Правовые основы метрологической деятельности в странах Восточной Европы и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:46, доклад

Описание работы

Страны Восточной Европы – это бывшие страны СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и др.). Их сотрудничество с РБ, где метрология имеет вековые традиции развития, положительно сказалось на становлении метрологической деятельности, но в то же время в некоторых странах (Албания, Словения, Латвия, Литва, Эстония) метрология находится в зачаточном состоянии. Для них особенно актуальны кадровый вопрос и развитие научного и правового потенциала.

Работа содержит 1 файл

Правовые основы метрологической деятельности в странах Восточной Европы и СНГ.docx

— 28.28 Кб (Скачать)

     Правовые  основы метрологической  деятельности в странах  Восточной Европы и СНГ

 

     Страны  Восточной Европы – это бывшие страны СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и др.). Их сотрудничество с РБ, где метрология имеет вековые традиции развития, положительно сказалось на становлении метрологической деятельности, но в то же время в некоторых странах (Албания, Словения, Латвия, Литва, Эстония) метрология находится в зачаточном состоянии. Для них особенно актуальны кадровый вопрос и развитие научного и правового потенциала.

     В большинстве стран Восточной  Европы уже создана правовая база метрологии и она успешно служит инструментом государственного управления, объектом которого является обеспечение единства измерений и защита прав потребителей. Законодательные акты, принятые парламентами этих стран, гармонизованы с методическими документами Международной организации законодательной метрологии (МД МОЗМ) и метрологическим законодательством промышленно развитых стран.

     Наряду  с этими общими чертами в состоянии  метрологии данного региона очевидно, что соотношение, между государственной и рыночной составляющими в этой области зависит от степени реформирования экономики. В целях сокращения государственных расходов на управление государство передаёт некоторые функции метрологии предприятиями различных форм собственности.

     Рассмотрим  некоторые особенности состояния  и развития законодательной метрологии в отдельных странах Восточной Европы, в том числе СНГ.

     В Болгарии метрологическая деятельность ведётся на основе Закона “О мерах  и измерительных приборах”, принятого  в 1952г. и обновленного в 1995г. с учётом рекомендаций МОЗМ – Национальный орган – Комитет по стандартизации и метрологии. В метрологическую  государственную структуру так же входят Национальный центр по метрологии; 15 региональных центров по метрологии в составе которых действуют метрологические и сертификационные лаборатории. Национальный центр отвечает за национальную эталонную базу; разрабатывает нормативные документы на средства измерений, подлежащие обязательному контролю; проводит испытания типа средств измерений для их утверждения, также занимается аккредитацией метрологических лабораторий.

     Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерений, предназначенные для эталонов, а также используемые для измерений в области медицины, охраны труда, уровня радиации и при учёте материальных ценностей. Непосредственно испытания типа и поверки проводят метрологические лаборатории при Национальном центре и региональных метрологических центрах.

     В Венгрии метрологическая деятельность ведётся на основе Декрета Правительства  № 127/91 (1991г.) и Закона по метрологии XLV (1992г.). Национальный орган – Государственное управление по метрологии. Деятельность по метрологии контролируется Министерством промышленности и торговли, которое действует от имени Правительства. Работа Государственного управления финансируется из государственного бюджета, но в то же время оно занимается и хозрасчётной деятельностью. Все законодательные и нормативные акты по метрологии гармонизованы с законодательством западноевропейских стран. Это служит базой взаимного признания результатов испытаний, введения в практику факультативных испытаний и поверки, а также деятельности Государственного управления по метрологии в области аккредитации лабораторий.

     В странах развиваются все направления  метрологии:

     1) научная метрология, приоритетами  которой являются разработка  и поддержание национальных эталонов;

     2) законодательная метрология, основные направления которой – поверка средств измерений, испытания типов;

     3) прикладная (промышленная) метрология, направленная на обеспечение качества продукции.

     Государственное управление по метрологии осуществляет поверочную деятельность через сеть центральных и местных поверочных организаций, являясь также органом  по аккредитации калибровочных лабораторий. Более 50 калибровочных лабораторий аккредитовано на соответствие европейским требованиям. Из международных связей по метрологии наиболее значительны контакты по обмену опытом с германскими метрологами.

     В Польше метрологическая деятельность ведётся со дня принятия закона “О мерах” (1993г.). Национальный орган – Главное управление мер, основной задачей которого стало гармонизация национальных требований в области метрологии с правилами и нормами ЕС. Согласно Закону “О мерах” средства измерений подлежат поверке, калибровке, утверждению типа. Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерений, используемые в торговле, в области охраны труда и окружающей среды. Утверждение типа и поверку имеет право выполнять только Государственная метрологическая служба. Калибровку проводят службы любой подчинённости: лаборатории научных институтов, органы технического надзора и др. организации, аккредитованные в порядке, определённом Главным управлением мер. Кроме Главного управления, в Польше действуют окружные и районные управления мер. Центральный орган по метрологии финансируется из госбюджета, но в то же время он занимается и хозрасчётной деятельностью.

     Из  международных связей по метрологии наиболее значительные контакты с МОМВ и МОЗМ, а также с европейскими организациями по метрологии.

     В Чехии метрологическая деятельность ведётся на основе Закона по метрологии, принятого в 1990г.. Наряду с ним метрологическая работа регулируется Постановлением № 69/1991 Управления по стандартизации и измерениям. Национальный орган в области метрологии – Чешское управление по стандартам, метрологии и испытаниям, подчинённое непосредственно Министерству экономики. В метрологическую структуру входят две организации: Чешский институт по аккредитации и Чешский метрологический институт. В составе последнего – лаборатории по различным видам измерений, лаборатории фундаментальной метрологии, инспекторат по ионизирующим излучениям, семь инспекторов Чешского метрологического института, уполномоченные лаборатории по измерениям и калибровке. Национальные стандарты в области испытаний и аккредитации включают требования европейских стандартов серии 45000 (EN 45000), другие метрологические нормативные документы.

     Из  международных связей наиболее активно  сотрудничество чешского института  по аккредитации с органами по обучению персонала и контролирующих организаций (EAL).

     В Словакии правовой основой метрологической  деятельности выступает Закон по метрологии, принятый в 1990г. в Чехословакии, разработанный с учётом МД МОЗМ. Как и в Чехии, действует положение № 69/1991. Кроме того, Распоряжение № М-101/1991 определяет виды средств измерений, которые подлежат обязательной поверке.

     Центральный орган по метрологии – Управление по стандартизации, метрологии и испытаниям – осуществляет методическое руководство  и контрольные функции; представляет право поверки средств измерений и установление их типов, принимает решение о признании утверждения типа и результатов поверки средств измерений, проведённых в других странах.

     Основное  научное учреждение – Словацкий  метрологический институт, который  разрабатывает и хранит эталоны единиц величин, методов и средств передачи размеров от эталонов средствам измерений. Как государственный метрологический орган институт занимается утверждением типа средств измерений, калибровкой средств измерений высшей точности, сертификацией словацких стандартных образцов.

     Исполнительный  орган – Служба экономической  метрологии – располагает метрологическими лабораториями в пяти городах Словакии. Она выполняет функции: утверждение типа, поверку и калибровку средств измерений; метрологическую экспертизу; регистрацию изготовителей ремонтных и монтажных средств измерений. Служба также принимает участие в обучении и повышении квалификации метрологов. Другой исполнительный орган государственной метрологии – Словацкая метрологическая инспекция проводит метрологический надзор за средствами измерений и техникой измерений соблюдением метрологических правил и норм. Производство эталонов, эталонного оборудования, средств измерений и стандартных образцов находится в руках Техноцентра при Словацком метрологическом институте.

     Правовая  основа метрологической деятельности с Словении, Румынии и других странах Восточной Европы развивается аналогично выше названным странам. У них также приняты законы о метрологии и поверке, созданы центральные органы управления, лаборатории для испытания средств измерений.

     В странах – членах СНГ проводится систематическая работа по становлению  и развитию метрологической деятельности.

     В Украине правовой основой метрологической  деятельности выступает Декрет “Об  обеспечении единства измерений”, принятый Кабинетом министров Украины в 1993 г. Декрет, при разработке которого были учтены МД МОЗМ и отдельные положения законодательства европейских стран, имеет статус Закона Украины.

     Закон устанавливает организационную  структуру государственной метрологической службы, её цели и задачи, общие требования к средствам измерений, к применяемым единицам величин, созданию и функционированию системы эталонов. Закон также определяет объекты государственного метрологического надзора и контроля. В развитии положений Закона Кабинет министров принял постановление “О порядке ввоза средств измерений в Украину”. Разработаны ряд основополагающих государственных стандартов по метрологии, а также нормативные документы по государственным испытаниям и утверждению типа средств измерений, хранению и регистрации государственных и вторичных эталонов к другим аспектам метрологии. Единство измерений обеспечивают государственная и ведомственная служба.

     Государственную службу возглавляет Госстандарт  Украины. Научные центры: НПО “Метрология”, ГНИЦ “Система”, Украинский научно-исследовательский центр стандартизации и метрологии. Госстандарту Украины подчиняются территориальные центры стандартизации и метрологии, созданные в областных центрах, а также Государственная служба единого времени и эталонных частот, Государственная служба образцов и стандартных справочных данных.

     Актуальной  задачей в области метрологии остаётся дальнейшая гармонизация метрологических правил и норм с действующими на международном уровне.

     В Белоруссии правовой основой метрологической  деятельности выступает Закон “Об обеспечении единства измерений”, принятый в 1995г.. Национальный орган управления метрологической деятельности – Государственный комитет по стандартизации, сертификации и метрологии (Госстандарт) при Совете министров РБ. Председатель Комитета назначается и освобождается Президентом республики. Он является главным государственным инспектором РБ по надзору за стандартами и средствами измерений.

     Госстандарт проводит государственную политику в области законодательной метрологии, которая направлена на термины и определения (с учётом МД МОЗМ), эталоны, передачу размеров единиц от эталонов средствам измерений, на стандартные образцы и стандартные справочные данные, государственные испытания и утверждения типа, метрологический надзор и контроль, международное сотрудничество и подготовку кадров.

     Госстандарту  подчиняются территориальные центры стандартизации и метрологии, созданные  в областных и некоторых районных центрах, а также Государственная  служба единого времени и эталонных  частот, Государственная служба образцов и стандартных справочных данных. 

Сотрудничество  по метрологии в СНГ 

Между государствами-членами  СНГ подписано Межправительственное соглашение о проведении в пределах СНГ взаимосогласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации. По этому документу  сохраняется единство измерений  на основе использования имеющихся  эталонов единиц физических величин, стандартных  справочных данных, стандартных образцов состава и свойств веществ  и материалов. Большинство эталонов находится в России.

Соглашение содержит положение о взаимном признании  результатов испытаний средств  измерений, их поверки и калибровки.

В развитие указанного выше Соглашения приняты и другие документы:

-Соглашение  о взаимном признании результатов  государственных испытаний и  утверждения типа, метрологической  аттестации, поверки и калибровки  средств измерений, а также  результатов аккредитации лабораторий,  осуществляющих испытания, поверку  или калибровку средств измерений; 

-Соглашение  о сотрудничестве по созданию  и использованию данных о физических  константах и свойствах веществ  и материалов;

-Соглашение  о сотрудничестве по созданию  и применению стандартных образцов  состава и свойств веществ  и материалов.

Для координации  работ учреждена Научно-техническая  комиссия по метрологии МГС по стандартизации, метрологии и сертификации.

Основные функции  комиссии:

-координация  деятельности национальных органов  по реализации межправительственных  соглашений и решений МГС, относящихся  к вопросам обеспечения единства  измерений в государствах-участниках  Соглашения;

Информация о работе Правовые основы метрологической деятельности в странах Восточной Европы и СНГ