Корпорации и их деятельность на внешних рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:55, реферат

Описание работы

Возникновение международных корпораций явля¬ется закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации, .
Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зару¬бежными инвестициями.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций
2. Транснациональные корпорации и международная монополия, основные характеристики деятельности.
3. Содержание, формы и методы международной деятельности многонациональных корпораций
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 54.66 Кб (Скачать)

     На  этом этапе международные корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы). На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

     На  современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:

     во-первых, они работают в рамках общемировой  глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);

     во-вторых, они используют глобальные факторы  производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений;

         в-третьих, они создали систему глобального  международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

     К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах, «Экссон» — в 100 странах.

     Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:

      в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;

     — создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

     — расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;

     — международное производство, создаваемое  ими, — не только материальное, но и  нематериальное;

     в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе  в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;

      стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);

     — интенсивное развитие внутрикорпоративной  торговли между подразделениями международной компании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);

     — вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и  на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг компании независимо от места производства и должно соответствовать мировым стандартам);

     — разработка, передача и использование  технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями (как партнерами, так и конкурентами);

     — диверсификация деятельности международных  корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются  гибридные или комплексные формы  внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, технологий, знаний.

     Все большее распространение в мировой  практике получает «лифрэксдинг» (lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);

     — «сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и международным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;

     — стремление приспособиться к трехполюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США — Западной Европе — Японии.

     Итак, современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции международного разделения труда и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Транснациональные корпорации и международная монополия, основные характеристики деятельности.

    Глобализация  экономики, расширение внешнеэкономических  связей, проявляются прежде всего в повышении роли и увеличении масштабов деятельности транснациональных корпораций. В соответствии с приведенными выше определениями ТНК в мире на 2000 г. насчитывалось около 65 тыс. ТНК с примерно 850 тыс. филиалов. Это представляет собой значительный рост по сравнению с началом 1990-х годов: тогда их было около 37 тыс. с 206 тыс. филиалов. Размах деятельности ТНК характеризуется огромными масштабами. ТНК все в большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции.

    Таким образом, роль, которую играют ТНК  в системе мирового хозяйства, настолько  велика, что уже сейчас можно говорить о том, что система из 500-600 крупнейших компаний и есть мировая экономика. Известно, например, что под их контролем  осуществляется около 9/10 всех частных заграничных капиталовложений, 2/3 внешней торговли и чуть ли не весь объем международной передачи технологии.

    ТНК стали основным каналом снабжения  мировых рынков товарами и услугами уже в конце 1980-х годов. Сейчас разница еще более разительная: продажи зарубежных филиалов в 2000 г. составили около 18 млрд. долл., при  этом суммарный объем мирового экспорта товаров и услуг – всего 8 трлн. долл.

      Международная торговля стимулируется ростом мирового производства товаров, тогда как  в отношении услуг, требующих  непосредственной близости продавца и  покупателя, производство заменяет торговлю. Доля ТНК в международной торговле составляет 2/3, из них 1/3 приходится на внутрифирменную торговлю. Это значит, что ТНК получили возможность осуществлять регулирующее воздействие на международную торговлю в целом, перенося на нее применяемые ими формы и методы. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти.

    ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме прямых зарубежных инвестиций. Собственно вывоз капитала и делает по определению фирму  транснациональной. Общемировые накопленные  инвестиции (вывоз) составили в 1990 г. – 1,7 трлн. долл., в 2000 г. – около 7 трлн.. долл. В 2001-2003 гг. произошло значительное снижение темпов роста прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), но весьма неравномерно по регионам мира, затронув в основном развитые страны. К настоящему времени большая часть накопленных   ПЗИ в развитых странах переместилась в сферу услуг, тогда как в развивающихся странах в этой области по – прежнему доминирует обрабатывающая промышленность.

    ТНК являются основным генератором базы современных конкурентных преимуществ  – технологии. Расходы на НИОКР  концентрируются в развитых странах, на них приходится около 90 % общемировых  расходов на эти цели. Из этой суммы, в свою очередь, 90 % приходится на 7 развитых стран, причем только на США – 40 %.

    Половина  экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, а в Сингапуре – 90%. Большая  часть платежей, связанных с трансфертом  новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, а в Великобритании – 90%.  ТНК  господствуют во всех сферах мировой  экономики: в производстве, финансах, технологии, услугах. По сферам интересов  ТНК распределяются следующим образом: около 60% - промышленность, 37% - услуги, 3% - базовые (добывающие и сельское хозяйство) отрасли.

    Последствия деятельности ТНК представим в таблице 1, для большей наглядности положительных  и отрицательных моментов.

      Последствия деятельности ТНК

          Таблица 1

  
  Сфера воздействия   +   -
  1. Экономические   Расширение  экономической базы государства. Передача новейших технологий. Рост общей деловой  активности   Получат развитие преимущественно экологически «грязные» отрасли. Полезные ископаемые часто экспортируют без переработки. Промышленная продукция не предназначена  для местного рынка
  2. Финансовые   Приток  в страну иностранных капиталов. Улучшение состояния платежного баланса   Большая часть доходов будет возвращаться в страну базирования ТНК. Подавление местных финансовых институтов.
  3. Социальные   Рост  занятости. Повышение уровня жизни  рабочих и служащих в филиалах ТНК. Вероятное повышение квалификации местных кадров. Востребованным  окажется лишь малоквалифицированный  труд. В связи с механизацией и  автоматизацией трудовых процессов  потребность в рабочей силе незначительна.
  4. Политические  
  Стимулирование  проведения политических реформ, путем  внедрения ТНК в экономику  страны.
Диктат политических условий правительству страны-приемника. Решения принимаются за границей на основе глобальных интересов ТНК.
  5. Географичес-кие   Улучшение ЭГП страны в связи с выходом  производимой продукции на мировой рынок. Использования природных условий и ресурсов ТНК в своих целях – для  обогащения.

       По поводу использования в экономической литературе термина «глобальные корпорации», т.е. ведущие свою деятельность в масштабах всего мира, можно сказать, что на практике не существует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира.   

Информация о работе Корпорации и их деятельность на внешних рынках