Курды и курдский вопрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:44, доклад

Описание работы

Курды компактно населяют в основном историческую область Курдистан на юго-западе азиатского материка, которая занимает смежные территории юго-восточной Турции, северо-западного Ирана, северного Ирака и северной Сирии. Значительное число курдов проживает в диаспоре (главным образом в других странах Ближнего Востока, в Западной Европе и в СНГ). В настоящее время курды самый крупный этнос мира (до 30 млн.), лишенный права на самоопределение и государственный суверенитет. Курдистан богат природными ресурсами, занимает ключевое геополитическое и геостратегическое

Работа содержит 1 файл

Курды и курдский вопрос.docx

— 49.35 Кб (Скачать)

Скоро американцы убедились в своем  просчете. Сохраненный ими режим  Саддама Хусейна вызвал всеобщее возмущение своими злодеяниями, в особенности  против курдов, нежеланием считаться  с мировым общественным мнением, источником повышенной опасности для  региона и мирового сообщества. Над  курдскими и шиитскими районами Ирака был установлен американо-английский воздушный зонтик – бесполетная зона для иракской авиации, введен режим экономических санкций (эмбарго), началась многолетняя конфронтация Ирака с мировым сообществом, но главным образом с США и Англией. В результате впервые в истории возникла благоприятная для части курдского народа, обитающей в Ираке, ситуация, позволяющая не на словах, а на деле добиться реализации своих неотъемлемых национальных прав.

В апреле-мае 1992 фронт Южного Курдистана, в который  входили все основные курдские партии, организовал выборы в первый курдский парламент (национальную ассамблею). Около 90% голосов получили две главные  курдские партии – ДПК И ПСК; голоса между ними разделились почти  поровну. Руководители этих партий –  Масуд Барзани и Джалал Талабани стали двумя неформальными лидерами страны. Было сформировано правительство и принята декларация о Федеративном союзе. Тем самым было положено начало курдской государственности и намечена структура государственного управления. Новая власть контролировала большую часть Южного Курдистана (55 тыс. кв. км из 74), называемую «Свободным Курдистаном». Под властью Багдада остались только нефтеносный округ Киркука, в котором проводилась политика арабизации и тюркизации (поддержка тюркского меньшинства туркмен против курдов) и территория севернее 36 параллели, прилегающая к Мосулу. «Свободный Курдистан» пользовался военно-политической и частично экономической (в рамках главным образом гуманитарной помощи) поддержкой США и их ближайших союзников, но не имел никакого международного юридического статуса. Это была, можно сказать, «полунезависимость» или автономия в полном объеме, что, однако, для курдов явилось несомненным прогрессом и важным шагом в борьбе за национальное самоопределение тем более, что на их стороне была самая могущественная держава современного мира – США и ее союзники.

Первые  годы существования «Свободного  Курдистана» оказались непростыми. При несомненных успехах в  налаживании экономической жизни, решении насущных социальных проблем  и в организации народного  образования были допущены серьезные  просчеты в создании здорового внутриполитического  климата. Сказался низкий уровень политической культуры, выразившийся в неизжитых  представлениях традиционного общества, в первую очередь типично курдском партикуляризме и вождизме; худую  роль сыграло провокационное вмешательство  во внутрикурдские взаимоотношения Турции и Ирана, заинтересованных в дестабилизации Иракского Курдистана. В 1994 возник острый конфликт между ДПК и ПСК, вылившийся в длительную конфронтацию с использованием вооруженной силы.

Возникла  угроза утраты иракскими курдами  их достижений в борьбе за независимость  и к чести активистов курдского  движения в Ираке следует сказать, что они вовремя увидели эту  опасность и смогли проявить реализм  и здравый смысл. Начался процесс  примирения, которому, исходя из своих  интересов, всячески содействовали  США. 17 сентября 1998 в Вашингтоне между  Масудом Барзани и Джалалом Талабани было заключено соглашение о мирном урегулировании конфликта. На окончательную ликвидацию конфликта и согласование оставшихся спорных волпросов ушло довольно много времени, но в конце концов все разногласия были преодолены. 4 октября 2002 после шестилетнего перерыва в столице Южного Курдистана Эрбиле состоялось первое заседание объединенного курдского парламента. Было решено объединить и судебную власть, а также через 6–9 месяцев организовать новые парламентские выборы. ДПК и ПСК договорились совместно бороться за единый, демократический и федеративный Ирак. То был важный успех в многовековом стремлении курдов к свободе и самоопределению.  

Список  литературы:

1.Никитин В. Курды. М., 1964

2.Аристова Т.Ф. Курды Закавказья (историко-этнографический очерк). М., 1966

3.Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891–1917). М., 1972

4.Курдское движение в новое и новейшее время. М., 1987

5.Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране (1917–1947гг.), М., 1988

6.Лазарев М.С. Империализм и курдский вопрос (1917–1923). М., 1989

7.Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. Ереван, 1990

8.Васильева Е.И. Юго-Восточный Курдистан в XVII – начале XIX в. М., 1991

9.Мгои Ш.Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. М., 1991

10.Мусаэлян Ж.С. Библиография по курдоведению (начиная с XVI века), часть I–II, СПб, 1996

11.История Курдистана. М., 1999

12.Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции (1986– 995). М., 2001

Информация о работе Курды и курдский вопрос