Курс лекций по "Внешнеэкономической деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Работа содержит 1 файл

ВТО.doc

— 991.00 Кб (Скачать)

1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

Законодательство  РФ о ВЭД составляют:

  1. Федеральные конституционные и Федеральные законы: основные из них:

Конституция РФ, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс РФ (части I и II), Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

  1. Указы президента РФ
  2. Постановления Правительства РФ
  3. Нормативно-правовые акты Центрального Банка РФ

К принципам  государственного регулирования ВЭД  относятся:

– защита государством прав и законных интересов участников ВЭД;

– равенство  и недискриминация участников ВЭД;

– обеспечение  выполнения обязательств РФ по международным договорам;

– обоснованность применения мер регулирования;

– единство системы регулирования.

Методы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности составляют:

– таможенно-тарифное регулирование;

– нетарифное регулирование;

– запреты  и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

– осуществление  мер экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

- лицензирование.

Таможенно-тарифное регулирование – это установление ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Нетарифное  регулирование – это введение количественных ограничений экспорта или импорта.

Количественные  ограничения ВЭД составляют:

– временные  ограничения или запреты экспорта товаров в целях предотвращения или снижения их недостатка на внутреннем рынке РФ;

– ограничения  импорта сельскохозяйственных товаров  в целях стабилизации внутреннего производства;

– квотирование – установление ограниченного количества конкретного товара, разрешенного для  экспорта или импорта (определяется на основе проведения конкурса среди  потенциальных участников или аукциона).

Лицензирование в сфере ВЭД – это предоставление специального права на осуществление внешнеторговых операций участникам ВЭД в случаях:

– введения временных количественных ограничений  экспорта или импорта;

– предоставления исключительного права на экспорт  или импорт;

– реализации разрешительного порядка экспорта или импорта конкретных видов товаров.

В целях  поддержания равновесия платежного баланса РФ Правительство РФ может  принимать решения о введении ограничений внешней торговли в  случае, если необходимо:

– остановить резкое сокращение валютных резервов РФ;

– достигнуть адекватного темпа увеличения валютных резервов

Правительство РФ может вводить ответные ограничения  внешней торговли, если иностранное  государство:

– не выполняет  принятые им по международным договорам  обязательства в отношении РФ;

– предпринимает  меры, нарушающие экономические или  политические интересы РФ;

– не предоставляет  российским юридическим лицам и  гражданам адекватную и эффективную  защиту их законных интересов;

– не предпринимает  действий для борьбы с противоправной деятельностью своих юридических лиц и граждан на территории РФ.

Правительство РФ может принимать специальные (защитные) антидемпинговые и компенсационные  меры при импорте товаров.

Антидемпинговая мера – это мера по противодействию демпинговому импорту (т.е. импорту по заниженным ценам) посредством введения антидемпинговой пошлины.

Компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины.

 

2. Понятие внешнеэкономических связей и внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая деятельность –  это сфера деловых отношений  с резидентами иностранных государств по осуществлению сделок в области  внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, причем отдельные области торговли определяются следующим образом:

а) внешняя торговля товарами — импорт и(или) экспорт товаров (перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами):

— импорт товара (ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе);

— экспорт товара (вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства  об обратном ввозе);

б) внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

в) внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

г) внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами:

— с территории Российской Федерации  на территорию иностранного государства;

— с территории иностранного государства  на территорию Российской Федерации;

— на территории Российской Федерации  иностранному заказчику услуг;

— на территории иностранного государства  российскому заказчику услуг;

— российским исполнителем услуг  путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

— иностранным исполнителем услуг  путем коммерческого присутствия  на территории Российской Федерации;

— российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия  на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

— иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия  на территории Российской Федерации, путем  присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации.

Внешнеэкономические связи представляют собой формы  реализации межгосударственных отношений  в части научно-технического, производственного  и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

Внешнеэкономические связи в РФ включают следующие  формы: внешнюю торговлю, совместные предприятия за рубежом; иностранные  предприятия на территории России; международные объединения и  организации; консорциумы; подрядное сотрудничество; концессии; лизинг; сотрудничество на компенсационной основе; привлечение иностранной рабочей силы; производственное кооперирование; научно-техническое сотрудничество; торговлю лицензиями и технологией; прибрежную и приграничную торговлю; торговлю строительными услугами; торговлю транспортными услугами; иностранный туризм; сотрудничество в банковской сфере; прочие формы международного экономического сотрудничества (биржи, торговые дома, ассоциации).

4. Научно-информационное обеспечение коммерческой работы.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации.

Место хранения информации: государственные органы, торговые палаты, научно-исследовательские институты, учебные институты, библиотеки, бюро, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства фирм, выставки, ярмарки, вычислительные центры.

Источниками хранения и распространения информации являются доклады, информационные записки, книги, пресса, рекламные издания, радио, телевидение, информационные отчеты фирм и наглядная  реклама.

В РФ необходимую  информацию могут предоставить следующие  организации:

1. Торгово-промышленная  палата РФ – ведущая негосударственная  организация, содействующая развитию  внешнеэкономических связей страны.

2. Банки, имеющие  лицензии на валютные операции, в картотеке которых несколько  тысяч иностранных организаций,  фирм и банков.

3. Всероссийский  научно-исследовательский конъюнктурный  институт (ВНИКИ), библиотека ВНИКИ  имеют огромный фонд материалов  по любым коммерческим вопросам, контрактам, конъюнктуре и ценам.

4. Национальный  автоматизированный банк обмена  информацией.

5. Некоторые  совместные предприятия в сфере  деятельности которых консультирование, маркетинг, поиск партнеров.

6. Кооперативы,  организации, союзы, ассоциации, которые могут оказать помощь  в поиске зарубежного партнера.

7. Общественные  организации, международные объединения.

Информацию  по зарубежным фирмам можно получить и самим. Ее можно найти в фирменных  справочниках, монографиях, прессе, каталогах, брошюрах, рекламе, с помощью компьютерных сетей, на выставках, в годовых отчетах, некоторых специальных источниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Международные сделки по обмену товарами.

6. Международные сделки по обмену услугами.

 

 

 

 

 

 

7. Международные  сделки по обмену результатами  научно-технической и творческой  деятельности.

В сфере обмена технологиями используются следующие основные понятия.

Изобретение – техническое решение, воплощенное в чертеже, технических условиях, полезной модели или промышленном образце, обладающее новизной и способное обеспечивать при его применении положительный результат.

Патент – оригинальный документ, удостоверяющий право собственности (владение, пользование, распоряжение) объектом интеллектуальной собственности. Патенты бывают национальными и региональными (например, европейский патент, действующий в странах ЕС).

Ноу-хау – техническая и иная информация, позволяющая эффективно использовать технологии, машины, оборудование.

Промышленный образец – запатентованное конструкторское или художественное решение (форма, вид) товара.

Полезная модель – запатентованное конструкторское решение производимого товара.

Товарный знак (товарная марка) – запатентованные  графические изображения, названия, особые сочетания букв, слов, цифр, которые  присваиваются товарам в качестве их обличительных характеристик.

Фирменное наименование – запатентованное название товара.

Лицензия –  договор о передаче лицензиаром-собственником  технологии или промышленной собственности  права ее использования лицензиатом (производителем).

Лицензии бывают:

– чистые (предусматривающие  передачу прав на изобретения);

– сопутствующие (являющиеся частью договоров на поставку оборудования).

Кроме того, лицензии классифицируются на:

– простые (лицензиар  разрешает лицензиату использовать изобретения, но оставляет за собой  право как на использование изобретения, так и на передачу прав на него третьим лицам);

– исключительные (лицензиар разрешает лицензиату использовать изобретение, оставляет  право его использования за собой, но теряет право передачи лицензии третьим лицам);

– полная (лицензиар передает лицензиату все права на изобретение и не может использовать его в течение установленного в договоре срока).

Франчайзинг (или франшизе, от фр. franchise – привилегия) –договор, по которому правообладатель (франчайзер), имеющий систему ведения бизнеса, разрешает франчайзи использовать эту систему при условии выплаты вознаграждения.

Обычно франчайзер предоставляет  франчайзи комплекс прав на интеллектуальную собственность (товарные знаки, изобретения, ноу-хау).

Различаются три типа франчайзинга:

– производственный;

– товарный;

– лицензионный.

Производственный  франчайзинг предполагает поставку франчайзером в распоряжение франчайзи  комплектующих для производства продукции под фирменным наименованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Виды  и содержание внешнеторгового  контракта.

Структура международного контракта купли-продажи товаров

включает:

– преамбулу  с указанием официального названия сторон и представляющих их лиц, правомочных  подписывать контракты, т.е. представлять свои компании с доверенностью или  без;

– предмет договора (наименование товара);

– количество и  качество товара;

– цена и общая  стоимость в конкретной валюте;

– базисные условия  поставок (по ИНКОТЕРМС–2000);

– условия платежа;

– упаковка и  маркировка;

– порядок отгрузки;

– страхование (если оно не включено в общие условия поставок);

– сдача-прием  товара;

– штрафные санкции;

– форс-мажор;

– арбитраж;

– подписи, адреса, банковские реквизиты сторон, место  подписания контракта, количество экземпляров.

Информация о работе Курс лекций по "Внешнеэкономической деятельности"