Развитие отношений Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества Независимых Государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение деятельности СНГ на современном этапе, а также определение возможной концепции построения внешней политики Республики Беларусь в Содружестве с учетом национальных интересов. Рассматриваются новые факторы и тенденции в обеспечении совместной безопасности, место и роль СНГ в современной Евразии. Особое внимание уделяется новым стратегическим установкам Содружества, налаживанию хозяйственных связей. Дан анализ состоянию торгово-экономических отношений Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
МЕСТО И РОЛЬ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………
Предпосылки образования Содружества Независимых Государств ……………………………………………………..
1.2. Правовое поле Содружества Независимых Государств………
1.3. Поиск государствами-участниками СНГ приоритетов ……….
ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СНГ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ…………………
2.1. СНГ как вектор во внешней политике Республики Беларусь……………
2.2. Российская Федерация как основной партнер Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств……..…..
2.3. Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами-участниками СНГ (кроме России)……
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СНГ
3.1 Итоги кишиневского заседания Совета глав государств СНГ..
3.2 Создание полноценной зоны свободной торговли – ближайшая цель и главная задача……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

Работа содержит 1 файл

DiplomaСНГ.doc

— 775.00 Кб (Скачать)


 

Аннотация

 

В работе рассмотрены  история, состояние и перспективы  развития отношений Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества  Независимых Государств.

Целью данной работы является изучение деятельности СНГ на современном  этапе, а также определение возможной концепции построения внешней политики Республики Беларусь в Содружестве с учетом национальных интересов.

В этой связи особое внимание уделено процессу реформирования СНГ, инвентаризации договорно-правовой базы и анализу позиции Республики Беларусь в отношениях с партнерами по СНГ.

Рассматриваются новые факторы  и тенденции в обеспечении  совместной безопасности, место и  роль СНГ в современной Евразии. Особое внимание уделяется новым  стратегическим установкам Содружества, налаживанию хозяйственных связей.

Дан анализ состоянию  торгово-экономических отношений  Республики Беларусь с государствами-участниками  Содружества Независимых Государств.

В работе определены основные направления по сотрудничеству Республики Беларусь с СНГ, главным образом в экономической сфере.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………

 

МЕСТО И РОЛЬ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОЙ  СИСТЕМЕ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ  …………………………..….

    1. Предпосылки образования Содружества Независимых Государств ……………………………………………………..

1.2.      Правовое поле Содружества Независимых Государств………

1.3.    Поиск государствами-участниками  СНГ приоритетов ……….

ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СНГ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С  ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ……………………………………………………...

2.1.   СНГ как вектор  во внешней политике Республики    
          Беларусь………………………………………………………...

2.2.     Российская  Федерация как основной партнер  Республики      Беларусь  в Содружестве Независимых Государств……..…..

2.3.    Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами- 
          участниками СНГ (кроме России)……………………………

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  СОТРУДНИЧЕСТВА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СНГ

3.1  Итоги кишиневского заседания  Совета глав государств СНГ..

3.2….. Создание полноценной зоны свободной торговли –

ближайшая цель и главная задача……………………………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Республика  Беларусь унитарное демократическое  социально-правовое государство которое  свободно в выборе построения своей внешней политики. В настоящее время внешняя политика Республики Беларусь характеризуется как многовекторная, т. е. разнонаправленная. Одним из приоритетных направлений определена деятельность в Содружестве Независимых Государств. Это обусловлено многими факторами. В частности, экономики государств-участников СНГ, ранее составлявшие единый народнохозяйственный комплекс одного государства, теперь представляют собой в определенной степени отдельные составные части, суммарный КПД которых значительно меньше чем был в Советском Союзе. Восстановить разорванные связи, вновь обрести утерянные рынки сбыта продукции белорусских товаропроизводителей на постсоветском пространстве, тем самым увеличивая объемы производства и снижая безработицу – такие задачи стоят перед нами. При этом нельзя упускать из виду культурные и просто человеческие связи между нашими народами.

Сегодня в биографию Содружества  Независимых Государств вписаны  первые одиннадцать лет. Всего лишь мгновение по меркам истории  и очень заметный отрезок пути, если оценивать его критериями человеческой жизни. Можно спорить либо соглашаться с оппонентами и сторонниками СНГ, но уже в самом факте этой годовщины объективно содержится ответ на перманентно возникающий вопрос о жизнеспособности Содружества. И сейчас можно назвать его основные достижения – урегулирование спорных моментов мирным путем, принятие государствами-участниками согласованных политических и экономических решений.

Республика Беларусь прилагает  все усилия к тому, чтобы Минск стал реальной столицей СНГ – центром политического, экономического и делового притяжения. Рука дружбы предлагается всем, кто стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству, кто понимает, что реализация личных интересов в нашем взаимосвязанном мире возможна только в контексте равноправия, стабильности и интеграции.

Важность Содружества Независимых  Государств во внешней политике Республики Беларусь подтверждают данные о структуре  внешнеторгового оборота. Порядка 66% его приходится на страны СНГ. Причем положительным фактором экспорта республики является вывоз готовой высокотехнологической продукции. Именно данное направление наиболее эффективно.

Не все, к сожалению, просто и  гладко в Содружестве Независимых  Государств. Существует ряд проблем. Не всегда государствам-участникам удается прийти к единому мнению по тем или иным вопросам. Ярким примером тому служит ситуация с формированием зоны свободной торговли как основной предпосылки преодоления кризисных явлений и подъема экономики как первого этапа создания Экономического союза. Даже подписанные главами государств документы не реализуются на практике, увязая внутри стран на стадии ратификации. Зачастую напрасной оказывается проделанная работа по подготовке, согласованию, подписанию, ратификации документов из-за бездействия одной из сторон.

Именно такое отношение побудило к возникновению на просторах  Содружества Независимых Государств иных интеграционных образований с  меньшим числом участников. Так возникли Таможенный союз (ныне Евразийское  экономическое сообщество), ГУАМ, ШОС. Этот фактор является показателем неэффективной работы СНГ. Значит, не все в Содружестве делается так, как следовало бы.

Разноуровневая интеграция между  одними и теми же государствами –  это палка о двух концах. Порой  решения по одному и тому же вопросу принимаемые страной в разных организациях не согласуются между собой или приводят к ущемлению партнеров, не являющихся членами обеих образований. Все это сложно даже для сотрудников межгосударственных рабочих органов, а что говорить о предпринимателях, занимающихся мелким бизнесом и не имеющих возможности содержать большой штат для постоянного мониторинга законодательства? Отсюда возникающие проблемы на таможнях, границах. Порою выгоднее перевозить грузы путем более длинным, в объезд, чем терять время (деньги) на получение транзитных документов. Транспортная составляющая в себестоимости продукции в странах СНГ сегодня составляет в среднем 25% (в СССР было 10%).

При всех имеющихся недостатках  Содружество Независимых Государств, на мой взгляд, наиболее перспективная структура на постсоветском пространстве. Разрешив совместными усилиями существующие межгосударственные и региональные конфликты, сформировав механизмы обеспечения безопасности, правопорядка, охраны границ, борьбы с организованной преступностью и терроризмом, сблизив подходы в области военного взаимодействия и координации внешнеполитической деятельности государства-участники Содружества Независимых Государств в целом будут представлять наиболее сильное из существующих сегодня в мире интеграционных сообществ.

При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы публикации в средствах массовой информации, книги, изданные Исполнительным комитетом  СНГ, официальные документы Содружества, отчеты Статистического комитета СНГ, информация Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Непродолжительный период существования СНГ объясняет сравнительно малый объем литературы на тему Содружества. В основном это сборники статистической информации, тексты принятых документов. Выводы сделаны автором исходя из личного понимания происходящих в Содружестве Независимых Государств процессов и его перспектив.

 

 

  1. МЕСТО И РОЛЬ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ  В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ 

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    1. Предпосылки образования Содружества Независимых Государств.

 

В учебниках  истории и словарях датой рождения Содружества Независимых Государств, как правило, называют 8 декабря 1991 г., а местом - резиденцию Вискули в  Беловежской пуще, где лидеры России, Беларуси и Украины подписали  трехстороннее Соглашение о создании СНГ. Однако спустя всего две недели, 21 декабря, в Алма-Ате к трем славянским республикам присоединилось большинство нынешних государств Содружества. Они приняли пакет документов, которые, по существу, и стали фундаментом формирования СНГ в современном его виде.

Этим торжественным актом достигалась  главная цель: правопреемником Советского Союза становилась одна, общая  для молодых суверенов организация - полиэтническая, многонациональная  и полирелигиозная. Значение этого  факта трудно переоценить, учитывая, что вполне вероятной альтернативой такому альянсу могли стать два региональных объединения -славянское и азиатское, противостояния между которыми вряд ли удалось бы избежать.

За одиннадцать лет поломано много полемических копий в поисках ответа на вопрос, что же все-таки случилось в Вискулях - “беловежские зубры” развалили единый и могучий Советский Союз или они только зафиксировали давно настигшую его клиническую смерть? Сегодня для тех, кто хочет знать истину, обнародовано немало ранее закрытых для широких масс фактов и сведений, суммировав которые, при желании, несложно самому прийти к объективному выводу.

Не секрет, что коммунистическая идеология и политика не одно десятилетие  демонстрировали миру убедительные победы и триумфы. Нет нужды уточнять, какой ценой они достигались. Важно подчеркнуть другое - большевикам удалось сконструировать общество, насквозь пронизанное командно-административным надзором, которое, между тем, много лет отвечало интересам и ценностям большинства рядовых советских граждан.

В условиях “железного занавеса”  и информационной изоляции простой  советский человек никогда достоверно не знал, хотя и безошибочно чувствовал до обидного низкое качество жизни  в своей стране по сравнению с  другими великими державами. “Степень отставания СССР от ведущих государств с развитой экономикой долгое время замалчивалась”, - констатировал журнал “Международная экономика и международные отношения” в обзоре за 1991 г. и сообщал, что темпы экономического роста страны на протяжении 70-80-х годов неуклонно снижались. Хотя официальная статистика начала фиксировать падение большинства показателей только с 1990 г.

В сводке за этот год уже дано снижение по сравнению с предыдущим годом  произведенного национального дохода на 4%, производительности труда на 3%, объемов строительства жилья - на 8,5%. Один из основных показателей эффективности производства - индекс фондоотдачи -в 1981 - 1985 гг. в целом по народному хозяйству опускался ежегодно на 3,3%, в 1986 - 1990 гг. -на 3,5%. В сельском хозяйстве в 1990 г. на 1 рубль основных фондов получили продукции только на 45 коп. Материалоемкость национального дохода возросла на 2,5%, энергоемкость - на 4,4%, основные фонды сократились на 13,3%.

Последний советский  год, 1991, обеспечил еще более стремительный спад национального дохода - на 12,2%, производительности труда - на 6,1%, объемов капитальных вложений - на 12,2%.

В середине 80-х годов  денежный доход на душу населения  в среднем по стране составлял 75 руб., но его имело менее 40 миллионов  человек, у 10 млн. этот показатель не достигал 50 руб., а 15% населения по мировым нормам вообще жило за чертой бедности. Неудовлетворенный спрос на товары превышал 70 млрд. рублей - примерно пятую часть годового товарооборота. Убытки предприятий ежегодно достигали 12 млрд., что равнялось трети стоимости жилищного строительства.

Не доверять этой статистике нет оснований, потому что она  была приведена в докладе Председателя Совета Министров СССР о концепции  развития страны в 1988 г.

Не удивительно, что  не только вечно недовольные всем интеллигенты, но и простой советский человек начал выказывать пределы традиционного терпения. Волна забастовок, начавшая разбег с Донбасса, прокатилась по всей стране. Тысячи недовольных политикой партии людей вышли на улицы и площади Алма-Аты, Тбилиси, Баку, Вильнюса, Риги, сотен других городов страны. Авторитет власти таял на глазах. Свидетельство тому - обнародованные в начале 90-х годов результаты социологических исследований, периодически проводившихся по инициативе КГБ. Если в 1985 году в правильности социалистической идеи были убеждены 84% респондентов, то через четыре года уже 60%, в 1990 г. - 40 %, а в 1992 г. - только 20%.

С конца 80-х отмечается дифференциация советских республик по типам  политической культуры, политического режима, путям экономического развития, по геополитической ориентации и другим факторам. Все отчетливей проявляется то обстоятельство, что, по сути, никакого сплоченного, единого в политическом, экономическом и, тем более, культурном отношении союза 15 республик никогда и не существовало. За видимостью единства “братских равноправных сестер” стояла довольно сложная, основанная на принципах иерархии, искусственно изолированная от “чуждого” окружения система, в рамках которой большинство республик были строго ориентированы на “Центр”, т.е. на Россию. Эту конструкцию держала, “цементировала и направляла” действительно сплоченная и хорошо организованная сила в лице Коммунистической партии, опиравшейся на вышколенный, прирученный привилегиями аппарат и продуманный механизм явных и скрытых запретов и ограничений для беспартийных. КПСС по сути была формой и основой существования союзного государства.

Информация о работе Развитие отношений Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества Независимых Государств