Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:28, доклад

Описание работы

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Работа содержит 1 файл

Междунаро́дная торго́вля.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Междунаро́дная  торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. 

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени. 

Термин международная  торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист  Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии». 

Преимущества  участия в международной торговле

интенсификация  воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности  для зарождения и развития массового  производства, повышения степени  загруженности оборудования, роста  эффективности внедрения новых технологий;

увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение  занятости;

международная конкуренция вызывает необходимость  совершенствования предприятий;

экспортная выручка  служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие. 
 

Меркантилизм 

Меркантилизм  — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в  хозяйственную деятельность. Представители  направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

необходимость поддержания активного торгового  баланса государства (превышения экспорта над импортом);

признание пользы привлечения в страну золота и  других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

деньги —  стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает  объём товарной массы;

приветствуется  протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

ограничение на экспорт предметов роскоши, так  как он ведет к утечке золота из государства. 

Первые попытки  проанализировать международную торговлю были предприняты в 16 и 17 вв. меркантилистами, которые полагали, что совокупное мировое предложение «факторов производства» – земли (включая сырье), труда и капитала – более или менее постоянно. Из этого предположения делался вывод, что интересы отдельных государств, регионов и городов диаметрально противоположны, поскольку выгоды для одного из них означают убытки для другого. В связи с этим каждой стране рекомендовалось накапливать факторы производства, особенно золото и серебро. Меркантилисты были убеждены, что запас драгоценных металлов в стране воплощает в себе ее действительное богатство, поэтому они полагали, что надлежащим образом организованная внешняя торговля существует исключительно для увеличения этого запаса. 
 
 

     Меркантилиститская  теория международной торговли 

     Из  теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVII вв. Сторонники этой теории не учитывали выгоды, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт, готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

     Главным недостатком этой теории следует  считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономии выгода одних участников товарообменной сделки  оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинтсву меркантилизма можно отнести разработанную им политической поддержки экспорта, которая, сочеталась,  с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов России наиболее ярким меркантилистом был, вероятно, который всячески поощрял российскую промышленность порт товаров, в том числе через высокие ввозные пошлины, кучу привилегий отечественным монополистам.

       Меркантилисты верили, что истинным  богатством страны является золото (деньги) и, исходя из этого, создали теорию внешней   торговли. По их мнению, внешняя торговля должна быть ориентирована на максимальную сохранность и увеличение количества золота в стране. В связи с этим рекомендовалось стимулировать экспорт и ограничивать импорт, чтобы не тратить золота на покупку товаров за пределами страны. Одновременно вводились запреты на торговлю колоний со всеми странами кроме метрополий, на развитие производства в колониях - они должны стать только поставщиками сырья в метрополии.  

       Меркантилисты, предлагали обогащение  одних стран за счет других. Вместе с тем их заслуга   заключается в том, что они  впервые привлекли внимание к  проблемам внешней торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развитии стран, описали и обосновали определенное соотношение затрат на экспорт и импорт, т.е. заложили основы платежного баланса.

     Развитие  и обогащение страны невозможно только за счет перераспределения имеющихся богатств. Национальное богатство отдельных стран должно прирастать за счет постоянного развития и совершенствования экономических систем. На взаимозависимость экономического развития и внешней торговли впервые обратили внимание экономисты-классики. А. Смит отмечал, что благосостояние нации зависит не только от количества накопленного ею золота, сколько от ее способности производить конечные товары и услуги.  
 

Теория  абсолютных преимуществ  Адама Смита 

Реальное богатство  страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные

преимущества:

климат;

территория;

ресурсы. 

Приобретённые преимущества:

технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория  сравнительных преимуществ  Давида Рикардо 

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна  и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии. 
 

Теория  Хекшера-Олина 

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для  производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный  недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

у стран-участниц международного обмена складывается тенденция  к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

развитие международной  торговли приводит к выравниванию «факторных»  цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

существует возможность  при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами. 

Парадокс  Леонтьева 

Суть парадокса  состояла в том, что доля капиталоёмких  товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта. 
 

Жизненный цикл товара 

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий  из пяти этапов:

разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.

выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые  мероприятия, медленно растет объем  продаж

быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли

зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как  основная масса потребителей уже  привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия  по защите товара от конкуренции

упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли. 
 

Теория  Майкла Портера 

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

воздействие правительства  на факторные условия;

воздействие правительства  на условия спроса;

воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

воздействие правительства  на стратегию, структуру и соперничество  фирм. 

Теорема Рыбчинского 

Теорема заключается  в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1] 

Теория  Самуэльсона и  Столпера 

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали  теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

Информация о работе Международная торговля