Конвертируемость белорусского рубля. Состояние и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Участие в международном разделении труда непременно сопровождается развитием разного рода внешнеэкономической деятельности. При этом за границами страны обычно теряют силу законы и обычаи, управляющие экономикой на национальной территории. И не в последнюю очередь это касается денег, которые в качестве обязательного посредника присутствуют практически во всех видах и формах международного обращения и обмена. Возникает проблема признания иностранной валюты (валюты другого государства) законным платежным средством на территории своей страны. Данное противоречие разрешается через механизм обратимости (конвертируемости) валют

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ» 5
1.1 Определение конвертируемости валюты 5
1.2 Экономические и организационные условия конвертируемости 9
1.3 Механизмы конвертируемости 10
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ БЕЛОРУССКОГО РУБЛЯ. 15
2.1 Обязательная продажа иностранной валюты как фактор конвертируемости белорусского рубля 15
2.2 Валютное регулирование экспортно-импортных операций как нормативная основа конвертируемости 20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ПОЛНОЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ БЕЛОРУССКОГО РУБЛЯ 24
Заключение 27

Работа содержит 1 файл

ГР - конвертируемость бел.руб.Состояние и проблемы.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     При анализе в настоящей главе, принимая во внимание и то, что данный вопрос является многоплановым, сконцентрируемся на моментах правового регулирования, имеющих интерес с точки зрения конвертируемости белорусского рубля. Согласно п.8,9 ст.1 Закона № 226-З под экспортно-импортными операциями понимается экономическая деятельность, осуществляемая на возмездной основе, презюмирующая участие субъектов хозяйствования из разных государств. 

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008г. «О порядке  проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178) понятие внешнеторговой операции включает в себя:

  • каждая экспортная отгрузка товаров, которая должна быть завершена поступлением денежных средств;
  • каждый этап выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, который должен быть завершен поступлением денежных средств;
  • каждый проведенный платеж, который должен быть завершен получением товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнением работ, оказанием услуг.

     К экспорту и импорту относятся  сделки со следующими признаками:

  • пересечение товарами государственной границы;
  • оплата производится за границей или валютные средства поступают из-за границы;
  • участие в сделке нерезидента.

     Ряд валютных операций, которые соответствуют  требованиям ст.4 Закона № 226-З, относятся  Указом № 178 и к внешнеторговым. Но действие данного Указа на них  не распространяется: финансовая аренда (лизинг), договоры страхования, договоры займа и кредитные договоры, расчеты по которым осуществляются индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Республики Беларусь и др..

     Денежные  обязательства по внешнеторговым экспортным операциям могут быть прекращены следующим образом:

  1. Поступление денежных средств на счёт экспортёра;
  2. Получение страхового возмещения по договору страхования экспортного риска;
  3. Поступление денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией).

     Датой поступления товаров считается  дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодеком Республики Беларусь.

     Примечательно, что, по общему правилу, при экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, не допускаются [4].

     При импорте внешнеторговая операция может  быть завершена путем исполнения следующих денежных обязательств:

  1. получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;
  2. получения денежных средств по банковской гарантии;
  3. возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги.

     При проведении экспортных расчётов резиденты  обязаны обеспечить зачисление денежных средств в полном объёме не позднее 90 календарных дней с даты исполнения своих обязательств. В свою очередь, при импорте резиденты обязаны  обеспечить прекращение денежных обязательств в течение 60 календарных дней. Датой проведения платежа по импорту является дата списания денежных средств со счёта импортёра. Резиденты обязаны, по общему правилу, обеспечить при импорте поступление товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

     Согласно  последним изменениям, внесенным  в Указ № 178, зафиксирован приоритет  международных договоров Республики Беларусь, устанавливающих иные сроки  прекращения обязательств по внешнеторговым операциям.

     В соответствии п.1.10 Указа №178 расчёты по внешнеторговым операциям производятся со счетов импортеров. Исключения составляют:

  • с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
  • со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером;
  • путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
  • посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
  • в иных случаях, определенных Национальным банком.

     М. Щербина высказывает мнение, что  «…ограничения, установленные Постановлением № 165, распространяются на платежи импортеров … именно со своих счетов» [5, c.5]. Однако далее автор обращает внимание: если Постановление Правления Национального банка «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» от 11 ноября 2008 г. (далее - Постановление № 165) неприменимо в отношении исключений, урегулированных пп. 1.10 Указа №178, то не обеспечивается цель, которая преследовалась при разработке Постановления № 165: запрет платежей до исполнения нерезидентом своих обязательств по поставке. Таким образом, данный вопрос не находит однозначного ответа. Это значит, что целесообразнее исходить из буквального толкования, в соответствии с которым сужается круг прав сторон по сделке, но реализуется цель издания нормативного правового акта.

     Национальный  банк рекомендовал обеспечивать платежи  импортерами с помощью банковских гарантий, страхования предпринимательских рисков, аккредитива.

     Национальным  банком конкретизировано то, что требования Постановления № 165 не распространяются на проведение импортером платежей посредством  аккредитивной формы расчетов, поскольку аккредитив является самостоятельным обязательством, вытекающим из договора купли-продажи.

     Совместным  Письмом Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка  «О разъяснении порядка применения Постановления Национального банка  Республики Беларусь» 24.11.2008г. установлена процедура получения разрешений государственными организациями. Путём централизованного рассмотрения обращений импортеров, входящих в подведомственность определенного государственного органа, оформляются ходатайство, которое и направляется в Национальный банк за подписью заместителя Премьер-министра, курирующего данный государственный орган [6].

     С целью недопущения наступления  неблагоприятных последствий для  экспортёров, являющихся одновременно импортёрами, закупающих на условиях авансовых платежей сырье для обеспечения производства экспортно ориентированной продукции было издано Письмо № 31-14/12 от 15.01.2009. Согласно Письму № 31-14/12 разрешается проведение импортёрами платежей в пользу нерезидента со счетов, открытых в иностранной валюте в банках Республики Беларусь по внешнеторговым операциям до даты прекращения нерезидентом своих обязательств за счёт имеющейся в распоряжении импортёра выручки в иностранной валюте [21, с. 50]. 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА  К ПОЛНОЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ  БЕЛОРУССКОГО РУБЛЯ

     Валютная либерализация проводилась в разных странах, и ее влияние на экономику хорошо исследовано. Среди положительных эффектов – увеличение инвестиций, особенно в недооцененные сектора экономики. Негативные эффекты тоже известны – усиливается зависимость внутреннего финансового рынка от внешних воздействий и мировых финансовых кризисов. [10]

     Однако «неприятности» либерализации могут и должны обернуться приобретениями. С одной стороны, не стоит связывать с либерализацией надежд на рост инвестиций и экономики в целом в краткосрочной перспективе.

     Сегодня Республика Беларусь уже столкнулась с последствиями введения конвертируемости рубля. Однако надо отметить, что, несмотря на либерализацию операций с капиталом, риски волатильности национальной валюты остаются высокими. И возможно, на состояние притока капитала в Республики существенно не повлияет и отмена валютных ограничений, а основную роль сыграют другие факторы, социальные и политические.

     Среди преимуществ свободной конвертируемости рубля эксперты по финансам Международного валютного фонда называют возможное свободное открытие гражданами РБ банковских счетов за рубежом, ослабление ограничений для иностранных инвесторов, а также удешевление импорта.

     Свободная конвертируемость рубля также создает  предпосылки для перевода торговли между РБ и ее основными торговыми партнерами в белорусские рубли.

     Преимущества  конвертируемости белорусской валюты со временем почувствуют все граждане, так или иначе участвующие во внешнеэкономических связях, включая заграничные поездки.

     Не  нужно будет, платя дополнительные комиссии, обменивать белорусскую валюту на иностранную перед выездом за рубеж, а затем производить обратную конвертацию неизрасходованных средств. Конвертировать рубли можно будет в стране пребывания по мере необходимости. Из-за более низких спрэдов в стране пребывания, особенно по таким «нераспространенным» у нас валютам, как английский фунт стерлингов, швейцарский франк и т.д., расходы белорусских граждан будут гораздо меньше. Но основной эффект будет заключаться в повышении темпов роста благосостояния граждан в результате повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

     Наравне с положительными итогами либерализации  могут появиться и отрицательные. Опыт стран показывает, что основная угроза, с которой сталкивается внутренний валютный рынок той или иной страны после снятия такого рода ограничений, это шок, который в условной классификации относится к так называемым позитивным экономическим шокам. Этот шок притока капитала в ситуации неразвитости наших рынков, неготовности банков, инфляционных последствий снижает возможности Национального Банка по сдерживанию влияния спекулятивного притока и оттока капитала.

     Специалисты, между тем, подчеркивают, что свобода в операциях с рублем делает белорусскую валюту более зависимой от поведения валютных спекулянтов. В нынешних условиях это грозит рублю дальнейшим ростом по отношению к доллару. Рост рубля будет невыгоден экспортерам и тем, кто конкурирует с импортными поставками на республиканском рынке.

     Кроме того, введенная волевым методом  конвертируемость рубля может привести к тому, что значительные капиталы будут выведены из страны, а также  спровоцировать дестабилизацию экономики.

     Рассматривая  плюсы и минусы либерализации валютного режима рубля, нельзя не учитывать уменьшение степени управляемости национальной экономикой. В условиях финансовой глобализации на международные инвестиционные потоки влияют не только факторы, которые могут контролироваться национальными денежными властями, но и факторы, изменяющиеся под влиянием внешних условий.

     На  сегодняшний день республика уже столкнулась с несколькими отрицательными последствиями введения режима частичной конвертируемости рубля.

     Формально, с либерализацией валютного законодательства белорусский рубль становится конвертируемой валютой, однако для достижения ее реальной конвертируемости необходимо, чтобы существенно укрепилось доверие к рублю в мире, чтобы спрос на белорусские рубли обеспечивался его широким использованием в системе международных расчетов, однако в ближайшей перспективе такой сценарий кажется малореальным.

     Нужно, чтобы существовал ликвидный мировой рынок белорусской валюты и эффективная система расчетов и платежей в рублях. Пока ликвидным является лишь внутренний валютный рынок Республики Беларусь.

     Несмотря  на то, что отмена валютного контроля – важный шаг вперед, Международная  организация по экономическому сотрудничеству и развитию высказывает мнение, что  этого не достаточно для привлечения иностранных инвестиций. В РБ остается еще много других барьеров для иностранных инвесторов, помимо конвертируемости рубля.

Информация о работе Конвертируемость белорусского рубля. Состояние и проблемы