Конкурентоспособность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:56, доклад

Описание работы

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Работа содержит 1 файл

доклад мэ.docx

— 22.14 Кб (Скачать)

В современных условиях конкурентоспособность  страны является показателем состояния  и перспектив развития хозяйственной  системы, определяет характер ее участия  в международном разделении труда, выступает гарантом экономической  безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить  товары и услуги, удовлетворяющие  требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Речь идет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.

В настоящее время конкурентоспособность  России оценивается международными рейтинговыми агентствами на достаточно низком уровне. Множество экспертов  скептически оценивают возможности  экономики страны совершить модернизационный рывок. Что подтверждается международными рейтингами конкурентоспособности  стран, в которых Россия стабильно  числится в аутсайдерах.

Имеются в виду, прежде всего, два  наиболее известных рейтинга: рейтинг  конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума).

По данным индекса конкурентоспособности, рассчитанного Всемирным экономическим  форумом, в 2011 г. российская экономика  находится на 63-м месте среди 139 стран.

 

 

Всемирный экономический форум:

рейтинг глобальной конкурентоспособности 2008-2011

Страна

2008–2009

2009–2010

2010–2011

Рейтинг

Рейтинг

Оценка

Рейтинг

Оценка

Швейцария

2

1

5,60

1

5,63

США

1

2

5,59

4

5,43

Россия

51

63

4,15

63

4,24

Чад

134

131

2,87

139

2,73


 

 

В докладе Всемирного Экономического форума было сказано, что экономический  кризис нанес ощутимый удар по позициям России в рейтинге ВЭФ в 2008-2009 годах, когда страна опустилась с 51 на 63 место, потеряв сразу 12 позиций. В нынешнем списке Россия осталась, как и в 2009-2010 году, на 63 строчке рейтинга. В докладе  отмечается, что такому равновесию способствовали «незначительное ухудшение  макроэкономической стабильности в  некоторой мере было сбалансировано улучшениями в других сферах, особенно сфере инфраструктуры, здравоохранения  и образования, а также в технологическом  уровне». В то же время у экспертов  вызывает опасения, что «конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной  антимонопольной политики и серьезных  ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия». В связи с этим, конкурентоспособность  России в ключевой сфере — «Эффективность рынка товаров и услуг» — продолжает ухудшаться. По этому показателю страна занимает 123 строчку из 139 возможных.

В числе наиболее серьезных негативных факторов эксперты особо отметили:

слабость государственных институтов (118 место),

низкий уровень стандартов корпоративного управления (119),

недостаточные гарантии защиты прав собственности (126).

Кроме того, Россия оказалась в  числе аутсайдеров по таким критериям, как:

развитие финансового рынка (125 место),

устойчивость банков (129),

инфляция (125),

бремя государственного регулирования (128).

Все эти проблемы, как отмечается в докладе,  мешают России воспользоваться  своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень  государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, высокий  инновационный потенциал и качественное высшее образование.

В рейтингах 139 стран по 12 индексам - слагаемым конкурентоспособности - присутствие России в верхней  половине рейтингов отмечается для  таких индексов как «Размер рынка» (8-е место), «Инфраструктура» (47-е  место), «Эффективность рынка труда» (57-е место), «Здоровье и начальное  образование» (53-е место), «Высшее  образование и профессиональная подготовка» (50-е место), «Инновационный потенциал» (57-е место). В нижней половине рейтингов Россия оказалась по таким  слагаемым конкурентоспособности  как «Макроэкономическая среда» (79-е место), «Технологический уровень» (69-е место), «Конкурентоспособность компаний» (101-е место), «Эффективность рынка товаров и услуг» (123-е  место) «Общественные институты» (118-е  место) и «Развитость финансового  рынка» (125-е место). В сравнении  с предыдущим годом относительное  положение России упрочилось лишь по трём индексам: «Инфраструктура», «Высшее  образование и профессиональная подготовка» и «Технологический уровень». По остальным девяти индексам положение России в рейтингах ухудшилось.

В рейтинге ключевых проблем для  развития бизнеса в России не произошло  никаких значимых изменений: как  и в прошлом году, основным барьером бизнес назвал коррупцию, на втором месте  проблема с доступом к финансированию; третьим по величине барьером является налоговое регулирование.

Движение в направлении преимущественно  экспортно-сырьевой модели обрекает страну на замедление экономического роста  и дальнейшее снижение конкурентоспособности, постоянное отставание от других стран  в области научно-технического прогресса  и эффективности производства, что  в перспективе создает реальные предпосылки утраты способности  экономической системы к самостоятельному развитию. Без формирования устойчивых конкурентных преимуществ, в основе которых достижения инновационного развития и человеческий капитал, практически  невозможно повысить конкурентоспособность  страны и обеспечить высокие темпы  роста.

Существуют два пути к повышению  международной конкурентоспособности  — «верхнего пути», приносящего  гораздо более высокую экономическую  отдачу и создающего основу для устойчивого  экономического роста, и «нижнего пути», ведущего к обедняющему экономическому росту и грозящего экономическим  тупиком.

К сожалению, на сегодняшний день Россия придерживается преимущественно стратегии  «нижнего пути». При этом такая стратегия  выбрана не потому, что в стране нет конкурентных преимуществ «высокого  порядка» (человеческий капитал, инновационный  потенциал), а в силу отсутствия на протяжении лет продуманной и  адекватной государственной стратегии  в этом направлении.

Стратегия конкурентоспособности  включает формирование системы обеспечения  конкурентоспособности страны, разрабатываемой  исходя из внутренних характеристик  развития экономики и с точки  зрения ее положения в системе  мирохозяйственных связей.

К последним в частности можно отнести:

обеспеченность экономической  системы ресурсами, необходимыми для внешнеэкономической борьбы,

круг потенциальных конкурентов  в мировой экономике,

необходимые и возможные направления  участия страны в международном  разделении труда,

реальные и перспективные конкурентные преимущества страны.

 

 

 

 

Очевидно, что единственной альтернативой  для российской экономики в целях  реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает  переход к «верхнему пути»  конкурентоспособности на основе решения  проблем экспортной специализации  страны, активизации инновационной  деятельности, развития человеческого  капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры  экономики и эффективной адаптации  к внешним условиям.

По отношению к инновациям страна может занимать три позиции:

  • активно участвовать в создании новых знаний и проведении НИР;
  • активно заимствовать и адаптировать полученные кем-либо другим научные результаты;
  • воспринимать технологические достижения по мере их естественной диффузии, не прилагая к этому усилий.

В соответствии с выбранной позицией (которая определяется уровнем социально-экономического развития страны, наличием человеческого  капитала и т.д.) различают несколько  стратегий инновационного развития:

  • стратегия научно-технического лидерства;
  • стратегия динамического наверстывания;
  • олигополистическая стратегия;
  • конкуренция за инвестиции.

Оценка эффективности применения данных стратегий в современных  условиях социально-экономического развития России показала, что для нее в  чистом виде не подходит ни один из рассмотренных  вариантов. Альтернативным решением в  данном случае выступает сочетание  стратегий научно-технического лидерства, динамического наверстывания и  конкуренции за инвестиции.

«4И» – Институты, Инфраструктура, Инвестиции и Инновации – выдвинутые Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым в 2008 году в качестве приоритетов экономического развития, всё ещё остаются актуальными, - говорит Алексей Праздничных, партнёр компании Стратеджи Партнерс Групп и координатор программы Всемирного экономического форума по оценке конкурентоспособности стран в России. - Концентрация усилий на этих направлениях позволит существенно улучшить позиции России в рейтинге и достичь результатов в привлечении иностранных инвестиций и повышении производительности экономики.»

Для достижения мировой конкурентоспособности  национальной экономики России необходимы: концентрация политических и материальных ресурсов на перспективных направлениях, превышающих мировой уровень; создание цепочки отраслевых взаимосвязей и  соответствующих организационных  структур; проведение системы мер  административного и рыночного  характера, ориентирующих фирмы  ведущих отраслевых кластеров на формирование стратегий развития в русле общенациональной программы; достижение мультипликативного эффекта в узловых точках роста, расширение конкурентоспособности сегмента рынка.

Исходя из прогнозов и экспертных оценок, для российской экономики  в качестве перспективных были выделены следующие направления: космические  технологии, новые материалы, новые  источники энергии, экологически щадящие  технологии, фундаментальные исследования в области энергетики, развитие программного обеспечения. В русле энергетических исследований выделены еще два направления: энергосберегающие технологии и  новые технологии добычи и переработки  нефти и газа. На основе анализа  возможностей и конкурентных преимуществ  имеет смысл сосредоточить усилия на развитии таких конкурентоспособных  отраслей, как ядерное энергомашиностроение, аэрокосмическая техника, ракетостроение и военная авиатехника, нефтегазовое машиностроение, создание двигателей для аэрокосмической техники, дизелей  и газотурбинных установок для  энергетики.

Таким образом, сославшись на Концепцию долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., можно выделить основные направления повышения  конкурентоспособности:

1. повышение  качества человеческого капитала, который в современных условиях  является ключевым фактором конкурентоспособности.  От этого направления будет  зависеть способность экономики  к постоянному технологическому  обновлению, к появлению новых  секторов и гибкой реакции  на изменение конъюнктуры.

2. технологическое  обновление и развитие национального  инновационного потенциала

3. диверсификация  экономики и экспорта, создание  мощного сектора обрабатывающих  производств, конкурентоспособных  как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это необходимо, так как реальная диверсификация нашей экономики и будет означать конкурентоспособность всей экономической системы, а не только отдельных секторов или отдельных предприятий.

4. развитие  инфраструктуры, которая должна  обеспечить мобильность людей  и товаров и создать условия  для появления новых эффективных  секторов экономики, новых проектов.

5. создание  институциональной среды.


Информация о работе Конкурентоспособность России