Консульская служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Введение
В сфере международных отношений наряду с дипломатическими представительствами государства широко используют систему консульского представительства. Исторически консульское представительство государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств и миссий. Если первые постоянные дипломатические представительства появились только в XV в., а в Европе система постоянных дипломатических представительств сложилась в XVI –XVIII вв., то консульское представительство своими корнями уходит еще в античное прошлое.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Консулы стр.4-17
1.1. Виды консулов и консульских учреждений стр.4-6
1.2. Консульские функции стр.7-10
1.3. Консульские привилегии и иммунитеты стр.11-17
Глава 2.Понятия консульских отношений и консульского права стр.18
Глава 3.Консульские представительства стр.19-25
3.1. Из истории становления консульских представительств стр. 19-22
3.2.Порядок открытия консульских представительств стр.22-25
Заключение стр.26
Список использованной литературы стр.27

Работа содержит 1 файл

теория МО курсач.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     Обмен консульскими вализами между двумя  консульствами, возглавляемыми почетными  консулами, находящимися в разных государствах, не разрешается без согласия последних. Привилегии и иммунитеты, которые распространяются на членов семей штатных работников консульства, к членам семей почетных консулов не применяются.

     Почетные  консулы, не занимающиеся коммерческой деятельностью, освобождаются от обязательств, установленных для иностранцев в отношении получения разрешения на жительство. Они освобождаются от обложения личными налогами, от уплаты пошлин и налогов на вознаграждение и жалованье, а также от налогов на занимаемое помещение, являющееся собственностью представляемого государства или арен дуемое им. Таможенные пошлины на предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии консульства, полученные от представляемого государства, не взимаются.

     Объем льгот может варьироваться, поскольку государство пребывания в своих законах нередко ограничивает привилегии и иммунитеты почетных консулов.

     Начало  и окончание действия консульских  привилегий и иммунитетов. Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента своего вступления на территорию государства пребывания, а если он уже здесь находился, — с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульстве.

     Консульские иммунитеты и привилегии прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульского учреждения, т.е. в момент когда данное лицо оставляет государство пребывания или по истечении разумного срока, чтобы это сделать. До этого момента они продолжают действовать, даже в случае вооруженного конфликта.

     В Венской конвенции о консульских  сношениях 1963 г. уточняется, что в  отношении действий, совершенных  консульским должностным лицом  или консульским служащим при  выполнении своих функций, иммунитет  от юрисдикции продолжает действовать  без ограничения сроком (ст.53, п.4).

     Иммунитеты  членов семей работников консульств такие же, как и у самих работников. Конвенция уточняет, что они не распространяются на лиц, имеющих частные доходные занятия в государстве пребывания (ст.57).

     Определенные  обязанности в отношении признания привилегированного статуса консульских должностных лиц установлены и для третьих государств, через которые они проезжают транзитом, имея визу, если таковая необходима. В этом случае третьи государства предоставляют работникам консульств все иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения их проезда. Такое же правило действует и в отношении членов их семей, которые следуют вместе с ними или отдельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Понятия консульских отношений и консульского права 

     Консульские отношения – это официальные отношения между государствами, правительствами и специальными органами внешних сношений (консульскими учреждениями), характеризующиеся совокупностью невоенных практических мер, форм, средств и методов ведения внешней политики и направленные на защиту прав и интересов государства, юридических и частных лиц за границей.

     Консульские отношения можно представить  как подсистему международных политических отношений. Оправданность такого подхода  объясняется тем, что они имеют  свою специфику. Нормы консульских отношений устанавливаются самостоятельными много- и двусторонними договорами и соглашениями.

     Вся консульская деятельность государств и консульские отношения на современном  этапе регулируются консульским  правом.

     Консульское право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Консульские представительства 

3.1. Из истории становления  консульских представительств. 

     В сфере международных отношений  наряду  с дипломатическими представительствами  государства широко используют систему  консульского представительства. Исторически  консульское представительство  государств возникло намного раньше, чем институт постоянного дипломатического представительства в виде посольств и миссий. Если первые постоянные дипломатические представительства появились только в ХV веке, а в Европе  система постоянных дипломатических представительств сложилась в ХVI-ХVIII в.в, то консульские представительства  своими корнями  уходит еще  в античное прошлое.

     В древней Греции в отношениях между  городами-государствами (полисами) широко использовался такой институт, как  проксении. Проксеном являлся, как  правило, знатный гражданин одного полиса, оказавший услуги гражданам  или официальным лицам другого полиса в качестве посредника со своими властями. Он принимал на себя добровольные обязанности по размещению приезжающих и в случае  надобности  ходатайствовал для них о доступе в народные собрания. В полисах, которым оказывались такие услуги, проксен пользовался особым уважением и авторитетом и имел  преимущества перед другими иностранцами. Проксены обеспечивали необходимую дипломатическую связь между греческими полисами и нередко содействовали своим посредническим участием успеху переговоров.

     Своеобразный  институт консульского представительства  существовал и в Древнем Риме, где так же, как и  в Древней  Греции, чужеземцев лишали всяких прав. Поэтому иностранцы выбирали себе покровителя (патрона), который защищал их права и личную свободу. Вначале они делали выбор по собственному усмотрению, а затем это право стало прерогативой римских властей – Сената. Иностранцы же  могли выбирать себе покровителя лишь из числа лиц, назначенных Сенатом. Так появился институт римского патроната, который выполнял обязанности, схожие с обязанностями  проксенов в Греции.

     В более развитых формах институт консульского представительства  сложился в эпоху  средневековья, что в значительной степени связано с развитием международных связей, прежде всего мореплавания и торговли.

     Важную  роль в создании системы консульских  учреждений сыграли крестовых походы, которые с перерывами растянулись  почти на два столетия(ХI-ХII). Эти походы представляли  собой одну из форм колонизаторского движения на Восток с целью захвата новых земель, получения новых торговых путей. Овладев восточным побережьем Средиземного моря, крестоносцы основали свои государства, крупнейшим из которых было Иерусалимское. В этих государствах важное место отводилось торговле, прежде всего, с итальянскими  купцами из Генуи, Пизы, Венеции. Итальянским купцам удалось получить для себя ряд привилегий, в том числе  создание в портовых городах  особых кварталов, которые пользовались экстерриториальностью. Управление в кварталах осуществлялось консулами, которые сначала избирались итальянскими купцами в целях представительства  интересов перед  властями и разрешения между ними споров. Затем консулы стали назначаться властями итальянских городов  и несли  перед ними ответственность  за свою деятельность, то есть  превратились в государственных должностных лиц. В обязанности  консулов входило осуществлять надзор за порядком на отечественных кораблях в зарубежных портах, следить за исполнением договоров со стороны властей, защищать интересы своих граждан в стране. Поскольку консулам приходилось вступать в переговоры с местными властями, они в определенной  степени выполняли и дипломатические функции.

     Особые  правила итальянских купцов были закреплены системой так называемых капитуляций - своеобразных соглашений с местными властями.

     По  мере развития торговли между европейскими государствами институт консулов распространяется с Востока на Запад. Важное значение имело то, что в руках консулов находилась гражданская и уголовная юрисдикция над своими согражданами.  Поскольку постоянных дипломатических представительств  еще не было, консулы являлись единственными постоянными представителями иностранных государств и пользовались всеми правами  и привилегиями, которыми впоследствии стали пользоваться только дипломатические представители. В частности, привилегии консулов и чиновников  консульств включали личную неприкосновенности, неподсудность  в гражданских и уголовных делах, освобождение от налогов и податей. Кроме того, государство пребывания предоставляло им и некоторые почетные права.

     С конца ХVI в. Институт консулов  претерпел серьезные изменения. С появлением постоянных дипломатических представительств  консульства постепенно утрачивают  прежнее значение  и представительский характер. Консулы в европейских государствах теряют судебные функции. В этот период разрабатываются консульские уставы, регламенты и инструкции, определяющие права и обязанности консулов.

     Во  второй половине ХVII в. Благодаря бурному развитию промышленности и транспорта  создаются условия для резкого увеличения обмена людьми и товарами.   В это время значительно расширилась сеть консульских учреждений, повсеместное распространение получает институт нештатных консулов. Консульских институт  приобретает современные черты, развиваются административная и информационная функции консульских представительств.

     Первые  консульства России за границей на постоянной основе учреждаются в  ХVIII в. Назначение консулов осуществлялось  самим царем через Сенат по рекомендации созданной в 1719 г. Коммерц-коллегии. Консульства имели двойное подчинение: с одной стороны, Коммерц-коллегии (по делам торговли и мореплавания), а с другой – Коллегии иностранных дел. Деятельностью консулов практически руководила  Коммерц-коллегия, а функции Коллегии иностранных дел  сводилась  к выдаче  консульских патентов, разработке инструкций для консулов, приведению консулов к присяге. В послепетровский период значительно расширилась сеть русских консульств за рубежом, которые выполняли уже не только коммерческие, но также и политические функции.

     Первый  Консульский устав России был  издан в 1840 г., затем в 1853 году он был  пересмотрен. В устав вносились  изменения в 1887 и 1903 гг. Этот документ, насчитывавший 190 статей, действовал вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Для того чтобы составить представление о масштабах деятельности русской консульской службы, следует отметить, что в 1900 году интересы России за рубежом представляли  117 консульств, из них 29  генеральных. Кроме этого имелось свыше 300 нештатных консулов и консульских агентов. 
 

     3.2. Порядок открытия консульского представительства 

     Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. предусмотрено, что установление дипломатических отношений уже само по себе предполагает установление и консульских отношений, т.е. "согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если иное не оговорено, согласие на установление консульских отношений "(ст.2, п. 2).

     При отсутствии дипломатических консульские  отношения устанавливаются только по обоюдному согласию заинтересованных государств. Они могут сохраняться  и после разрыва дипломатических  отношений.

     Местопребывание консульского учреждения и район его деятельности определяются по взаимному согласию представляемого государства и государства пребывания. Часть территории государства пребывания, в пределах которой консульское должностное лицо выполняет консульские функции, называется консульским округом. Все последующие изменения консульского округа могут производиться представляемым государством лишь с согласия государства пребывания. Такое согласие требуется также в случае, когда консульство пожелает открыть вице-консульство или канцелярию в другом городе.

     В исключительных случаях принимающая  сторона может просить об изменении  местопребывания иностранного консульства  или границ консульского округа. Если представляемое государство отказывается удовлетворить эту просьбу, государство  пребывания может денонсировать договоренность об открытии консульства и потребовать его закрытия.

     На  практике иногда возникает вопрос о  допустимости выполнения консулом своих  функций за пределами консульского округа при определенных обстоятельствах, к которым относятся, например, авария воздушного или морского судна, вопросы наследования в случае смерти иностранца, имеющего гражданство представляемого государства и т.д. Венской конвенцией о консульских сношениях в таких случаях предусмотрено следующее: "Консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа" (ст. 6). Многие двусторонние консульские конвенции также предусматривают возможность исполнения консулом своих функций за пределами консульского округа в исключительных случаях. Такая международная практика, несомненно, отвечает интересам всех государств.

     Назначение  консула на должность сопровождается выдачей ему консульского патента. Этот документ, подтверждающий факт назначения данного лица главой консульского учреждения, направляется, как правило, по дипломатическим каналам правительству государства пребывания. В нем указываются полное имя, гражданство, консульский ранг назначаемого лица, а также консульский округ и местопребывание консульства. Орган, выдающий консульский патент, обычно определяется консульским законодательством.

Информация о работе Консульская служба