Коррупция в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:30, дипломная работа

Описание работы

Процессы глобализации и интеграции, получившие развитие во второй половине XX века, обусловили значительные изменения мировой системы. Активизация международных отношений во всех сферах жизни человеческого общества (политической, экономической, социальной, культурной) привела к повышению открытости стран мира. На этом фоне остро обозначились различия в уровне развития отдельных стран и регионов мира, что послужило значительным препятствием на пути глобализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение коррупции как общественного явления
Понятие коррупции
Типы коррупции
Интернациональные аспекты коррупции
Международный опыт борьбы с коррупцией
Глава 2. Антикоррупционная политика
2.1 Явление коррупции в Китае
2.2 Причины и последствия коррупции в Китае
2.3 Методы борьбы с коррупцией в Китае
Заключение

Работа содержит 1 файл

Коррупция в китае.docx

— 97.04 Кб (Скачать)

     Говоря  о коррупции, прежде всего, имеют  в виду коррупцию государственную. Однако сотрудник частной организации  также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, у  него есть возможность незаконного  обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, хотя он и обязан следовать уставным задачам. Таким  образом, в негосударственных организациях существуют те же предпосылки для  коррупции, что и в организациях госаппарата. На этом основании выделяют коррупцию в частном (негосударственном) секторе, хотя ее масштабы несопоставимы с коррупцией государственной власти.

     Коррупцию, возможно, классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих  субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и  политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и так далее[49,120].

     Бытовая коррупция порождается взаимодействием  рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки  от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

     Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут  стремиться заручиться поддержкой судьи  с целью вынесения решения  в свою пользу.

     Коррупция верховной власти относится к  политическому руководству и  верховным судам в демократических  системах. Она касается стоящих у  власти групп, недобросовестное поведение  которых состоит в осуществлении  политики в своих интересах и  в ущерб интересам избирателей.

Таблица 1. ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Критерии  типологии коррупции Виды коррупции
Кто злоупотребляет служебным положением Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)
Кто выступает  инициатором коррупционных отношений Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя
Кто является взяткодателем Индивидуальная  взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции Денежные взятки Обмен услугами (патронаж, непотизм)
Цели  коррупции с точки зрения взяткодателя Ускоряющая  взятка (чтобы получивший взятку быстрее  делал то, что должен по долгу  службы) Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) Взятка "за доброе отношение" (чтобы  получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)
Степень централизации коррупционных отношений Децентрализованная  коррупция (каждый взяткодатель действует  по собственной инициативе) Централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
Уровень распространения коррупционных  отношений Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти). Верхушечная коррупция (у  высших чиновников и политиков). Международная  коррупция (в сфере мирохозяйственных  отношений).
Степень регулярности коррупционных связей Эпизодическая коррупция Систематическая (институциональная) коррупция Клептократия (коррупция  как неотъемлемый компонент властных отношений)

     1.3 Интернациональные  аспекты коррупции

     Политическое  и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную  проблему. Открываясь мировому обществу, любая страна подвергается воздействию  данной тенденции.

     Исследователи уже доказали некоторые каналы международной  коррупции, которая является четким доказательством обратного воздействия  глобализации на развития каждого государства[17].

     Коррупция в международных организациях существует в силу общих тенденций: в них  также распределяются ресурсы (например, помощь странам-участницам или клиентам этих организаций); их также распределяют чиновники, не являющимися собственниками ресурсов. Кроме того, бюрократия в  международных организациях находится  под менее пристальным контролем  по сравнению с национальным, при  котором деятельность чиновников контролируется не только законом, но и общественностью  своих стан.

     Коррупция в международном экономическом  сотрудничестве проявляется при  создании предприятий с участием иностранного капитала, при реализации инвестиционных проектов и приватизации государственной собственности, при решении проблем раздела продукции и в других формах. От этого вида коррупции не защищена ни одна страна. , авторы доклада, сделанного экспертами США, утверждают, что в 1994г, при заключении крупных контрактов в 80% случаях они достались иностранным компаниям, предлагавшим взятки.

     Многие  представители иностранных компаний не брезгуют взятками для получения  преимуществ в конкуренции. Более  того, налоговое законодательство многих стран поощряет такое поведение. Исключением служат законы США, напрямую запрещающие своим бизнесменам  использование взяток на территории других стран. Без боязни впасть в  преувеличение можно утверждать, что иностранный бизнес вносит свой весомый вклад в рост коррупции.

     Коррупция в международных организациях существует в силу общих тенденций: в них  также распределяются ресурсы; их распределяют чиновники, не являющиеся собственниками этих ресурсов. Кроме того, бюрократия в международных организациях находится  под менее пристальным контролем  по сравнению с национальными, контролируемыми  общественными организациями своих  стран. Все это влечет за собой  коррупцию, которая, к тому же, в силу специфики работы международных  организаций, находится в зоне значительно  меньшего риска для участников коррупционных  сделок[17].

     Издание ТИ отмечает, например: "Мошенничество  с бюджетом в Европейском Союзе  стало огромной проблемой".Уход незаконных доходов за границу уменьшает  риск коррупционных сделок и тем  самым подстегивает коррупцию. От этого  страдают многие страны. Известно немало случаев, когда лидеры развивающихся  стран прятали в иностранных  банках полученные в результате коррупционных  действий доходы, исчисляющиеся миллиардами  долларов.

     Во  многих странах уход капиталов стал проблемой экономики и финансовой системы. Существенную часть этого  потока составляют незаконно полученные доходы, в том числе от коррупционных  сделок.

     Следует упомянуть о наличии обратной связи-влиянии национальной коррупции  на существенные обстоятельства международной  жизни. Достаточно привести один пример: Адольф Гитлер пришел к власти, эксплуатируя, в числе прочего, лозунг коррумпированности Веймарской республики. То, что приход Гитлера к власти стал фактом не только немецким, вряд ли нуждается  в доказательстве.

     Коррупция наносит многомиллиардные убытки международной  торговле. Именно это стало одной  из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние  годы. Так, американские фирмы-экспортёры утверждали, что они часто проигрывают  выгодные контракты из-за того, что  по закону не имеют права платить  взятки заграничным чиновникам. Напротив, в большинстве стран ОБСЕ взятки иностранным партнёрам не только не запрещались, но даже могли быть списаны с дохода при уплате налогов. Например, у немецких корпораций такие  расходы составляли около 5,6 млрд. долл. в год. Ситуация изменилась только в  конце 1997 г., когда страны ОБСЕ подписали "Конвенцию о борьбе с дачей  взяток иностранным, государственным, должностным лицам при осуществлении  международных деловых операций". Во исполнение конвенции в течение  последующих лет были приняты  законы, явным образом запрещающие  национальным компаниям давать взятки кому бы то ни было[5].

     1.4 Международный опыт  борьбы с коррупцией

     Ни  одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Любое  происшествие мгновенно освещалось в прессе. Вот несколько наглядных  примеров:

     В 1994 г. Швейцария, которая гордилась  неподкупностью своих государственных  служащих, была потрясена грандиозным  скандалом вокруг чиновника из кантона  Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. Сразу  вслед за этим было начато расследование  против пяти ревизоров-взяточников  из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным  фирмам при организации государственных  поставок. Затем разразилось еще  два скандала.

     К слову, во многих статьях политических журналов упоминается такое явление  как "шведская модель" борьбы с  коррупцией. До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий  модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное  регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и  субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным  документам и создана независимая  и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и  правительство установили высокие  этические стандарты для администраторов  и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность  стала социальной нормой среди бюрократии. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих  в 12—15 раз, однако с течением времени  эта разница снизилась до двухкратной. На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней  коррупции в мире[2].

     Во  Франции происходят массовые расследования  коррупционных действий, совершаемых  бизнесменами и политическими деятелями. В 1993 г. премьер-министр впервые пообещал, что не будет этому препятствовать. "Ситуация во Франции постепенно меняется, еще 10 лет назад здесь  запрещалось расследование случаев  взяток и коррупции", - утверждал  французский судья Жан-Пьер Тьери.

     Многочисленные  случаи коррупции в Италии, затронувшие  самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов  и политических деятелей предстали  перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.

     В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная  конференция по проблемам борьбы с коррупцией. По представленным там  материалам во многих крупных городах  ФРГ прокуратуры заняты расследованием нескольких тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более тысячи, в Мюнхене - около 600, в Гамбурге - около 400, в Берлине - около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти 3 тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1,5 тысячи человек, а в 1995 - более 2 тысяч, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию  вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации  новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно  незаконно "купить" право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия.

     Время от времени мы становимся свидетелями  крупных коррупционных скандалов, герои которых - лидеры ведущих держав мира и высшие руководители уважаемых  международных организаций. Суммы  взяток, о которых идет речь, многократно  превосходят доходы простых людей. В одном из своих статей международная  общественная организация "Трансперенси Интернэшнл" , компания, оказывающая  сопротивление коррупции на международном  и национальных уровнях и в  бизнесе, утверждала: "Коррупция  стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам". Исследование, проведенное  национальными филиалами этой организации  в 1995 г., показало, что "коррупция  в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует нате же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране".

     Абсолютно неправомерно разделение стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад. Исторические исследования дают многочисленные примеры  того, как коррупция заносилась в  восточные колонии западными  колонизаторами. Индонезию, например, заразили коррупцией чиновники голландской  Восточно-Индийской компании. На Филиппины  она была занесена испанскими колонизаторами, а в Индию – британской администрацией. Филиппины и Бангладеш, восстававшие против военных коррумпированных режимов, дают примеры того, что коррупция  не может считаться частью восточной  культурной традиции. Сингапур и некоторые  другие развивающиеся страны можно  привести в качестве примера успешной реализации антикоррупционных государственных  программ. У каждой страны свой ход  истории и развития, но все же все сталкиваются с похожими проблемами. У этой страны существует своя собственная  модель:

     Сингапурская  стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь на "логике в контроле за коррупцией": "попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении исключить или минимизировать условия, создающие как стимул, так и  возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий"[2].

     В момент обретения независимости  в 1965 г., Сингапур был страной с  высокой коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер: регламентации действий чиновников, упрощении бюрократических процедур, строгом надзоре над соблюдением  высоких этических стандартов. Центральным  звеном стало автономное Бюро по расследованию  случаев коррупции, в которое  граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость  судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

Информация о работе Коррупция в Китае