  между КНР и Японией весьма важна для продвижения двусторонних связей во всех сферах.

 

Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация.

 

В  XXI  в. Япония и Китай  выступают как влиятельные игроки в мировой и региональной политике. От состояния японо-китайских отношений  в огромной мере зависит, будет ли стабильна военно-политическая и  экономическая обстановка в Северо-Восточной  Азии. При этом отношения между  Японией и Китаем характеризуются  противоречивостью и недостаточной  сбалансированностью. Если торгово-экономические  связи в структуре двусторонних отношений носят достаточно устойчивый характер,  то в политической сфере  периодически возникает напряженность.

Торгово-экономические связи  Японии и Китая развиваются  весьма интенсивно. По статистическим данным Японии, в 2007 году Китай, перегнав США, стал крупнейшим торговым партнером  Японии. В 2010 г. объем двусторонней торговли составил 230 млрд. долл., прямые инвестиции Японии в китайскую экономику  – около 70 млрд. долл.  На территории КНР действует более 25 тыс. компаний с японским капиталом.5  По сути,  активно идет процесс экономической интеграции двух стран, занимающих по экономическому потенциалу 2-е и 3-е место в мире.  Факторы, стимулирующие  интеграцию:

1. Высокие темпы экономического  роста в Китае, стимулирующие  спрос на японский экспорт  в Китае и китайский экспорт  в Японии.

2. Процессы либерализации  торговли и вступление Китая  в ВТО.

3. Масштабные японские  прямые инвестиции в китайскую  экономику, способствующие интеграции  отраслей промышленности Китая  в глобальные производственные  сети Японии и расширению внутриотраслевой  торговли между двумя странами.           

Сотрудничество между  странами практически охватило все  сферы деятельности (торговля, инвестиции, наука и техника, образование, культурные обмены и т.д.). Китайские мигранты и этнические китайцы составляют большинство среди местных жителей  иностранных диаспор, а китайские  туристы стали важным источником японского туризма.

Однако, в Пекине с большими подозрениями следят за стратегическими планами Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и ее действиями в области безопасности, направленными против Китая.

         После прекращения  “холодной войны” Япония стала предпринимать энергичные шаги для повышения своего статуса в международных отношениях, стремясь занять место одной из ведущих политических держав и изменить подчиненное положение в военно-политическом союзе с США.

Одно из направлений японской дипломатии  —  улучшение ее отношений с крупнейшими странами мира. Например, Япония раньше всех прекратила экономические санкции против Китая, которые были введены после событий на площади Тяньаньмэнь.

По мнению китайских аналитиков, многие японские политики очень недовольны теперешним положением Японии в ООН, которое не соответствует экономической мощи Японии и ее политическому статусу. Токио настаивает на том, чтобы Японию исключили из списка стран - бывших врагов Объединенных Наций  (ст.107  Хартии ООН) и чтобы она получила место постоянного члена Совета Безопасности ООН.

         Наибольшие опасения Китая вызывает  стратегия Токио в Азии. В Китае многие считают, что Япония “постепенно возвращается в Азию”, другие же полагают, что она всегда уделяла Азии внимание и рассматривала этот регион в качестве своего “хозяйственного двора”. В Китае говорят, что, будучи единственной экономически развитой страной в Азии, Япония нередко выступала на международных форумах от имени всех стран Азиатского региона. Это связано с ее глобальными амбициозными планами.

         В течение нескольких последних  лет Япония стремится организовать  многостороннюю систему безопасности  в АТР. В этом плане основным  объектом действий Японии является  АСЕАН. Китайские специалисты  считают, что Япония преследует стратегические цели, сотрудничая с АСЕАН. С экономической точки зрения Японии нужны ресурсы и рынки стран АСЕАН. Наряду с этим, используя страны АСЕАН в качестве трамплина, Япония намерена проникнуть на новые перспективные рынки Индокитая, в первую очередь во Вьетнам. АСЕАН также будет играть важную роль в возглавляемом Токио экономическом сообществе стран Восточной Азии, которое будет соперничать с торговыми блоками Европы и Северной Америки. Китайские аналитики опасаются возможности использования Японией стран АСЕАН для “сдерживания Китая”.

США и Япония намеренно  распространяют в АТР слухи о якобы существующей “угрозе со стороны Китая”, что Китай якобы намерен заполнить вакуум власти в Азии, оставшийся от двух сверхдержав. Поэтому Япония может обратиться к странам АСЕАН с просьбой помочь ей “сдерживать притязания Китая”.

Китай подозревает, что Япония пытается всячески помешать Пекину реализовать его планы на о. Тайвань в Тайваньском проливе, так как это один из «районов, окружающих Японию», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, Япония и США будут стремиться помешать воссоединению Тайваня с Китаем.

За последние годы Япония вышла за рамки только экономического сотрудничества с Тайванем и стала  пытаться установить политические контакты с руководством острова.  Сотрудники спецслужб Китая полагают, что  главная цель политики Японии в отношении  Тайваня заключается в стремлении использовать “тайваньскую карту” для  сдерживания Китая. Объединенный Китай, располагающий огромной экономической  мощью и стратегическими преимуществами Тайваня, будет представлять для  Японии в ХХI в. ни с чем несравнимую угрозу.

Остается много нерешенных и других проблем, остановимся на главных из них.

 

 

 

2.1 Проблема исторического  прошлого.

 

Китай еще с конца ХIX в. рассматривал Японию как главного обидчика и притеснителя, а также как помеху в реализации своих национальных интересов. В начале ХXI в. ситуация существенно не изменилась. Получив от Японии огромные средства на развитие, Китай превратился в сильную региональную экономическую и военную державу. Однако Япония вновь стоит (хотя и за спиной США) на пути укрепления Китая. В этих условиях для политической элиты (обеих стран) по-прежнему актуален исторический фактор, который легко можно использовать для разжигания межнациональной розни и сплочения своей нации без приложения значительных организационных усилий. События лета 2004 г., когда футбольная сборная Китая уступила команде Японии (матч проходил в Пекине) и за этим последовали массовые антияпонские выступления во многих городах Китая, показали, что подсознательно китайские народные массы не перестают воспринимать японцев через призму исторических событий и малейшего повода достаточно для проявления глубокой враждебности к японцам, их бизнесу в Китае.

Представляется, что эту  проблему следует разделить на три  аспекта:

1) разногласия относительно трактовки исторических событий и, как следствие, проблема учебников истории;

2) негодование китайской стороны по поводу посещения официальными лицами высшего ранга Японии токийского храма Ясукуни (где канонизированы многие из японских военных преступников);

3) недовольство китайской стороны относительно форм извинений Японии за агрессию 1937—1945 гг.

Первый аспект в отличие  от двух других не ограничивается событиями  японской агрессии 1937-1945 гг. и поэтому заключается не только в расхождениях в интерпретации исторических событий китайско-японских отношений, но и в значительном заряде взаимного недоброжелательства и негативизма. Эта тенденция существует как минимум с начала ХХ в. Так, Япония стала основным противником процесса реализации идеи большого и суверенного Китая с полноценной национальной самоидентификацией. Уже в первых учебниках по истории, напечатанных в Китайской Республике (образца 1912 г.), Япония определяется как враждебная страна. В 1915 г., а затем в 1919 г. Япония заявляет протесты китайским властям в связи с откровенной антияпонской направленностью образования в Китае. В 1932-1933 гг. в Лиге Наций даже была создана комиссия для анализа ситуации, сложившейся в Маньчжурии, и обострившихся отношений между Китаем и Японией. Одной из тем, которые исследовала комиссия, стала проблема учебников. Комиссия признала, что в обеих странах существует тенденция негативной подачи материалов друг о друге. Японская агрессия 1937-1945 гг. еще более усугубила ситуацию. Китай обвинял Японию в замалчивании, злонамеренном искажении исторических фактов, сознательной подмене формулировок, имеющих отношение к описанию японской агрессии в Китае. Необходимо пояснить, что единого учебника истории в Японии не существует. Министерство образования рекомендует школам (и вузам) учебники истории, которые могут быть использованы в учебном процессе. Тексты учебников проходят экспертную оценку Министерства образования, работа которого постоянно подвергается жесткой критике со стороны различных общественных организаций. Поскольку острая полемика разворачивается в открытой печати, в Китае также следят за ее ходом.

Информация о работе Китайско-японкские отношения