Международная борьба с контрабандой культурных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей. Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «культурные ценности»; - проанализировать действующее и существовавшее ранее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей; - дать определение понятию «контрабанда культурных ценностей»; - выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике; - проанализировать мировую практику регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие вопросы правового регулирования культурных ценностей
§ 1. Понятие культурных ценностей…………………………………………………7
§ 2. Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей в истории и современности……………………………………………...12
Глава 2. Общие вопросы правового регулирования международной борьбы с контрабандой культурных ценностей.
§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей....23
§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей…………………...……………….30
§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей………..…34
Заключение……………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 80.50 Кб (Скачать)

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Общие вопросы правового регулирования  культурных ценностей

§ 1. Понятие культурных ценностей…………………………………………………7

§ 2. Источники правового  регулирования по вопросам перемещения  культурных ценностей в истории и современности……………………………………………...12

Глава 2. Общие вопросы правового регулирования международной борьбы с контрабандой культурных ценностей.

§ 1. Понятие и основные характеристики контрабанды культурных ценностей....23

§ 2. Координация и взаимодействие международных правоохранительных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей…………………...……………….30

§ 3. Мировая практика борьбы с контрабандой культурных ценностей………..…34

Заключение……………………………………………………………………………..38

Список использованной литературы………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время международные  отношения характеризуются связями  государств в самых различных областях человеческой деятельности. В первую очередь это касается политических отношений, на основе которых каждое государство строит свою внешнюю политику, которая определяет основы сотрудничества этого государства с другими государствами в иных областях международных связей: в экономической области, в области научно-технического сотрудничества, в гуманитарной области, в области международной борьбы с преступностью и т.д. Сотрудничество государств в области культуры тоже входит в этот список. Культура, сама по себе как общечеловеческая ценность, не признает границ. Взаимодействие, взаимообогащение различных культур происходит на самых разных уровнях и государства не в силах остановить этот процесс. Однако, государствам под силу процесс этот упростить, ускорить, сделать наиболее

приемлемыми “правила игры”, по которым происходит культурный обмен  между государствами. Инструментом этого регулирования является международное публичное право, а точнее соглашения и конвенции между субъектами международного права, регулирующие международный культурный обмен. Наиболее интенсивное развитие международного права в этой области прослеживалось во второй половине ХХ века. На это существует ряд объективных причин:

- Вторая Мировая война,  с ее огромными невосполнимыми  потерями культурных памятников  и культурных ценностей;

- Учреждение в 1945 году  на Лондонской конференции Организации  Объединенных Наций по вопросам  образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставшей с 1946 года специализированным  учреждением Организации Объединенных  Наций (ООН);

- Развитие всего международного  права как основы межгосударственных  отношений;

- Нарастающая угроза сохранности  и возможности передачи потомкам  культурного наследия в виду  самых различных причин.

Важнейшей функцией общения  государств в области культуры является то, “что культурные обмены и сотрудничество содействуют лучшему взаимопониманию  между людьми и между народами и способствуют таким образом упрочнению согласия между государствами.”

Одним из видов международного культурного обмена и сотрудничества является обмен и распространение  культурных ценностей. Такие шедевры  как собор Василия Блаженного в Москве и мавзолей Тадж-Махал  в Индии, Храм Неба в Пекине и Палаццио Веккио во Флоренции, икона “Троица” Андрея Рублева и “Сикстинская мадонна” Рафаэля, дворцы Версаля и Петергофа являются культурными ценностями не только стран местонахождения, но составляют культурное наследие всего человечества.

Однако, обмен между государственными культурными ценностями влечет и  существенные проблемы. Одной из таких  проблем общемирового характера  являются вопросы охраны памятников культуры. Опасность, которой подвергаются культурные ценности, имеет двойственную природу:

во-первых, это объективные  проблемы, касающиеся сохранности памятников ввиду их естественного старения и разрушения. Сюда входят вопросы  реставрации, консервации памятников, различных форм и методов охраны от физического разрушения;

во-вторых, проблемы, источником которых служит само человечество, т.к. своими войнами и вооруженными конфликтами, кражами и хищениями  оно наносит вред культурным ценностям  в несколько раз больше, чем  природные катаклизмы или физическое воздействие времени на памятники  культуры.

Противодействие проблемам  естественного характера регламентируется техническими нормами. Проблемы охраны памятников истории и культуры, имеющие  источник в виде человеческих взаимоотношений, регулируется законодательством каждого  государства. Однако, охрана культурных ценностей не может происходить лишь на уровне государственного регулирования.  Здесь необходимо взаимодействие государств, объединение их усилий, имеющих конечную цель - сохранение культурного наследия всего человечества и передача его будущим поколениям. В этом смысл регламентации вопросов охраны культурных ценностей в международных двухсторонних и  многосторонних соглашениях.

Тема моей курсовой работы звучит как: «Международная борьба с  контрабандой культурных ценностей».

Актуальность рассматриваемой  проблемы, ее практическая значимость, а также проблемы законодательного регулирования и его практического  применения, обусловили выбор темы, цель и основные задачи курсовой работы.

Объектом данной темы является система правоотношений, возникающих  в процессе незаконного перемещения культурных ценностей через границы государств.

Предметом исследования выступает  законодательство, регулирующее перемещение  культурных ценностей через таможенную границу.

Цель курсовой работы –  анализ международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

-       дать  определение понятию «культурные ценности»;

-   проанализировать действующее и существовавшее ранее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;

-      дать определение понятию «контрабанда культурных ценностей»;

-     выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике;

-   проанализировать мировую практику регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Теоретической основой курсовой работы послужили научные труды  авторов, рассматривающих порядок  международной борьбы с контрабандой культурных ценностей, а также нормативно - правовые акты, затрагивающие различные области правоотношений, возникающих при сохранении и перемещении объектов культурного наследия, а так же другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную область правоотношений.

Теоретическая значимость. В настоящей работе проведен комплексный  анализ законодательства, регулирующего  порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, проведение экспертизы, а так же выдачу разрешительных документов для правомерного перемещения указанных предметов через таможенную границу физическими лицами. На основе проведенного анализа выделены проблемные вопросы, возникающие в связи с перемещением культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу.

Практическая значимость работы заключается в анализе мировой практики в области борьбы с международной контрабандой культурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие вопросы правового  регулирования культурных ценностей

§ 1. Понятие  культурных ценностей

Культура является неотъемлемой частью жизни каждого человека и  одним из важнейших элементов  жизнедеятельности человечества. Согласно Конституции РФ: «Каждый имеет  право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».1

Сохранение и обеспечение  защиты культурных ценностей –  одна из наиболее значимых задач современной  России. Эффективность правовых механизмов защиты культурных ценностей напрямую связана с наличием «четко закрепленного  в законе или непосредственно  выводимого из него правового понятия «культурные ценности»». Впервые понятие «культурные ценности» было сформулировано в Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», согласно которой «...культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или  недвижимые, которые имеют большое  значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники  архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические  месторасположения, архитектурные  ансамбли, которые в качестве таковых  представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции  или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

b) здания, главным и действительным  назначением которых является  сохранение или экспонирование  движимых культурных ценностей,  указанных в пункте «а», такие  как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также  укрытия, предназначенные для  сохранения в случае вооруженного  конфликта движимых культурных  ценностей, указанных в пункте  «а»; 

c) центры, в которых имеется  значительное количество культурных  ценностей, указанных в пунктах  «a» и «b», так называемые  «центры сосредоточения культурных  ценностей».2

Достоинство этой конвенции  заключается в том, что благодаря  ей понятие «культурные ценности»  было введено в международноправовую терминологию. Наряду с Конвенцией 1954 г. расширенное определение понятия «культурная ценность» было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г..3 С точки зрения этой Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы». В этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Понятие, данное в Конвенции 1954 г, впоследствии видоизменялось при  разработке других актов международного и внутреннего права. Например, понятия  «культурных ценностей» сформулированные в Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности и Конвенции УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям становятся более полноценными и включают категории культурных ценностей.

Понятие «культурных ценностей», данное в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в сущности, отражает то же понятие, сформулированное в конвенциях ЮНЕСКО и УНИДРУА, но с незначительными изменениями.

В ст. 6 закреплено следующее  определение: «Для целей настоящего Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального  мира, находящиеся на территории Российской Федерации…»  (с подробным разъяснением какие именно предметы).

А в ст.7 закреплены категории  предметов, подпадающих под действие данного Закона:

  • «исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей,
  • мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  • художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  • оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
  • оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
  • художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
  • гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
  • изделия традиционных народных художественных промыслов;
  • составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • редкие рукописи и документальные памятники;
  • архивы, включая фото, фоно, кино, видеоархивы;
  • уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, атакже взятые государством под охрану как памятники истории и культуры».4

Информация о работе Международная борьба с контрабандой культурных ценностей