Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –изучение структуры, динамики, проблем и перспектив развития внешней торговли товарами Республики Беларусь на современном этапе.
В работе была использовала литературу таких авторов как Гурко С.П. Целехович Е.П., Раджабова З.К., Ломакин В.К., статьи таких авторов как Дмитракович Ф.А, Моторина О.И., Решетникова В.В., Юрик В.В., а также статистические данные и данные периодики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Внешняя торговля: сущность, структура……………………………………5
Анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе..10
Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь……………………………………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………24

Работа содержит 1 файл

BPS-Sberbank_Students.xls

— 70.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 23 с, 3 рис., 2 табл., 25 источников

Объект исследования –  внешняя торговля Республики Беларусь.

Предмет исследования - факторы, особенности и тенденции внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.

Цель курсовой работы -изучение структуры, динамики, проблем и перспектив развития внешней торговли товарами Республики Беларусь на современном этапе.

Методы исследования: анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, логический и исторический анализ, позитивный и нормативный анализ.

Область возможного практического применения: деятельность государственных органов власти в области планирования дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Экономическая и социальная значимость: реализация практических предложений позволит усовершенствовать  модель социально-экономического развития Республики Беларусь, повысить эффективность  экспортной политики.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

                                          

                               ------------------------

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………4

  1. Внешняя торговля: сущность, структура……………………………………5
  2. Анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе..10
  3. Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь……………………………………………………………………....17

Заключение……………………………………………………………………....22

Список использованных источников………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Республика Беларусь стремится  органично включиться в систему мирохозяйственных связей. Потребность в расширении внешней торговли и ее стоимостных объемов обусловливается необходимостью возобновления процесса воспроизводства. Тем не менее перед Беларусью по-прежнему стоят все те же проблемы, что и ранее: отечественная экономика может не выдержать нагрузок глобальной конкуренции. Так как формируется метаэкономика - глобальная экономика, суть которой не в торгово-финансовых операциях, дорогостоящем техническом перевооружении производства и присвоении прибавочной стоимости, а в инновационных и инвестиционных скачках.

Кроме того, изменились внешние  условия. Например, в России стали  возрождаться существующие и развиваться новые производства, которые составляют конкуренцию белорусским производителям. В результате белорусским предприятиям приходится увеличивать физические объемы экспорта для получения постоянного объема валютной выручки. Торговля со странами СНГ сокращается, поскольку последние предпочитают завозить аналогичную продукцию из других стран. Мировая торговля характеризуется продолжающимся процессом все более глубокого разделения труда между странами. В итоге Республике Беларусь все сложнее становится сохранять старые и завоевывать новые позиции на внешнем рынке.

Внешний рынок требует  более гибкой, напористой и целенаправленной работы. Становится очевидным, что развитие внешней торговли Беларуси невозможно без ее участия в процессе международного разделения труда, без широкомасштабного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями различного профиля и, самое главное, без ориентации конечных результатов хозяйственной деятельности на получение максимальной прибыли, основными факторами которого в современных условиях становятся научно-технологические результаты, которые экономика готова внедрить и коммерциализировать.

Цель курсовой работы –изучение структуры, динамики, проблем и перспектив развития внешней торговли товарами Республики Беларусь на современном этапе.

В работе была использовала литературу таких авторов как  Гурко С.П. Целехович Е.П., Раджабова  З.К., Ломакин В.К., статьи таких авторов  как Дмитракович Ф.А, Моторина О.И., Решетникова В.В., Юрик В.В., а также  статистические данные и данные периодики.

 

 

1 Внешняя торговля: сущность, структура

 

     Международная торговля является древнейшей формой международных экономических отношений. Этот процесс купли и продажи товаров в разных странах, который происходит между продавцом, покупателем и посредниками и имеет важное значение, поскольку торговля товарами способствует не только насыщению рынка изделиями, необходимыми обществу, но и более эффективному использованию ресурсов.

Реализуя свои товары на мировом рынке, та или иная страна получает возможность широких торговых контактов, обмена своих товаров на товары, которые сама не производит, либо производство которых ей экономически невыгодно, хотя потребность в такого рода товарах эта страна испытывает.

Основными операциями в мировой  торговле выступают экспорт и  импорт. Экспорт - это вывоз товаров за пределы данной страны, импорт- ввоз товаров на территорию своей страны. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт можно условно разделить на виды.

Виды экспорта:

а) вывоз товаров, произведенных  в данной стране;

б) реэкспорт, т.е. вывоз товаров, которые ранее были привезены  в эту страну извне, включая товары, приобретенные на аукционах, выставках, ярмарках и др.;

в) временный вывоз за границу национальной продукции на выставки, ярмарки и т.д. с последующим возвратом;

г) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за рубежом [3; с. 25].

Виды импорта:

а) ввоз из-за границы товаров  для реализации их на территории данной страны;

б) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для последующей  переработки у себя в стране;

в) реимпорт, т.е. обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных за рубеж национальных товаров;

г) временный ввоз товаров  на международные выставки, ярмарки, аукционы;

д) ввоз продукции в порядке  прямых производственных связей.

Сумма экспорта и импорта  называется товарооборотом, разница  между ними - торговым балансом. Величина, на которую различаются экспорт  и импорт - сальдо торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, торговое сальдо положительное. Если импорт превышает  экспорт - торговое сальдо отрицательное.

Анализ динамики мирового рынка товарами исчисляется рядом показателей. К ним относятся:

  • стоимостной объем внешней торговли, определяемый на основе валютного курса;
  • физический объем внешней торговли, определяемый в национальной валюте, но переводимый в доллары США.

Темпы роста объемов мировой  торговли товарами значительно превосходят темпы роста производства товаров и валового внутреннего продукта. В силу каких причин складывается такая картина? Здесь уместно помнить, что на стабильный, устойчивый рост мировой торговли товарами оказывают влияние следующие факторы:

а) либерализация мировой  торговли посредством мер, предпринимаемых  ВТО;

б) развитие процессов экономической  интеграции, практическое устранение торговых барьеров на пути товаропотоков  стран-участниц экономической интеграции;

в) НТП, который содействует  активному обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;

г) активная деятельность ТНК  на мировых рынка.

В структуре мировой торговли преобладает продукция высокоразвитых стран, на долю которых приходится более 70%. В мировом экспорте бурно растет и доля так называемых «новых индустриальных стран» (НИС), в конце 90-х гг. она составила почти 12%. Доля США в мировом экспорте составляет более 12%, Японии - свыше 7%, стран Западной Европы - более 43% . В последние десятилетия очень динамично развивается торговля Китая. Доля стран СНГ в мировом экспорте составляет чуть более 4%. Внешняя торговля Республики Беларусь по прежнему ориентирована только на страны бывшего СССР [5; с. 554].

В начале XX в. в структуре мировой торговли товарами 1/3 приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива. Сегодня эта картина резко изменилась: более 1/3 всей мировой торговли товарами приходится на торговлю машинами и оборудованием. В обобщенном виде структура мировой торговли товарами выглядит следующим образом [7; с. 112]:

Продовольствие (включая  табак и напитки) с 22,8% в 1937 г. упала  до 7,2% 
Сырье с 31% в 1937 г. упало до 4,8% 
Минеральное топливо с 7,6% в 1937 г. поднялось до 7,7% т.е. практически не изменилось

Продукция перерабатывающих отраслей с 38,8% в 1937 г. до 76,5% 
Оборудование, транспортные средства с 10,6% в 1937 г. до 38,2% 
Черные и цветные металлы с 10,6% в 1937 г. до 6,6%

Представляет интерес  и классификация торговых потоков по уровню наукоемкой продукции.

Таблица 1 показывает, что  доля продукции высокой наукоемкости пока невелика. В торговле со странами СНГ вообще пока практически не присутствует. Вместо нее преобладает продукция  низкотехнологичная. Конечно, такая  ситуация свидетельствует о глубочайшем  экономическом кризисе в странах СНГ и требует неотложных радикальных мер по техническому и технологическому переоснащению производства во всех отраслях народного хозяйства.

 

Таблица 1. Доли торговли наукоемкой продукции в общем объеме торговли со странами вне СНГ, 1995-2009 гг. (%)[4; с. 13].

Вид продукции

1995

1997

2000

2005

2009

Продукция высокой наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

6

17

 

 

8

16

 

 

11

14

 

 

6

14

 

 

4

14

Продукция средневысокой  наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

26

24

 

 

22

19

 

 

18

17

 

 

15

16

 

 

14

15

Продукция средненизкой наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

13

5

 

 

16

8

 

 

13

12

 

 

16

7

 

 

16

16

Продукция низкой наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

27

36

 

 

30

39

 

 

34

41

 

 

38

37

 

 

33

35


 

Таблица 2. Доли торговли наукоемкой продукции в общем объеме торговли со странами СНГ, 1995-2009 гг. (%)[4; с. 13].

Вид продукции

1995

1997

2000

2005

2009

Продукция высокой наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

3

1

 

 

4

2

 

 

4

3

 

 

5

4

 

 

6

4

Продукция средневысокой  наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

28

13

 

 

32

15

 

 

34

15

 

 

32

15

 

 

35

14

Продукция средненизкой наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

16

15

 

 

15

19

 

 

15

20

 

 

13

20

 

 

10

19

Продукция низкой наукоемкости

Экспорт

Импорт

 

 

11

15

 

 

10

16

 

 

14

18

 

 

13

17

 

 

12

20


 

 

          Что касается Беларуси, то она входит в первую десятку европейских стран по показателю «соотношение объема внешней торговли и ВВП». В отличие от России и Украины, которые богаты ресурсами, имеют мощный энергетический и сырьевой потенциал, Беларусь тем не менее, опережает эти страны по доле производства продукции перерабатывающих отраслей и свои потребности в валютных ресурсах реализует посредством экспорта готовой продукции и услуг.

        Этот фактор определил приоритеты экономической стратегии на поддержку базовых отраслей, ориентированных на экспорт. В настоящее время Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам, а сложившаяся структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта товаров. В течение последних лет стабильно сохраняется, например, группа «машины и оборудование» и «транспортные средства» на уровне 30%, а совместно с продукцией химической и текстильной промышленности экспортируемая продукция белорусского машиностроения составляет порядка 60% общего объема экспорта Республики Беларусь [5; с. 561].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь