Преимущества и недостатки торговой системы ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ.

Содержание

1. История создания Всемирной Торговой Организации. Уругвайский раунд и его итоги
2. Особенности деятельности Всемирной Торговой Организации: цели, функции, принципы.
3. Организационная структура Всемирной Торговой Организации
4. Порядок присоединения к Всемирной Торговой Организации
5. Преимущества и недостатки торговой системы ВТО

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ВТО.docx

— 48.20 Кб (Скачать)

     Содержание 

     1. История создания Всемирной Торговой  Организации. Уругвайский раунд  и его итоги

     2. Особенности деятельности Всемирной  Торговой Организации: цели, функции,  принципы.

     3. Организационная структура Всемирной  Торговой Организации

     4. Порядок присоединения к Всемирной  Торговой Организации

     5. Преимущества и недостатки торговой  системы ВТО 

 

     

     Введение 

     ВТО относится к числу международных  межправительственных организаций, а  ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление  ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует  так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что  государство - член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким  спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет гораздо большие  полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров. 
 
 

 

      1. История создания  Всемирной Торговой  Организации. Уругвайский  раунд и его  итоги 

     Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже  в 19 веке поддерживать на международном  уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления  в отдельных развитых странах  путем прямой защиты внутреннего  рынка высокими таможенными пошлинами  от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объемах  внешней торговли необходима ее институционализация  и наднациональное регулирование  в признанных международно-правовых рамках.

     ВТО относится к числу международных  межправительственных организаций, а  её особенностью является отсутствие устава, роль которого играет Соглашение об учреждении ВТО и Договорённость о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление  ВТО. Во всём остальном ВТО функционирует  так же, как и ГАТТ.

     Экономическим фундаментом требований либерализации  внешней торговли служит экономическая  теория сравнительного преимущества, разработанная в начале 19 века Давидом Рикардо.

     В ходе работы над Гаванской Хартией  двадцать три страны начали в Женеве переговоры о тарифах. Свод этих двусторонних соглашений, положения которых относились ко всем участникам, был включен  в заключительный документ, который  содержал и основные принципы общей  торговой политики, под которыми поставили  свои подписи страны-участницы. Подписанное  в Женеве 14 ноября 1947 г. это соглашение устанавливало всего лишь временный  режим, который должен был принять  окончательную форму в общих  рамках Хартии международной торговли. Но когда выяснилось, что Гаванская  Хартия не будет ратифицирована и  международная торговая организация  не будет создана, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) приобрело  в глазах стран-участниц особое значение. С тех пор оно считается  своего рода кодексом международной  торговли.

     В строгом смысле слова ГАТТ - всего  лишь соглашение. Однако оно имел постоянный Секретариат в Женеве, который  готовил конференции, проводимые странами - участницами по различным аспектам их торговой политики. ГАТТ основано на некоторых принципах либерализации  мировой торговли. Их практическое осуществление - цель стран- участниц (около  сорока развитых стран, некоторые страны Восточной Европы - Чехословакия, Польша, Югославия, некоторые слаборазвитые  страны - Бирма, Шри-Ланка, Куба, индия, Индонезия, Никарагуа). Такой подход стал необходим после ужесточения  торговой политики в тревожные годы до и после войны. Существование  ГАТТ содействовало определенной модели поведения в торговле.

     Как у любой организации у ГАТТ существуют своя цель, это обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем:

     - ликвидации таможенных и других торговых ограничений;

     - устранение всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости;

     - повышение реальных доходов и спроса. Улучшения сырья, роста производства и торгового обмена.

     Заинтересованность  всех стран в либерализации мировой  торговли нашла отражение в  принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:

     - не дискриминация, взаимное предоставления режима наибольшего благоприятствования, т.е. все договаривающиеся стороны при установлении и отмене ввозных и вывозных тарифов и других пошлин обязаны обеспечивать каждой стране одинаково благоприятные условия;

     - использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков;

     - систематическое снижение таможенных тарифов, либо их замораживание для стабильной основы торговли;

     - взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

     - разрешение и смягчение торговых споров путем консультаций и переговоров.

     - создание льготного режима для развивающихся стран. 

     Предпосылки Уругвайского раунда

     Можно выделить следующие положительные  итоги существования ГАТТ. Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на временной основе и с ограниченной сферой деятельности, нельзя оспаривать те успехи, которые были достигнут  им за 47 лет существования в деле либерализации большей части  мировой торговли, развитии и закреплении  полученных результатов. Так, например, только за счет последовательного снижения тарифов был достигнут стремительный  рост мировой торговли в пятидесятые  и шестидесятые годы на уровне примерно 8 процентов в год.

     Импульс, который был дан процессу либерализации  торговли, способствовал тому, что  темпы роста торговли стабильно  опережали темпы роста производства в течение всей «эры ГАТТ». Присоединение  к ГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раунда показало, что  многосторонняя система мировой  торговли, представленная в то время  ГАТТ, получила признание государств как средство развития и реформирования экономики и торговли.

     В тоже время накапливались негативные моменты в деятельности ГАТТ. Снижение таможенных тарифов, а также серия  спадов в экономике в семидесятые  и начале восьмидесятых годов  заставили правительства прибегнуть к новым формам защиты тех секторов экономики своих стран, которым  угрожали иностранные конкуренты. Высокий  уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов  подтолкнули правительства европейских  и североамериканских стран к  поиску двусторонних соглашений о разделе  рынков со своими конкурентами и заставили  их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией.

     Эти изменения в мире в некоторой  степени подорвали доверие к  ГАТТ и его эффективности. Помимо ухудшения обстановки в сфере  мировой торговли, в начале восьмидесятых  годов стало очевидно, что Генеральное  соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в сороковые годы. Это было связано  с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем  сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая  экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами  ГАТТ, оказалась в центре повышенного  внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась  с торговлей промышленными товарами.

     В свою очередь в сельском хозяйстве, усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов, а также  в вопросах торговли текстилем и  одеждой, по которым в процессе переговоров  было согласовано изъятие из стандартных  правил ГАТТ в форме Соглашения по международной торговле текстилем. И, наконец, организационная структура  ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения.

     Все перечисленные выше факторы способствовали тому, что члены ГАТТ убедились  в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего  развития системы международной  торговли. Начался Уругвайский раунд.

     Уругвайский раунд - многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и получили свое название "Уругвайский  раунд". Однако большая часть переговоров  проходила в Женеве, в штаб-квартире Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ). Переговоры технически завершились на заседании Комитета по торговым переговорам в Женеве 15 декабря 1993 года. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече  министров стран-участниц переговоров  в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года.

     Страны  участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации  будет регулироваться не только торговля товарами (что являлось предметом  ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи  со все возрастающей ролью услуг  в постиндустриальном обществе и  их растущей долей в мировой торговле (на начало 21 века – около 20% ) представители  стран-участниц решили принять Генеральное  соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней  торговли. Также в рамках Мараккешского  соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

     Таким образом,  спустя почти 50 лет после  неудачных попыток создания международной  организации и существования  временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.  

     2. Особенности деятельности  Всемирной Торговой  Организации: цели, функции, принципы.  

     Всемирная Торговая Организация - это организационный  межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге  Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в  сфере международной торговли товарами и услугами. На сегодняшний день количество стран – участниц составляет 154.

     ВТО, штаб-квартира которой находится  в Женеве (Швейцария), является на сегодняшний  день единственной глобальной международной  организацией, занимающейся нормами  осуществления торговли между странами

     ВТО во многом - более жесткое по характеру  создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное  рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).

     Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая  свобода в международной торговле способствует экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей.

     Основные  функции ВТО:

     – контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

     – создание условий для переговоров  между странами-участницами ВТО  по поводу внешнеэкономических отношений;

     – урегулирование споров между государствами  по проблемам внешнеэкономической  торговой политики;

     – контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной  торговли;

     – оказание помощи развивающимся странам;

     – сотрудничество с другими международными организациями.

     В настоящее время считают, что  мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

Информация о работе Преимущества и недостатки торговой системы ВТО