Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности валютного контроля но экспортно-импортным операциям резидентов в РФ и пути его совершенствования.

Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями.

2. Рассмотреть особенности валютного контроля в России.

3. Охарактеризовать развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями
1.1. Необходимость валютного контроля по экспортно-импортным операциям 6
1.2. Содержание и виды валютного контроля 8
1.3. Факторы, влияющие на валютный контроль по экспортно-импортным операциям 10
Глава 2. Особенности валютного контроля в России 14
Глава 3. Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ
3.1. Перспективы развития валютного контроля в РФ 22
3.2. Пути совершенствования валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

26-м.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    На  протяжении всего времени обращения  на территории Российской Федерации  иностранной валюты государство  осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

    Вопросы необходимости границ валютного  контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются  и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.

    Государственное регулирование валютно-кредитных  отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую  безопасность страны, содействовать  более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

    С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

    В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы  валютного контроля за проводимыми  отечественными предприятиями и  организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

    В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.

    Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня государственного контроля.

    Из  всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Правительства, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к поддержке фиксированных валютных курсов при помощи развитой системы государственного контроля, ограничивающего возможности резидентов покупать иностранные товары и услуги или предоставлять за границу кредиты и обязательства.

    Государство может предпочесть систему валютного  контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а, следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.

    Использование валютного контроля оказывается сравнительно предпочтительным и в том плане, что предоставляет правительством большую гибкость и власть при осуществлении валютной политики, тогда как использование других видов поддержки курса национальной валюты регламентируется международными валютными соглашениями.

    В центре внимания данной работы будет  находиться действующая в настоящее  время в Российской Федерации  система валютного контроля.

    Актуальность  исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими  активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

    Цель  курсовой работы – рассмотреть особенности валютного контроля но экспортно-импортным операциям резидентов в РФ и пути его совершенствования.

    Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

    1. Исследовать теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями.

    2. Рассмотреть особенности валютного контроля в России.

    3. Охарактеризовать развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы организации  валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями

1.1. Необходимость валютного  контроля по экспортно-импортным  операциям

    Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

      Острота проблемы незаконного  вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которого  является валютный контроль).

      Фундамент нормативной базы валютного  регулирования образовали Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и ее территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения.

      Однако более чем трехлетняя  деятельность по применению законодательства  о валютном регулировании и  валютном (экспортном и импортном)  контроле свидетельствует о том,  что тенденция утечки капитала  из страны пока не преодолена. Главная причина этого, на мой взгляд, коренится в негодности методов и средств, применяемых государством для решения данной проблемы. Гражданско-правовая природа отношений, которые используются для переброса валюты за рубеж, отторгает неадекватные ей методы регулирования, имеющие главным образом административный характер.

      Существуют и иные многочисленные  способы нелегального, полулегального  оставления российских валютных  ресурсов за рубежом (занижение  контрактных цен; применение в  противоправных целях особенностей  международных валютных расчетов; использование оффшорного бизнеса в качестве легального канала утечки капитала и «отмывания» «грязных денег» и др.). Эти примеры - наглядная иллюстрация бессилия административных методов решения проблем, имеющих гражданско-правовой характер.

      Результатом такого рассогласования  является тот факт, что законодательство  о валютном регулировании несовершенно  и не работает на те цели, ради которых оно создавалось.  Более того, ужесточение законодательства  о валютном контроле в качестве  обратной реакции предпринимателей обусловило поиск ими новых каналов и способов утечки валюты за рубеж: изменение методов валютного регулирования влечет совершенствование способов противодействия ему.

1.2. Содержание и виды валютного контроля

    Валютный  контроль - это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям1.

    Государственный валютный контроль может быть классифицирован по следующим критериям:

    1. По степени жесткости:

  • «жесткий» валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;
  • «мягкий» валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.

    2. По направлению товаро- и валютопотоков:

  • контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;
  • контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.

    3. По национальной принадлежности валют:

  • контролю подвергается обращение валют определенных стран;
  • контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.

    4. Обращение валют внутри страны:

  • обращение иностранной валюты внутри государства, запрещается;
  • обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.

    5. По временному критерию:

    - разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;

    - независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.

    6. По валютному объему сделок:

  • дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;
  • независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.

    7. По продуктовому критерию:

  • установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);
  • отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок.

    Любое правительство может разработать  дополнительно свои критерии и строить  систему валютного контроля с  помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новых разработанных видов.

    Основные  принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.

    Целью валютного контроля является обеспечение  устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка  РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

Информация о работе Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ