Право и мораль в мировой политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:04, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении права и морали в мировой политике.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

- раскрыть правовую составляющую мировой политики;

- изучить моральные аспекты мировой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Право и мораль в мировой политике……………………………………4

1.2 Правовая составляющая мировой политики………………………….4

1.3 Моральные аспекты мировой политики…………………………….12

Заключение………………………………………………………………...16

Список использованной литературы…………………………………….17

Работа содержит 1 файл

ПРАВО И МОРАЛЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1 Право и мораль в мировой  политике……………………………………4

     1.2 Правовая составляющая мировой  политики………………………….4

     1.3 Моральные аспекты мировой политики…………………………….12

     Заключение………………………………………………………………...16

     Список  использованной литературы…………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы. В международных отношениях наблюдается повышение значения морали и усиление ответственности за нарушение ее норм. Подтверждение тому можно найти в появившихся в последние годы многочисленных исследованиях роли морали в международных отношениях. Чаще стали обращать внимание на мораль и ее взаимодействие с международным правом юристы.

     Особого внимания заслуживает тот факт, что  сегодня государственные деятели стали чаще подчеркивать роль морали и ее взаимодействия с международным правом.

     Основная  причина роста роли морали видится  в углублении взаимозависимости  государств. В результате сотрудничество не может не опираться на принцип  взаимности, требующий учета и уважения интересов партнера. Таким путем создаются предпосылки для утверждения в международных отношениях золотого правила морали - поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Свою роль играет и некоторый прогресс в массовом нравственном сознании.

     Исторический  опыт свидетельствует, что мораль, включая  религиозную, постоянно играла роль инструмента внешней политики.

     Мораль  существует и действует как система  идеалов, принципов, норм, носителем  которой является более или менее  крупное социальное образование. Самое большое из них - международное сообщество, которому присуща международная мораль. Последняя, в значительной мере складывалась на основе общепринятых в различных национальных системах норм путем приспособления их для регулирования межгосударственных связей. Поэтому в целом она носит общечеловеческий характер и отражает достигнутый уровень цивилизации.

     Цель  работы заключается в изучении права и морали в мировой политике.

     В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

     - раскрыть правовую составляющую мировой политики;

     - изучить моральные аспекты мировой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Право и мораль в мировой политике 

     Анархичный  характер международных отношений, изначально заданный Вестфальской системой, регулируется международным правом. Американский исследователь Ричард Фалк заметил, что большинство правовых норм, которые используются в международных отношениях, основаны на нравственных принципах. Так, вторжение одного государства на территорию другого (как, например, было в случае захвата Кувейта Ираком в начале 1990-х годов) не только воспринимается как противоречащее международному праву, но и оценивается большинством государств, а также другими участниками международного взаимодействия как безнравственное. Близкой точки зрения придерживается и П. А. Цыганков.1 «И право, и мораль, — считает он, — представляет собой обязательные правила поведения, которые приобретают форму юридического или нравственного долга и ответственности за нарушение этого долга, отражая существующий уровень развития международной системы и человеческой цивилизации в целом». И, тем не менее, они тождественны. П. А. Цыганков указывает на два отличия:

     ♦ правовые нормы зафиксированы в  соответствующих документах, в то время как моральные принципы — нет;

     ♦ мораль и право различаются по формам, средствам, методам воздействия, но если право предусматривает использование средств принуждения (санкции, исключение из членов международной организации и т.п.), то мораль — нет.

     Кроме названных различий, необходимо указать еще на одно. Несмотря на то что, в основе и права, и морали, лежат ценности, мораль в значительно большей степени связана с ними и представляет собой сложное, порой противоречивое образование, где переплетаются общечеловеческие, идеологические, религиозные и иные ценности, что может вести к противоречиям. 

     1.2 Правовая составляющая мировой политики

     Современное международное право стало результатом  долгого исторического развития. Изначально главнейшим в отношениях между народами был вопрос о праве на ведение войны. Эта проблема неоднократно обсуждалась в трудах мыслителей Древнего мира. Само же понятие «право между народами» было введено в XVI в. испанцем Ф. де Витория, который говорил о христианской ответственности в отношении любого человека. А корни этого понятия можно найти в римском праве, где было «право людей».

     Гуго  Гроций – голландский юрист и политический деятель, живший в период Тридцатилетней войны в Европе (1583-1645), одним из первых в знаменитой работе «О праве войны и мира» обратил внимание на необходимость разрешать споры не силовыми, а правовыми способами. Для него военные действия возможны были только в случае самозащиты или как ответ на причиненный ущерб. Именно такая война, считал он, является справедливой.

     И все же, как пишет отечественный автор Ю. М. Колосов, «если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права имен в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытнообщинного строя, до становления государства... Если же толковать понятие "международное право" как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности...». Иными словами, с оформлением государства происходит становление и развитие международного права в современном понимании.

     Г. Гроцию также принадлежит одна из первых разработок в определении источников международного права. Это легло в основу международного права, действующего и поныне, а имя Г. Гроция называется в качестве его родоначальника.

     Вопрос  об источниках возникает в связи  с тем, что в отличие от государства, где есть законодательная власть, в международном праве такого центрального органа не существует. В  настоящее время, согласно статье 38 Статута Международного Суда, источниками международного права являются:

     а) «международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

     в) международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы;

     c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

     d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

     Международное право имеет важное значение в современном мире, Оно позволяет уменьшить неопределенность в международной cpeде, стабилизировать международные отношения. Различают международное публичное право и международное частное право.2 Оба они регулируют правовую сферу, относящуюся к международной. При этом международное публичное, или просто международное право призвано регулировать отношения прежде всего между государствами. В «Дипломатическом словаре» оно и описывается как «система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности». К международному же частному праву относятся вопросы, связанные с взаимодействием на международной арене отдельных лиц, корпораций, неправительственных организаций и т.п. Оно регулирует международную торговлю, обмен международной информацией, международный туризм и другие подобные сферы деятельности. 

     В области безопасности международное право является важнейшим регулятором международных отношений. На базе существующих международных договоров ведутся новые переговоры. Международные договоры являются и одним из наиболее важных элементов формирования международных режимов в сфере безопасности.

     После подписания Вестфальского мира в международном праве фиксируется, оставаясь центральной и поныне, идея государственного (национального) суверенитета, означающая, что государство обладает полномочиями на принадлежащей ему территории и самостоятельно в международных делах. Согласно этому другие государства или иные акторы не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства.

     Суверенитет является ключевым понятием в международном праве. В теоретическом плане он теснейшим образом связан с теорией политического реализма, исходящей из представлений о государственно-центристской модели мира.

     Важнейшим, вытекающим из идеи суверенитета принципом международного права является принцип суверенного равенства государств. Он означает, что государства юридически равны независимо от территории, населения, военной, экономической мощи и т.д. Все они обладают одинаковыми правами. Данный принцип зафиксирован в статье 2, п. 1 Устава ООН, где говорится: «Организация основана на принципе суверенного равенства ее Членов». А в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), раскрывается содержание этого положения. Суверенитет лежит в основе и других принципов международного права — нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела.

     Кроме названных, к принципам международного права относятся также принцип мирного разрешения международных споров, принцип неприменения силы или угрозы силы, принцип сотрудничества и др. Все они зафиксированы в Уставе ООН, упомянутой Декларации 1970 г. и других международных документах. Возможные споры между государствами должны разрешаться либо путем переговоров и посреднических процедур с участием или без участия третьей стороны, либо путем судебных процедур.

     Международный суд был создан в 1945 г. как судебный орган ООН для разрешения возникающих между государствами споров. Его местонахождение — Гаага, Нидерланды. Он состоит из 15 судей, которые избираются членами Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН абсолютным большинством голосов на девять лет. Каждые три года состав судей обновляется на 1/3. Порядок избрания судей предусматривает преемственность. Они могут быть из любой страны, которая является членом ООН, при этом все пять постоянных членов Совета Безопасности представлены судьями.  Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН могут запрашивать заключения Международного Суда, который приступает к рассмотрению спорных дел только при согласии на это самих государств.

     Существует  и ряд региональных международных  судов. Один из них — Европейский суд по правам человека при Совете Европы в Страсбурге. Он действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г. и рассматривает жалобы граждан стран-участниц в случае нарушения их прав.

     Международный военный трибунал, созданный после окончания Второй мировой войны, был международным судебным органом по преследованию и наказанию главных военных преступников, сражавшихся на стороне фашистской Германии. Организационное его заседание состоялось в октябре 1945 г. Сам же суд над ними прошел в г. Нюрнберге (Германия) и получил название Нюрнбергского процесса.

     Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован на основе переговоров между союзными правительствами в январе 1946 г. Он заседал в Токио с мая 1946 по ноябрь 1948 г. (Токийский процесс). В трибунале были представлены 11 государств, в том числе СССР, США, Великобритания, Франция.

     В 1993 г. в соответствии с Резолюцией СБ ООН, в разгар войны в Боснии и Герцеговине, был учрежден Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии в Гааге. В Резолюции выражалась уверенность, что судебное преследование тех, кто виновен в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, поможет положить конец насилию этой территории, которое угрожает миру и международной безопасности.

     В Гаагском трибунале прошли слушания и по делу бывшего президента Югославии С. Милошевича.

     Одним из последних международных судебных институтов стал Международный уголовный суд, который был учрежден по результатам конференции ООН в Риме в 1998 г. и в задачи которого входит рассмотрение дел, связанных с геноцидом, нарушением прав человека и т.п. В его создании большую роль сыграли международные неправительственные организации.

     Международное право регулирует также сферу, связанную  с дипломатической деятельностью.3 Оно определяет функции дипломатических представительств — посольства, миссии, которые являются зарубежными государственными органами внешних сношений.

     Важнейший международный документ, в котором  определены принципы и правовые нормы, регулирующие дипломатические отношения между странами, — Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В ней зафиксирован порядок установления дипломатических отношений, определены классы дипломатических представительств, содержатся нормы, связанные с объявлением дипломата персоной нон грата, т.е. нежелательным лицом в данной стране, и т.п. В Венской конвенции приведены также описания дипломатических привилегий и иммунитета.

Информация о работе Право и мораль в мировой политике