Регулирование международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.

Содержание

Введение 4
1 Основы регулирования международной торговли 6
1.1 Понятие мирового рынка и внешней торговли 6
1.2 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях 8
1.3 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешне-экономической деятельности 10
2 Современное состояние и регулирование мировой торговли 18
2.1 Мировое регулирование внешней торговли 18
2.2 Структура и тенденции мировой торговли 24
2.3 Основные показатели мировой торговли 27
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле 33
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 33
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

1526 Регулирование международной торговли.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

Наконец, третий важнейший  аспект деятельности ГАТТ касался принципов принятия решений и действий - это отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. Страны участницы брали на себя обязательство не осуществлять односторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли; все решения принимались только в процессе взаимных торговых переговоров в рамках раундов.

Основная деятельность ГАТТ заключалась в проведении много сторонних встреч-раундов, во время которых обсуждались внесенные на повестку дня вопросы, связанные с регулированием внешней торговли стран-участниц. Всего с момента создания и до трансформирования ГАТТ в ВТО в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. В табл. 1.1 показаны время и место проведения раундов и перечень обсуждавшихся на этих переговорах вопросов.

Как видно из приведенной  таблицы, вплоть до начала 1973 г. основной переговорный процесс касался снижения таможенных пошлин, которые уменьшились с 40-60% в 1945-1947 гг. до 3- 5% в начале 90-х. Механизм снижения заключался в том, что основные страны - производители и потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего сокращения автоматически распространялись на все страны — участницы соглашения.

В 70-е годы, когда на повестку дня была поставлена задача регулирования нетарифных мер, принцип равенства уступок начал применяться в несколько модифицированном виде.

Две последние серии  переговоров, начавшиеся с середины 70-х годов, приобрели особое значение прежде всего в связи со значительным расширением круга обсуждаемых вопросов. К традиционно обсуждаемым проблемам уровня таможенного налогообложения были добавлены вопросы установления принципов налогообложения и правомочности применения отдельных видов пошлины (установление налогооблагаемой базы и применение компенсационных и антидемпинговых пошлин), проблемы регулирования внешней торговли отдельных отраслей (тропические товары, авиатехника), а также меры государственного протекционизма (лицензирование, государственные заказы).

По таможенным пошлинам результатом переговоров стало уменьшение средней величины таможенного налогообложения до 4,7% для развитых и 7,1% для развивающихся государств. Общий объем торговли, охваченный предоставленными в ходе «раунда Токио» уступками, составил 155 млрд долл.

Таблица 1.1 Переговоры в  рамках ГАТТ

Место открытия и проведения переговоров

Год

Основное содержание переговоров

Женева (Швейцария)

1947

Снижение таможенных тарифов

Аннеси (Франция)

1949

то же

Торки (Англия)

1950

то же

Женева

1956

то же

Женева

1960-1961

то же

Женева

1964-1967

Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса

Токио (Япония), работа проходила  в Женеве

1973-1979

Снижение тарифов, разработка кодекса, расширяющих и усиливающих компенсацию ГАТТ в области нетарифных барьеров

Пунта дель Эсте (Уругвай), работа проходила в Женеве

1986-1994

Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма  ГАТТ, соглашение о создании ВТО.


Примечание - Источник [6, c. 183].

 

Для развивающихся стран наиболее значительными оказались уступки по сельскохозяйственным товарам тропического земледелия, т.е. по продуктам, не конкурирующим с производимыми в самих развитых странах. В принятом «Кодексе по таможенной оценке товара» устанавливается, что при начислении пошлин в качестве налогооблагаемой базы берется реальная, т.е. фактически определенная в договоре цена продажи данного товара. Дополнительные расходы (стоимость лицензионного вознаграждения, упаковки, фрахта и т.д.) включаются только по усмотрению стран, участвующих в соглашении.

Новыми стали дополнительные положения, касающиеся условий введения антидемпинговых пошлин. В соответствии с принятыми соглашениями демпинг  был определен как продажа  товаров по цене ниже «нормальной», т.е. такой, по которой товар продается внутри страны. Весьма важно, что карательные пошлины, как установлено в законе, не должны превышать демпинговую разницу, т.е. разницу между «нормальной» ценой и той, по которой товар поступил в импортирующую его страну. Тот же принцип применяется и в отношении субсидируемого экспорта.

Развивающиеся страны получили право осуществлять субсидирование, но лишь в качестве временной меры, которая должна быть отменена по мере их экономического прогресса.

Фактически были запрещены все субсидии за исключением торговли продуктами лесного, сельского хозяйства и рыболовства, что было уступкой странам ЕС.

Следующим крупным многосторонним соглашением в рамках ГАТТ стала специальная сессия в Уругвае (Пунта дель Эсте), открывшаяся в сентябре 1986 г. Особенностью этой сессии было дальнейшее расширение круга вопросов, регулируемых ГАТТ, в том числе включение в них торговли услугами. Что касается торговли товарами, то здесь была продолжена программа сокращения величины таможенных пошлин, усилий по регулированию мировой торговли продукцией отдельных отраслей и усиления контроля за теми аспектами национальной экономической политики, которые воздействуют на внешнюю торговлю в той или иной форме.

Участники не ставили  задачу общего (линейного) снижения ставок пошлин. Переговоры касались отдельных групп товаров, а также ликвидации эскалации таможенных пошлин, т.е. их повышения по мере увеличения степени обработки товара.

Общим результатом стала  ликвидация пошлин на 40% мирового импорта промышленных товаров к 1998 г. В результате снижения таможенных пошлин на другие товары общий размер таможенного налогообложения приближается к 3%. Одновременно были достигнуты договоренности о некотором (на 20-30%) снижении таможенных пошлин на товары в развивающихся странах, проведена гармонизация пошлин и ликвидированы наиболее высокие ставки таможенной защиты.

Важным результатом Уругвайского раунда стало принятие в апреле 1994 г. решения о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы торговли, достижение которой, как предполагается, будет осуществлено не просто либерализацией, а так называемыми «увязками». Смысл «увязок» заключается в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением тарифов лишь в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Эта увязка протекционистских и либерализующих программ должна, по замыслу руководителей ВТО, исключить возможность одностороннего роста протекционистских действий тех или иных стран.

К настоящему времени ВТО насчитывает 145 стран-участниц, на которые после  приема Китая приходится почти 97% мировой  торговли. Выработанные с учетом интересов  многих государств и проверенные практикой правовые регламенты ВТО в принципе обеспечивают цивилизованные методы и формы внешнеторгового обмена, поэтому присоединение Республики Беларусь к ней обусловлено и, очевидно, особенно в перспективе, принесет несомненные выгоды. Вопрос в том, каковы потери и выигрыши сейчас и что необходимо, чтобы уменьшить отрицательные и увеличить положительные результаты [6, c. 187].

Принципиальная линия ВТО в  этом вопросе - постепенное и последовательное преодоление административных мер и инструментов в этой области, преимущественная ориентация на экономические, тарифные рычаги. Это означает, что главное направление либерализации импорта снижение ставок ввозных таможенных тарифов, импортных пошлин. Особая роль и эффективность использования тарифного регулирования на современном этапе развития мирохозяйственных связей, международной торговли определяется рядом объективных обстоятельств: во-первых, при достигнутом уровне товарно-денежных отношений, рыночных принципов формирования и развития МЭО, это достаточно действенный и гибкий инструмент экономического регулирования; во-вторых, таможенные тарифы применяют практически все страны, что обусловливает их значение для формирования международных товарных потоков, а в конечном смысле структур экономик; в-третьих, национальные таможенные тарифы охватывают всю номенклатуру импорта, а не отдельные ее части или сферы ВЭД, как другие средства и инструменты регулирования; в-четвертых, они сравнительно просты и прозрачны, поддаются контролю.

Скоординированная либерализация международного обмена товарами в рамках ВТО в конечном счете выгодна странам, так как способствует решению минимум двух задач: прежде всего, при снижении импортных тарифов и связанными с этим изменениями относительных цен ресурсы перераспределяются в направлении производительной деятельности, обеспечивающей увеличение ВВП и повышение национального дохода. По оценке Всемирного банка, сокращение таможенных тарифов, осуществляемое согласно договоренностям Уругвайского раунда, привело к увеличению национального дохода в странах-участницах ГАТТ на 0,3-0,4%; во-вторых, существенно болъшие выгоды в долгосрочном плане принесет адаптация экономики к технологическим инновациям, новым структурам производства и новым условиям конкуренции.

Это, безусловно, облегчает  потребителям доступ к более качественным и, как правило, к менее дорогим  товарам.

За период деятельности ГАТТ (ВТО), т.е. начиная с 1948 г. средний уровень таможенных тарифов снижен почти на порядок: с 43-48% до 4-6%. При этом снижение было более существенным в экономически развитых странах и меньшим в развивающихся. Так, по данным упомянутого доклада Всемирного банка, в конце 80-х — начале 90-х годов в девяти развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки средняя тарифная ставка сложилась на уровне от 10% (1992 г., Чили) до 26-28% (Бангладеш и Филлипины) и 42% (Египет). Согласно сведениям ВТО, средневзвешенные импортные пошлины после завершения Уругвайскою раунда составляли: в Мексике - 33,7%; Индии - 32,4%; Аргентине и Венесуеле - 30,9%; Таиланде- 28,0%; Бразилии —27,0%; Турция — 22,3% и на Филлипинах — 22,2%. В развитых странах средневзвешенные тарифные ставки снизились с 6,3% (перед Уругвайским раундом) до 3,8% (после него). А по отдельным странам и группам стран соответственно: США - до 3,5% (5,4); страны ЕС - 3,6% (5,7); Канада - 4,8% (9,0); Япония - 1,7% (3,9).

Следует обратить внимание на довольно широкую дифференциацию ставок импортных пошлин в развитых странах. Как можно судить по данным ВТО, при указанных выше средних таможенных ставках, распределение их уровня по товарной номенклатуре импорта в СIIIА и странах ЕС соответственно следующее: беспошлинно СIIIА -39,5%, ЕС - 37,7 %; от 01 до 5,0 - 42,9% и 34,2%; 5,1- 10,0 - 10,2% и 19,0%; 10,1 - 15,0 - 1,3% и 8,2%; 15,1 - 35,0 - 6,0% и 9,9%, наконец, свыше 35,0 - 0,1 и нет.

Как видим, дифференциация ставок, их изменение по отдельным группам товаров активно используются с учетом конкретных ситуаций и задач внешнеторговой и в целом экономической политики в рамках правил ВТО.

Выведенная из сферы  деятельности ООН и обладающая независимым  по аналогии с Международным валютным фондом или Международным банком реконструкции и развития статусом, ВТО получила возможность проводить собственную независимую политику. ВТО предполагает проведение регулярного собственного контроля за политикой стран-участниц по соблюдению принятых соглашений. Министерская конференция, проводимая не реже одного раза в два года, и Генеральный совет осуществляют контроль и руководят деятельностью организации в целом. В рамках последнего действуют три специальных субсовета по указанным направлениям.

В качестве общего результата принятых мер можно ожидать усиления многосторонней системы контроля за национальными нормами регулирования внешней торговли.

 

 

2.2 Структура и тенденции мировой торговли

 

 

В международной торговле ведущую роль играют промышленно  развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства.

Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран.

Очень крупные страны удовлетворяют большую часть  своих потребностей за счет внутреннего  производства; объем внешней торговли в сравнении с объемом производства в США и странах бывшего СССР невелик. Однако влияние США на мировую торговлю весьма существенно ввиду огромного объема производства товаров и услуг. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40% [5, c. 154].

Объем внешней торговли развивающийся страны зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара или пытается развивать  многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, относящаяся ко второй категории  стран, экспортирует лишь 5% от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, специализирующаяся на нефтедобыче, экспортирует 80% добываемой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это, в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно по такому пути.

Среди основных тенденций  в международной торговле на современном  этапе можно выделить следующие [2, c. 205]:

1. Глобализация международной торговли. Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Основными чертами глобализации международной торговли являются:

- интеграция;

- рост темпов международной  торговли и международного движения  капитала;

- транснационализация  и корпоративность мирового экспорта;

- дальнейшая унификация  правил и норм международной  торговли.

Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно координируются другие направления региональной экономической политики: структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая и т.д.

Информация о работе Регулирование международной торговли