КНР и региональные конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой один из основных мировых политических и экономических центров, на его территории пересекаются национальные интересы нескольких мировых держав. Западная культура, в частности США оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на АТР, однако в сфере безопасности, регион пошел по своему собственному, отличному от западных структур пути развития. Так, действия США, направленные на создание в регионе системы военно-политических блоков, не привели к сколько-нибудь значимому результату, а институты коллективной региональной безопасности и сейчас находятся в процессе становления.

Работа содержит 1 файл

Китай и региональные конфликты в АТР аналитика.docx

— 32.10 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический  университет

Им. И.И. Ползунова»

 

 

 

Факультет гуманитарный

Кафедра регионологии

 

         Контрольная работа защищена  с оценкой_____

                                                                  Руководитель______________________________                                                                                                                                                                Подпись  ФИО

 

                                                                  "_______"   ________________2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 «КНР и региональные  конфликты в Азиатско-Тихоокеанском  регионе»

по дисциплине «Региональные конфликты  в современном мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2009

КНР и региональные конфликты в Азиатско-Тихоокеанском  регионе

 

На современном  этапе Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой один из основных мировых политических и экономических  центров, на его территории пересекаются национальные интересы нескольких мировых  держав. Западная культура, в частности  США оказывала и продолжает оказывать  огромное влияние на АТР, однако в  сфере безопасности, регион пошел  по своему собственному, отличному  от западных структур пути развития. Так, действия США, направленные на создание в регионе системы военно-политических блоков, не привели к сколько-нибудь значимому результату, а институты  коллективной региональной безопасности и сейчас находятся в процессе становления.

Большее распространение в АТР получили взаимоотношения, построенные преимущественно  на двухсторонней основе, причем часто  именно Китай занимает в них центральное  положение. В основе сложившейся  ситуации лежат два главных фактора, и первый из них – цивилизационный. Вплоть до средины XIX века  международные отношения в АТР складывались по схеме вассал – сюзерен. Срединная империя (Китай) и остальные страны региона были связанны системой двусторонних договоров, по которым все иноземные правители рассматривались в качестве слуг китайского императора.

Второй  фактор – историко-политический. Большинство  стран региона долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и лишь недавно обрели суверенитет. Новые государства в большинстве своем создавались метрополиями без учета исторически сложившихся общностей, границы же проводились в соответствии с политической и военной конъюнктурой. Отголоски такого разделения до сих пор проявляются во взаимных территориальных претензиях и конфликтах.

Китай как  великая империя в прошлом  претендует на целый ряд территорий (острова в Южно-Китайском море, острова Сэнкаку, пограничный спор с Индией и т. д.) и продолжает в большей степени на двусторонней основе, часто с применением политико-силовых методов пытаться их вернуть под свою власть; активно участвует в разрешении конфликтов, которые прямо или косвенно затрагивают его национальные интересы (конфликт на Корейском полуострове). Тайваньский конфликт представляет собой уникальный случай: сам Китай считает, что это его внутренняя проблема с одной из провинций, и категорически против включения Тайваня в систему регионального сотрудничества по безопасности, в то время как указанный конфликт на деле в значительной степени интернационализирован, в частности США принимает в нем непосредственное участие.

Ключевая  роль Китая в разрешении ряда региональных конфликтов – модный сюжет исследовательской литературы, окрашиваемый нарочитой или вполне естественной тревогой по поводу намерений китайского руководства, которое хотя и вовлечено сейчас в многосторонние отношения в рамках международных институтов АТР (таких как АСЕАН), часто использует площадку этих структур для двусторонних договоренностей.

 Фактор  Китая присутствует в конфликтах  в трех из четырех традиционно  выделяемых субрегионах АТР: в  Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной  Азии и Южной Азии. Наибольшее  внимание исследователи уделяют  конфликтным ситуациям в Северо-Восточной  Азии. И это неудивительно, ведь  сам Китай принадлежит этому  субрегиону, это область его непосредственных  интересов, в то же время  конфликты на этой территории  отличаются значительной политической  напряженностью.

Статья В. Козырева «Хронические конфликты и фактор Китая в АТР», опубликованная в 2006 году также освещает своеобразную ситуацию, сложившуюся в СВА. Автор доказывает специфичность процессов в сфере безопасности для этого региона, которая, по мнению автора, заключается в преобладании конфликтов низкой интенсивности. Композиционно статья разделена на три части. Первая часть ценна тем, что автор, пытаясь охарактеризовать конфликтность региона, представляет точки зрения на эту проблему различных исследователей. Сам В. Козырев склоняется больше к идее А. Д. Богатурова, о том, Северо-Восточная Азия обладает особой моделью стабильности, благодаря которой конфликты не переходят на более острую  стадию.

Также в  этой части Козырев выделяет три  показателя конфликтов низкой интенсивности (КНИ): 1) в КНИ не обязательно происходит применение насильственных  - зачастую к силе (или угрозе силой) прибегает  лишь одна из сторон; 2) КНИ часто  протекают в форме психологической  войны при использовании арсенала дипломатических, пропагандистских, технологических  приемов; 3) Переход КНИ к уровню «средней» интенсивности может  иметь фатальные условия.1

Вторая  часть статьи посвящена рассмотрению взаимоотношений двух великих держав, Китая и США, и их влиянию на систему безопасности региона. По мнению автора, эволюция отношений этих лидеров  определяет состояние конфликтности  системы и выделяет две тенденции: постепенная институционализация  отношений, и изменения «правил  игры» в регионе. Налицо развитие многосторонних отношений в АТР  в рамках таких международных  образований, как АСЕАН, АТЭС, ШОС, шестисторонние переговоры по проблеме КНДР, которые  имеют потенциал для институционализации; при этом Китай активно участвует  деятельности этих организаций. США  также прилагают много усилий по укреплению механизма безопасности в АТР под своим контролем  и пытаются убедить Китай принять  новые общие правила поведения  в регионе, которые предполагают следование принципам существующих договоренностей между США и  КНР.

В последней  части автор анализирует тайваньскую  и корейскую проблемы, примеряя на них модель конфликта низкой интенсивности. При этом выявляется, что в обоих  конфликтах задействованы великие  державы, в частности Китай и  США, которые до определенной степени  и заинтересованы в сохранении статуса-кво.

 

Огромное  множество статей в периодических  изданиях посвящено Тайваньской  проблеме, которая характеризуется  напряженностью не только в отношениях Китая и Тайваня, но и в отношениях США с конфликтующими сторонами. Для анализа была выбрана статья Ю. Чудодеева «Китай проблема мирного воссоединения»2, опубликованная в 2008 году, которая достаточно детализировано описывает конфликт, включая и последние события. Характеристика данной проблемы начинается с исторической справки о развитии конфликта, при этом автор обращает особое внимание на перемены курса Тайваня при различных политических руководителях острова. Чудодеев выявляет колебания взаимоотношений с Китаем при Чан Кайши, Цзян Цзинго, Ли Дэнхуэе,  а также при двух последних президентах, Чэнь Шуйбяне и Ма Инцзю, которые представляют различные партии и чьи позиции по ряду вопросов значительно различаются. Так, при Чэнь Шуйбяне, лидере оппозиционной Гоминьдану Демократической прогрессивной партии,  на острове усилились сепаратистские настроения, не раз возникали трения, как с Китаем, так и с США. После избрания новым президентом Ма Инцзю, представителя Гоминьдана,  в китайско-тайваньских отношениях начались позитивные подвижки. Однако в одном позиции двух лидеров, бывшего и настоящего, сходны: оба настроены против объединения с Китаем, хотя сам Китай возлагает большие надежды на процесс интеграции.

Чудодеев  также затрагивает в статье проблему участия США в этом конфликте, описывая противоречивый курс этой страны по отношению к конфликтующим  сторонам. США, будучи настроенными против применения силовых мер для объединения  двух Китаев, тем не менее, продолжают военное сотрудничество с Тайванем, продолжая поставки оружия и тем  самым заставляя Китай настороженно относиться к  своему вмешательству.

 

Проблема  применения силовых методов для  присоединения «мятежной провинции» к КНР достаточно популярна среди  исследователей, поскольку вызывает большой резонанс во всем мировом  сообществе. В статье П. Каменова «Военная политика КНР и ее тайваньский аспект»  исследуется военная политика Китая и ее взаимосвязи с национальной стратегией развития, направленной на достижение КНР к середине XXI в. статуса великой державы. Автор показывает, что в области военной безопасности Китай, отдавая предпочтение осуществлению превентивных мер политического, дипломатического и военного характера с целью уменьшения факторов нестабильности, одновременно следует мировым тенденциям и, опираясь на растущую экономическую мощь, осуществляет курс на совершенствование качественных параметров оборонного потенциала.

Также анализируется роль военного фактора в решении тайваньской проблемы. Эта статья опубликована в 2005 году незадолго после принятия в КНР «Закон о противодействии расколу государства» (14 марта 2005 года), которым определены те условия, при которых Китай намерен применить «не мирные и другие   необходимые меры для защиты своего суверенитета и территориальной целостности». 3При этом Каменнов акцентирует внимание на том, развязывание военного конфликта с Тайванем может обернуться для КНР настоящей катастрофой в политическом, торгово-экономическом и других аспектах из-за последующих политической изоляции и экономических санкций.  Сдерживающим аргументом для Китая, по мнению автора, является позиция США, Японии и стран ЕС, решительно выступающих против решения тайваньской проблемы военным путем. 

 

Корейская и тайваньская проблемы затмевают  по своей значимости все остальные  конфликты в Северо-Восточной  Азии. В значительно меньшей степени  освещен еще один конфликт с участием Китая и Японии - вокруг островов Сэнкаку. 

Эту проблему раскрывает М. Федорова в своей статье «Истоки японо-китайских разногласий вокруг архипелага Сэнкаку (Дяоюйдао)» (2005 год).4 Автор начинает свое исследование с исторической ретроспективы развития конфликта, подробно описывая позиции обеих сторон. Япония обосновывает свою позицию тем, что острова Сенкаку были открыты японским подданным в 1884 г. и с 1895 г. включены в состав японской территории. КНР же утверждает, что Сенкаку входили в район морской обороны Китая еще задолго до того, как их якобы открыли японцы, но были захвачены Японией вместе с Тайванем в результате японо-китайской войны

В настоящее  время значение Сенкаку определяется, прежде всего, тем, что их континентальный шельф, как предполагают, богат нефтью. Обнаружение признаков таких месторождений в конце прошлого десятилетия послужило толчком к возникновению спора о принадлежности островов.

Автор также  анализирует правомерность притязаний сторон. По ее мнению, китайская сторона воспользовалась своим обычным при территориальных спорах методом – исторической аргументацией. При этом полностью игнорировались факты как перманентного отсутствия на о-вах Сэнкаку постоянного населения, так и длительного существования в Китае так называемого морского запрета, исключающего по существу саму возможность распространения китайской юрисдикции за пределами побережья страны, считавшегося ее границей.  У Японии, на взгляд автора, более обоснованная позиция. Тот факт, что вопрос до сих пор не урегулирован, дает Пекину возможность использовать «проблему Сэнкаку» в своих интересах для давления на Японию и получения определенных политических и экономических преимуществ в отношениях с нею.

 

Отношения Китая и стран Юго-Восточной  Азии характеризуются взаимным недоверием, идея «китайской угрозы», довольно популярна  в этом субрегионе и не в последнюю  очередь из-за территориального конфликта  в Южно-китайском море. На владение островов Спратли и Парасельскими  островами претендует КНР, Вьетнам; Филиппины претендуют на островные  группы и рифы северной части островов Спратли, а Малайзия и Бруней –  южной.  

 В  статье Е. Степанова «Жемчужина раздора», опубликованной в 2002 году, проводится подробный анализ этой проблемы. Рассматривая историческое развитие конфликта в Южно-Китайском море, автор характеризует данную проблему как дискуссионный вопрос международного права. Чтобы обосновать или опровергнуть территориальные притязания сторон, Е. Степанов приводит аргументы, подчеркнутые из различных международных документов. Так, на его взгляд, Китай, который проявляет наибольшую активность, обладает меньшей правомерностью на присвоение этих территорий. Например, Китай игнорирует положение пункта «а» статьи 1 Женевской конвенции 1958 года, четко относящей континентальный шельф к поверхности и недрам дна, примыкающего к территории прибрежного государства.5 Не соответствующей нормам международного права (Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами) считается и операция, проведенная Китаем в 1974 году на Парасельских островах.

По мнению автора, этот конфликт может быть решен  благодаря дальнейшей активной интеграции Китая и стран АСЕАН и совместного  освоения спорных территорий.

Информация о работе КНР и региональные конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе