Роль Китая в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономики Китая и его места в мировой экономике.
Здесь важно отметить два момента. Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ……………………..
5
1.1. Ресурсно-географическая характеристика народного хозяйства…………………………………………………………...….

5
1.2. Демографическая ситуация в стране…………………………...
9
1.3. Государственное и политическое устройство…………………
11
1.4. Основные показатели экономического развития……………...
15
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ……………………………...
20
2.1. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию…....
20
2.2. Развитие в стране свободных экономических зон……………..
26
2.3. Мировые торговые взаимоотношения КНР……………………
33
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………….
36
3.1. Место страны в международном обмене техникой и технологиями…………..……………………………………………..

37
3.2. Участие КНР в международном разделении труда…………....
42
3.3. Участие страны в международной миграции рабочей силы….
44
3.4. Роль Китая в мировой экономической интеграции…………....
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
53

Работа содержит 1 файл

китааай.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Как отмечают в Китае, открытость экономики привела к закрытию неэффективных предприятий, пользующихся ранее протекционистской поддержкой, массовому сокращению рабочих мест и росту безработицы. Эти потери намечается компенсировать за счет увеличения производства и занятости в отраслях экспортного сектора наряду с расширением конкурентоспособных трудоемких отраслей.

В целом результаты присоединения к ВТО оцениваются Китаем позитивно, однако выполнение в полном объеме условий вступления в эту международную организацию требует решения многих проблем, в первую очередь правого характера.

 

2.2. Развитие в стране свободных экономических зон

 

Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон.

Сейчас в Китае действуют 5 специальных экономических зон (СЭЗ). Три из них: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже, в октябре того же года, в результате подобного решения появилась зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона – провинция Хайнань – возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года[20].

Отдельными решениями Госсовета КНР с 1984 г. по 1993 г. также были созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. После чего было решено новых зон не создавать. Особый статус имеет также так называемая «новая зона развития Пудун» (район Шанхая), возникшая по решению Госсовета КНР в сентябре 1990 года. В дальнейшем речь пойдет о пяти районах, официально именующихся спецэкономзонами. В других особых зонах могут существовать незначительные отличия по юридическому статусу, связанные с местной спецификой.

Вклад спецэкономзон всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их «вес» в населении или промышленном производстве. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями – 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. – около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений[21].

В других особых экономических зонах создано около 15 тысяч предприятий с иностранными инвестициями (только в Пудуне их насчитывается до 4 тыс.). Суммарный экспорт этих зон превышает $10 млрд., что составляет 7% общего экспорта КНР, в том числе Пудуна – $3 млрд.

Основные цели китайских СЭЗ:

- привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров; 

- увеличение экспортной валютной выручки; 

- стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;

- стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны; 

- эффективное использование природных ресурсов; 

- создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.), а в перспективе и Тайваня; 

- мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции; 

- обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся СЭЗ всех типов. 

Высшим органом административного управления зонами является Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она разрабатывает основные политические установки и контролирует их выполнение, осуществляет общее руководство другими ведомствами в той части их деятельности, которая относится к СЭЗ[22].

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане – наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

Правом принимать местные положения по всем экономическим вопросам СЭЗ с последующим утверждением ПК ВСНП и Госсоветом КНР обладают собрания народных представителей провинций Гуандун, Фуцзянь и Хайнань.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования;

2. опора на иностранные капиталовложения;

3. главный современный отраслевой приоритет – промышленность;

4. экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.

В провинциях находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечной сети в Китае и проч[23].

Создание особых экономических районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории общей площадью более 30 кв. км проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления, напоминающие практику «портов свободной торговли» западноевропейских государств: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянгана, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении иностранных инвестиций, ввозе передовых высоких и новых технологий, заимствовании управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих мест для граждан КНР и повышении качества кадрового состава и, в целом, общего уровня хозяйствования.

В Китае принято выделять три этапа развития ОЭР. На первой стадии (5-7 лет) формируется производственная, инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура, привлекаются иностранные капитал, техника и технологии, приобретаются навыки управления и налаживаются внешнеэкономические связи; вторая такой же продолжительностью связана с переходом к внешне ориентированной модели экономического развития от значительного удельного веса в экономической структуре торговли и сферы услуг к преобладанию промышленности и внешнеэкономической деятельности, в то время как наблюдаются рост применения передовой технологии в традиционных отраслях деятельности и их модернизация и ставится цель осуществлять 50-60% инвестиций за счет иностранного капитала, а долю экспорта довести до 70% общего производства; третий этап является зрелой фазой, характеризующейся реконструкцией традиционных производств и существенной долей наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Таким образом, на протяжении 20 лет реформы экономической системы в Китае сформировался сравнительно совершенный режим ОЭР, благоприятствующий привлечению зарубежных инвестиций[24].

Сегодня китайские СЭЗ характеризуются наличием следующей отличительной черты, а именно: зоны высоких и новых технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической экономики.

Свидетельством их превращения в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем на 40%.

Таким образом, китайская модель территориально-экономической открытости на основе создания различных типов СЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку и постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов.

На подавляющее большинство товаров и услуг СЭЗ действуют рыночные цены. Единые государственные цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки, почтово-телеграфные услуги, жилье, воду, электроэнергию, медицинское обслуживание, городской транспорт, централизованно распределяемые материальные ресурсы.

СЭЗ создавались по принципу отказа от государственных централизованных капиталовложений. Единственным исключением стал Пудун, на развитие которого выделяются значительные средства из центрального бюджета.

Развитие СЭЗ финансируется сформировавшимся в них своеобразным механизмом. В ряде случаев компании за счет банковского кредита создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, иногда строят фабричные постройки, а затем сдают земельные участки и сооружения в аренду китайским и иностранным инвесторам. Арендные платежи идут в счет погашения кредита.

Наиболее последовательно этот механизм внедряется в Шэкоу, где работает гонконгская компания «Чжуншан» (принадлежащая правительству КНР). Она не только предоставляет землю и постройки, но и обеспечивает предприятия водой, электроэнергией, транспортными услугами. После освоения начального участка средства начинают вкладываться в его расширение, что обеспечивает дальнейшее его развитие на базе относительно небольших первоначальных затрат.

Другая модель, финансирующая развитие, отрабатывается на Хайнане. Эта зона начала развиваться позднее других, в условиях «инвестиционного голода» в стране, а площадь ее в десятки раз больше других СЭЗ. Поэтому внутренние инвестиции не могут быть основой ее быстрого подъема. Там практикуется выделение крупных участков земли для освоения зарубежными фирмами, которые сами создают всю необходимую инфраструктуру и используют землю и постройки по своему усмотрению.

Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.

В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении.

Будущее СЭЗ стало предметом дискуссий. КНР вступила во Всемирную торговую организацию, одним из условий членства в которой является равенство условий торговли по всей территории страны, в связи с чем потребуется определенная юридическая корректировка статуса СЭЗ[25].

В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд здешних экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

В этих условиях руководство КНР, подтверждая неизменность основных положений политики в отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы. Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории СЭЗ с базовыми принципами рыночной экономики остается в повестке дня.

 

2.3. Мировые торговые взаимоотношения КНР

 

За более чем 50 лет своего существования КНР из полуфеодальной и полуколониальной страны превратилась в мощную индустриальную державу мира.

Главными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны ЕС и АСЕАН[26].

Китай во всевозрастающей степени вывозит промышленную продукцию. Одежда, обувь, ткани и текстильные изделия, различные виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, как-то: мебель, пластмассовые изделия, спортивный инвентарь, сумки, детские коляски, игрушки, а также морепродукты, зерновые, овощи и фрукты – в основном трудоемкие товары – представляют традиционный китайский экспорт.

В целом, за период реформ структура китайского экспорта претерпела качественные изменения, которые отражают происходящие в рамках государственной политики догоняющего индустриального развития фундаментальные сдвиги в структуре промышленности от сырьевой к промышленно ориентированной.

Основными статьями китайского импорта являются специализированное промышленное оборудование, электрические приборы и запасные части к ним, телекоммуникационное оборудование, прочее промышленное оборудование в сборе и частями, железо и сталь, необработанные пластмассы, нефть и нефтепродукты, текстильное волокно, ткани и удобрения. Однако даже выход на первое место в мире по выплавке стали не избавил Китай от необходимости импортировать ее в значительных количествах (табл. 2).

Таблица 2

Изменение структуры внешнеторгового оборота КНР за 2007 год

Показатель

млрд. долл.

Рост %

Товарооборот

2173,8

23,5

Экспорт

1218,0

25,7

Импорт

955,8

20,8

Положительное сальдо

262,2

47,7

Информация о работе Роль Китая в мировой экономике