Проблема раздела Арктики в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является наработка материала проблеме раздела Арктики в международном сообществе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть проблемы Российской Арктики;
Рассмотреть виды и возможности международного сотрудничества;
Рассмотреть претензии приарктических государств на участие в разделе Арктики;
Рассмотреть возможности и прогнозы добычи полезных ископаемых;
Рассмотреть давление на Россию со стороны международного сообщества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Российская Арктика. Проблемы. Международное сотрудничество. 5
1.1. Основные проблемы в Российской Актике. 5
1.2. Проблемы и пути международного сотрудничества в Арктике. 7
Выводы по Главе 1 10
Глава 2. Международный раздел Арктических зон. Претензии приарктических государств. Конфликт между странами НАТО и Россией. Причины появления конфликта. 11
2.1. Претензии приарктических государств 11
2.2. Страны, претендующие на спорные территории 14
2.3. Оценка запасов полезных ископаемых в Арктике. Технические возможности разработки 15
2.4. Международное давление на Россию 20
Выводы по Главе 2 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.2 курс.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Содержание

 

     Введение

     Актуальность темы. Долгое время освоению Арктики не уделяли достаточного значения. Но, в условиях истощения полезных ископаемых, мировое сообщество вынуждено обращать свой взор к арктическим запасам углеводородов. В связи с этим возникает борьба между приарктическими и не только странами за право владения и разработки арктических территорий.

     Цель  и задачи исследования. Целью исследования является наработка материала проблеме раздела Арктики в международном сообществе.

     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Рассмотреть проблемы Российской Арктики;
    • Рассмотреть виды и возможности международного сотрудничества;
    • Рассмотреть претензии приарктических государств на участие в разделе Арктики;
    • Рассмотреть возможности и прогнозы добычи полезных ископаемых;
    • Рассмотреть давление на Россию со стороны международного сообщества.

     Объектом  исследования является арктическая  зона России.

     Предметом исследования является вопрос раздела Арктики в международных отношениях. 

 

Глава 1.

Российская  Арктика. Проблемы. Международное  сотрудничество.

    1. Основные  проблемы в Российской Арктике.

     Российская  Арктика – регион особых геостратегических  интересов государства и долгосрочных социально-экономических интересов общества. Однако в условиях глобализации эти интересы пересекаются с интересами других государств, борющихся за арктическое пространство, в том числе и лежащее в границах РФ.1

       В связи с этим, необходимо акцентировать внимание чиновников, ответственных за принятие решений на том, что проблемы Арктики на международной арене могут эффективно решаться только после решения наших внутренних проблем: социальной и территориальной.

     Арктика - это природный резерв территорий и ресурсов, своеобразный запас окружающей среды.  Гармоничное развитие арктических территорий, связано с удовлетворением нужд местного населения, его требований о передаче в монопольное пользование и сохранности охотничье-промысловых угодий. Также существует сложность во взаимосвязях федеральных правительств с местными властями.

     Экологическая роль Арктики, особенности этого  природного феномена, вступают в противоречие с ее значением как кладовой ресурсов. В связи с этим необходимо усовершенствование методов эксплуатации (внедрение безотходных или малоотходных технологий, повышение эффективности рекультивации, расширение природоохранных территорий); введение особых норм предельно допустимых концентраций загрязнений; разработку системы мер для защиты северных народов от отрицательных последствий научно-технической революции и распространения благ цивилизации.2

     Арктика с ее уникальной биосферой, огромными природными богатствами, цивилизациями, созданными коренными народами ареала, полностью адаптированными к суровым климатическим условиям представляет собой уникальную территорию со своими уникальными проблемами к которым необходим индивидуальный подход.

     В результате усиления хозяйственной деятельности на Севере разрушен природный комплекс Арктики, произошло загрязнение атмосферы, изымаются из хозяйственного оборота угодья, связанные с традиционной деятельностью коренного населения — оленеводством, рыболовством, морским, охотничьим, зверобойным промыслами.3

     Согласно  официальной статистике, озвученной президентом Медведевым, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России и 22% объема ее экспорта. В регионе добывается 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. Площадь Арктической зоны РФ составляет 3,1 млн кв. км, площадь ее континентального шельфа – 4,0 млн кв. км. Здесь сосредоточены 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа РФ; здесь сконцентрирована добыча 91% природного газа и 80% общероссийских разведанных запасов газа. Общая стоимость минерального сырья арктических недр составляет 2 трлн долл.4

     После распада СССР все эти богатства  бросили на произвол судьбы. В Арктике  начался промышленный спад и отток  населения. Оставшимся пришлось жить в  условиях, не пригодных для цивилизованного  человека. Поэтому здесь широко распространены инфекционные болезни, хроническая бедность, повальный алкоголизм, ощущается явный недостаток элементарных объектов инфраструктуры и снабжения необходимыми для выживания ресурсами. Фактически Россия не смогла эффективно использовать свою арктическую территорию, и на брошенный регион стали по-хозяйски заглядываться на Западе. В США горячие головы обращаются к проекту покупки у России всего российского Арктического побережья за 3 трлн долл. Это тем более актуально, что глобальные изменения климата сделали Арктику зоной интересов ведущих мировых держав. Здешние льды могут полностью растаять уже к середине этого столетия. Тогда начнется масштабная добыча полезных ископаемых и откроются новые морские пути. На Западе даже разработали транспортный маршрут в обход российских портов – через Сибирь, Коми и Карелию с выходом на финские и шведские балтийские порты. Фактически США выступают за интернационализацию Северного морского пути. ЕС поддерживает сепаратистские настроения коренных малочисленных народов, которые под эгидой экологии препятствуют инвестиционным проектам.5

     Все эти проблемы могли бы быть решены с помощью международного сотрудничества.

     1.2. Проблемы и пути международного сотрудничества в Арктике.

     Международное сотрудничество - один из действенных механизмов сохранения и позитивного развития современной цивилизации является. В Арктике отчетливо проявляется взаимосвязь различных государств (история, география, экология, экономика, политика, военная доктрина), обусловленная единством природной среды; именно в этом регионе сосредоточены свободные территории и природные ресурсы, практически не вовлеченные в хозяйственный оборот; именно здесь пролегают кратчайшие морской и воздушный пути между Европой и Азией, Европой и Японией, Азией и США и т.д., именно на этих территориях сосредоточено уникальное духовно-культурное наследие различных народов Севера.6

     В последнее время Арктика и  арктические этносы привлекают пристальное  внимание отечественной и международной  общественности, представителей властных структур, ученых, военных. Отечественные исследователи изучают и различные аспекты темы о международном сотрудничестве.

     Основа для международного сотрудничества в регионе лежит в сходстве природных, научно-технических и хозяйственных проблем различных народов и государств. Однако существует сложность разработки единой концепции Севера, прежде всего, в связи с многоликостью, разнообразием северных территорий.

     Также к объективным основаниям объединения усилий различных  государств относятся: рост темпов эксплуатации ресурсов Арктики, увеличение заселенности ее территорий, усиление антропогенной нагрузки на арктические экосистемы, ухудшение здесь природной среды, средоточие в регионе важнейших глобальных проблем современности (минерально-сырьевая,   топливно-энергетическая;   сохранение биогеохимического равновесия планеты).7

     В свете нашего исследования необходимо отметить деятельность в арктической зоне ряда международных организаций (Арктический Совет, Международный Арктический научный комитет, Канадская и Американская исследовательские комиссии), значительное место в международном сотрудничестве занимает Северный Форум. Предпосылками, которые привели к созданию в 1991 г. этой международной неправительственной организации являются: угроза загрязнения северных морей; опасность радиационного заражения; экологические проблемы развития флоры и фауны Арктики, экосистем Севера.

     В статье "Северный Форум и будущее  мировой Арктики" Николаев перечисляет  страны, вошедшие в состав организации - Аляска (США), Лапландия (Финляндия), Хоккайдо (Япония), Юкон (Канада), Южный Треннелаг (Норвегия), Дорнод (Монголия), Хейлунцзян (Китай), Южная Корея, регионы Российской Федерации (Чукотка, Еврейская автономная область, Хабаровский край, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Ненецкий автономный округ. Сахалинская область).8

     Одной из главных задач Северного Форума является формирование предпосылок для прогрессивного развития северных этносов, а одним из направлений его деятельности — защита окружающей среды.

     Накопление проблем в области экономики, науки и культуры северных народов, необходимость научного сотрудничества в Арктике подтверждает актуальность предложения Норвегии о создании Академии наук Северного Форума.

     Среди перспективных инициатив Северного Форума стоит проект Северного морского пути (выдвинут Норвегией и Аляской), которой позволит объединить усилия северного сообщества для создания международной морской магистрали; проект создания системы авиасообщений Запад-Восток (выдвинут китайской делегацией; провинция Хейлунцзян), который предполагает формирование единой системы навигационного и аэродромного обслуживания авиаперевозок; проект о соединении Азии и Америки через Берингов пролив (предложение губернатора Аляски Уолтера Хикеля), предусматривающий строительство железной дороги по маршруту Аляска—Берингов пролив—Чукотка—Амуро-Якутская магистраль—Москва—Берлин—Париж; проект формирования капитала на Севере (выдвинут канадцами; территория Юкон), который призван способствовать созданию режима благоприятствования развитию предпринимательства в Арктике; проект управления морскими ресурсами (представлен Норвегией, северные регионы), направленный на выработку принципов правил совместной эксплуатации ресурсов Севера; предложения Северного Форума разработать научно-исследовательскую базу по изучению возможностей арктического туризма.9

     Названные проекты требуют преодоления стереотипов "старого мышления", нового понимания геополитического положения Арктики.10

     Северный  Форум считается одной из перспективных форм международного сотрудничества. Среди направлений возможного взаимодействия в Арктике существуют также формирование единой энергетической программы; разработку программ по созданию природоохранных технологий, арктического инвестирования и применения специфического налогообложения; кооперацию в освоении ресурсов; совместное научное изучение и использование научно-технических и гуманитарных исследований проблем Севера.

     Необходимыми  условиями сотрудничества в Арктике являются отказ от технократического мышления, экономическая и техническая помощь партнеров. Особое внимание уделяется коренному населению арктического ареала, подчеркивая необходимость исследовать его этнические особенности, развивать культурные связи между народами, соблюдать их интересы.

     Само  появление Северного сообщества связывают с процессом формирования новых геополитических центров, мышления нового типа. Отмечая огромный экономический, культурный, природный потенциал Арктики, необходимость сохранить и возродить арктические народы, этому региону отводится особая роль в судьбе земной цивилизации.11

     Несмотря  на столь бурное международное сотрудничество по проблемам Арктики, в последние  годы особенно накаляется вопрос о  разделе Арктических территорий среди приарктических государств. 

     Выводы по Главе 1:

  1. Российская Арктика – регион особых геостратегических интересов государства и долгосрочных социально-экономических интересов общества. Однако в условиях глобализации эти интересы пересекаются с интересами других государств, борющихся за арктическое пространство, в том числе и лежащее в границах РФ.
  2. Несмотря на бурное международное сотрудничество по проблемам Арктики, в последние годы особенно накаляется вопрос о разделе Арктических территорий среди приарктических государств.

 

Глава 2.

Международный раздел Арктических зон. Претензии приарктических государств. Конфликт между странами НАТО и Россией. Причины появления конфликта.

2.1. Претензии приарктических государств

     Вопрос  о разделе территорий Арктики  начал ощущаться намного острее после установки на дне Северного Ледовитого океана российского триколора экспедицией под руководством вице-спикера Госдумы Артура Чилингарова. Американские ученые намерены в некотором роде повторить достижение российской партийно-научной группы и «застолбить» в этом регионе, весьма перспективном в плане ископаемых ресурсов, свои участки. Вот уже второй год подряд с самой северной точки США – мыса Бэрроу на Аляске – к Чукотскому морю отправляется группа специалистов из университета Нью-Гэмпшира. Они намерены составить трехмерную карту дна вблизи Чукотского моря, с тем, чтобы получить новые данные о протяженности шельфа Аляски. Информация, которую ученые соберут в ходе экспедиции, привлекает пристальное внимание госдепартамента США.12

Информация о работе Проблема раздела Арктики в международных отношениях