Процессы глобализации и интеграции РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:36, реферат

Описание работы

Глобализация экономических процессов происходящих в мире развивается стремительно. Все новые и новые государства вливаются в огромный поток международных торгово-экономических отношений. Казахстан также предпринимает шаги для успешной интеграции в мировую экономику. С момента перехода от плановой экономики к современным рыночным условиям республика уверенно движется вперед

Работа содержит 1 файл

Глобализация и интеграция РК.docx

— 262.35 Кб (Скачать)

  

Глобализация  экономических процессов происходящих в мире развивается стремительно. Все новые и новые государства  вливаются в огромный поток международных  торгово-экономических отношений. Казахстан  также предпринимает шаги для  успешной интеграции в мировую экономику. С момента перехода от плановой экономики  к современным рыночным условиям республика уверенно движется вперед. За 17 лет независимости  решено множество проблем – восстановлены утраченные после развала СССР торгово-экономические связи с постсоветскими республиками, налаживается партнерство со странами дальнего зарубежья. Главой государства Нурсултаном Назарбаевым поставлена задача по интеграции Казахстана в мировую экономику, вступлению во Всемирную торговую организацию( для республики вступление в ВТО связано с сокращением импортных пошлин до 3-4% для промышленной продукции.Необходимо обратиться к методам «разумного протекционизма», что не поощряется господствующей в ВТО идеологической доктриной радикального либерализма, теорией открытости внутреннего рынка стран-членов ВТО для зарубежных товаров, рабочей силы, закрывая его для инвестиций в перерабатывающие сферы. Это может затруднить реализацию долгосрочной стратегии развития республики по формированию в ней развитого конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса),войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. Одним из приоритетов является развитие транспорто-логистического кластера и привлечение инвестиций в эту отрасль.

Процесс глобализации не только порождает однообразные структуры  в экономике и политике различных  стран мира, но и приводит к «глокализации» - адаптации элементов современной  западной культуры к локальным условиям и местным традициям. На такой основе возможно не только сохранение, но и возрождение, и освоение культуры и духовности народа, развитие местных культурных традиций, локальных цивилизаций. Глобализация требует от местных культур не безоговорочного подчинения, а селективного выборочного восприятия и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними.

Обсуждение последствий  и противоречий глобализации выводит  на проблему устойчивого развития . Его концепция признается одним из главных достижений научной и общественной мысли. По рекомендации ООН, Казахстан принял национальную стратегию и концепцию устойчивого развития . Это выход на путь социально-ориентированного развития экономики, управления общественными процессами в духе компромисса на почве общественного интереса.

Процесс глобализации открывает новые возможности  развития, связанные с всемирным  распространением новейшей технологии и форм организации производства, одновременно обеспечивает высокий  материальный статус работника, требует  от него научных знаний и мобилизует его на творческую инициативу и интеллектуальные способности.

В последние  годы в странах СНГ удельный вес  стоимости научно-технических работ  в среднем составил около 1% ВВП. Уровень  затрат на науку и проектные работы по отношению к ВВП в США, Германии, Японии в течение последних лет  составлял примерно 3%, в Великобритании и Франции – более 2%.

В социально-экономическом  развитии Казахстана наступил качественно новый этап . Необходимы решения по углублению реформ, обеспечению стабильного, динамичного развития всех сфер общественного и государственного строительства.

Это требует  всестороннего учета тенденций  экономического развития как внутри страны, так и за рубежом, принимая во внимание вовлеченность Казахстана в систему мирохозяйственных  связей.

В этих условиях как закономерность должно повыситься участие государства в создании высоких технологий. Это может  быть достигнуто на основе постоянного  развития и диверсификации государственной  научной политики, обеспечения реализации наиболее значимых результатов фундаментальных исследований. Нужно увеличивать государственный заказ научным организациям с использованием механизмов конкурсного отбора, а также концентрировать бюджетные средства на финансирование важнейших приоритетных разработок.

Ускорение структурно-инвестиционных преобразований в промышленности невозможно без усилия государственного влияния  на процессы внедрения наукоемких технологий с помощью налоговых, бюджетных  и внешнеторговых экономических  инструментов.

Для Казахстана решение вопросов устойчивого развития является условием сохранения независимости  страны и глобализации. Глобализация затрагивает промышленность, особенно наукоемкие и высокотехнологические  отрасли, что предполагает возрастание  стоимости промышленных технологических  исследований.

В настоящее  время успешно проводятся исследования по проблемам глобализации и устойчивого  развития республики, разрабатываются  модели участия Казахстана в процессах  глобализации и интеграции в региональные сообщества.

Казахстан в  условиях глобализации заинтересован  в стабильной системе и устойчивом развитии как внутри страны, так  и в системе международных  отношений. Идет процесс расширения позиции диверсификации деятельности национального капитала, создаются  отечественные компании, в том  числе транснациональные, которые  имеют общенациональное значение и  во многом определяют экономическую  мощь государства. Крупные компании служат организационной основой  совершенствования управления экономикой и ее роста, ускорения инновационно -инвестиционной динамики.

В средне- и долгосрочной перспективе особое значение для  внешнеэкономической стратегии  имеет создание отечественных ТНК.Задача заключается в том, чтобы дать импульс формированию эффективных противовесов мировым ТНК. Именно отечественные компании должны составлять активную конкуренцию иностранному капиталу за освоение недр, развитие промышленности, модернизацию структуры экономики.

Президент республики призвал национальный капитал последовательно  осваивать новые сферы в экономике  и стать опорой государству. Именно национальный капитал будет играть преобладающую роль в определении  условий и темпов прихода иностранного капитала в будущем.

Лицо экспорта Казахстана определяют энергоносители и металлы, что ведет к опасному структурному дисбалансу, структурной  деформации экономики. Как показывают расчеты российских экономистов, ориентация на топливно-энергетический и сырьевой комплекс в долгосрочной перспективе эквивалентна консервации уровня жизни населения .

Важнейшей задачей стоит разработка правовых основ и экономических правил привлечения инвестиций. Казахстан должен следовать цивилизованным формам и правилам привлечения иностранного капитала, которые сложились в ведущих странах, поскольку это объективное следствие закона конкуренции. В случае принятия указанных норм и правил не будет основания для недоверия, коррупции и спекуляции по поводу контрактов с зарубежными компаниями. Подобный подход к решению вопроса позволяет в будущем преодолеть неравноправный характер соглашений.

В настоящее  время по развитию экономики Казахстан  занимает 9-е место в мире, по величине территории входит в десятку наиболее динамично развивающихся стран  мира, что убедительно доказывает ежегодный экономический рост на уровне 9-10 % ВВП в год.

Активы созданного в 2000 году Национального фонда в  настоящее время составили свыше 12 миллиардов долларов.

При этом на экономический  рост Казахстана повлияли в основном два существенных фактора:

  • во-первых, благоприятная конъюнктура мировых товарно- экспортных рынков;
  • во-вторых, лидирующее положение Казахстана среди стран Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций.

В стране была создана  продуманная правовая база, основанная на специально принятом Законе «Об  иностранных инвестициях», которая  дала возможность инвесторам из других стран получить такие же права, как  и отечественные инвесторы. В  результате, в стране оказалась самая  высокая в СНГ доля иностранных  инвестиций на душу населения. За пятнадцать лет своего суверенного существования  страна получила свыше 20 млрд. долларов в виде прямых иностранных инвестиций. Так, только в 2003 году из всех поступивших  прямых иностранных инвестиций в  Республику Казахстан, доля США составила 24,6%, Великобритании 15,4%, Швейцарии 12,9%, Италии 11,6%, Нидерландов 9,6% и т.д.

В Казахстане иностранными государствами были открыты около 100 кредитных линий, стали функционировать  сотни офисов зарубежных фирм, межотраслевых  и внешнеэкономических ассоциаций, десятки концернов и консорциумов.

Однако, следует  подчеркнуть, что радикальная экономическая  переориентация Казахстана с целью  интеграции в мировое хозяйство  для удовлетворения потребностей населения  явилась делом сложным и далеко не однозначным, на этом пути встретились  серьезные препятствия и тормозящие факторы. Так, сдерживающими факторами  являлись: состояние экономики, незавершенность  структуры внешнеэкономических  связей, сложность решения таких  проблем, как экологическая, социальная и т.д.

В современных  условиях Казахстан с его обширной территорией, запасами нефти и газа и ключевым местоположением приобрел стратегическое значение, как для  Соединенных Штатов Америки, так  и их западных союзников, для двух своих мощных соседей – Китая  и России. Продуманная и прагматичная линия поведения на международной  арене, выдержанная политика в отношении  других постсоветских государств, своевременный  отказ от ядерного потенциала, сбалансированная политика в отношении как западных, так и восточных инвесторов обеспечили Казахстану достойное место в  мировом сообществе. Казахстаном  были предприняты определенные усилия по обеспечению национальной безопасности и стабилизации ситуации, непосредственно  в Центрально- азиатском регионе. Уважение и признание со стороны  мирового сообщества вызвало стремление Казахстана к безъядерному статусу  и подписание нашей страной Договора СНВ-1, Договора о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО), договора о всеобъемлющем  запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Казахстан, будучи принятым 5 марта 1992 года в ряды ООН, являясь сторонником  идеи всеобщего ядерного разоружения  с 1992 года стал активным участником ОБСЕ, а 26 мая 1995 года уже произвел демонтаж, утилизацию и вывоз ядерного оружия со своей территории. Позже, на 47-й  сессии Генеральной Ассамблеи ООН, он выступил инициатором постоянно  действующего Совещания по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии (СВМДА).

Еще в начале суверенного пути нашим президнтом была предложена специальная программа «Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного государства» ( 1992 г .), позже переросшая в Президентскую Программу «Казахстан- 2030» по обеспечению макро-и микроэкономической стабилизации экономики.

В настоящее  время Республику Казахстан признают свыше 120 государств мира, почти с 100 из них установлены дипломатические  отношения, более чем с 70-ю странами поддерживаются торгово-экономические  связи. Казахстан вышел в мировые  лидеры по экспорту зерна, поставляя  свою продукцию более чем в 40 стран  мира.  
 

Казахстан ныне характеризует широкомасштабная интеграция в мировое сообщество, взаимовыгодное партнерство и тесное сотрудничество в решении глобальных проблем, в  том числе экономических, экологических  и социальных. Страна выстраивает  такую линию поведения на международной  арене, которая позволяет ей перейти  к решению проблем более высокого порядка. В настоящее время она  активно начала реализовывать ряд  амбициозных проектов, к числу  которых следует отнести, сформулированную Президентом Нурсултаном Назарбаевым, задачу вхождения страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран  мира.

Глобализация  также является процессом унификации традиций, культур, религии и идеологии. Современный мир характерен наличием культур с диаметрально противоположными ценностями, идеологиями, историческими  традициями. В нем представлены мощные мировые и традиционные религиозные  системы. Практика показывает, что чем  теснее взаимодействие стран с разными  историческими традициями, религиями  и идеологиями, тем сильнее их толерантность по отношению друг к другу.

Символично, что  проведение съездов лидеров мировых  и традиционных религий именно на казахстанской земле стало традицией. Недавно прошедший Второй съезд  продемонстрировал всему человечеству, что проблему общечеловеческих и  межрелигиозных отношений можно  решать с помощью переговоров, избегая  какой бы то ни было вражды.

Наряду с исторически  традиционной исламской культурой, в стране созданы условия для  развития всех мировых и традиционных религий. Поэтому Казахстан и  стал одним из крупнейших в мире центров межрелигиозного диалога. Проведение Второго съезда лидеров  мировых и традиционных религий, способствуя развитию сотрудничества религиозных общин, прежде всего, приобрело  большую значимость для международных  политических отношений, что выразилось в принятой на съезде Декларации, отражающей глобальную потребность в замене идеологии противостояния культурой  мира, идеологией толерантности, согласия и диалога.

Одной из важнейших  форм восприятия и претворения в  жизнь идей культуры мира является укрепление межнационального согласия, повышение культуры межэтнических  взаимоотношений. На этом фоне особенно видны достижения Казахстана в построении многонационального, мультикультурного  общества, в котором обеспечено равенство  представителей всех наций и народностей, гармоничное сочетание прав и  свобод человека.  

Информация о работе Процессы глобализации и интеграции РК