Роль, особенности и последствия теневой экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Определение теневой экономики и её состав 7
1.1Определение теневой экономики и её структура 7
1.2Сущность теневой экономики 10
1.3Типы теневой экономики 11
Глава 2. Теневая экономическая деятельность в России 14
2.1Размеры теневой экономики в современной России 14
2.2Эволюция российской теневой экономики 17
2.3Платежи населения за различные виды теневых работ и услуг 23
2.4Другие факторы развития некриминальной теневой экономики 26
Глава 3. Последствия теневой деятельности в России 29
3.1Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности 29
3.2 Влияние на эффективность макроэкономической политики и
кредитно-денежную сферу 30
3.3 Влияние криминальной экономики на экономический рост и
развитие, деформация структуры экономики 33
3.4 Влияние криминальной экономической деятельности на
инвестиционный процесс 35
3.5Статистика экономической преступности в последние годы 38
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 44

Работа содержит 1 файл

qwertasdf.docx

— 696.03 Кб (Скачать)

     ВВП созданный в сфере производства товаров и услуг, должен быть распределен  между участниками производственного  процесса. Это оплата труда наемных  работников, налоги на производство и  импорт (включая налоги на продукты), получаемые бюджетами всех уровней  и прибыть от предпринимательской  деятельности. Наличие теневого ВВП  приводит к образованию теневых  первичных доходов в виде теневой  заработной платы и теневой прибыли. Ниже представлен Счет образования  доходов включающий теневую составляющую.

     Таблица 3

     Счет  образования доходов РФ за 2008 г. (в текущих ценах; млрд. рублей)

№ п/п Наименование  статьи Сумма 
млрд. руб.
1 ВВП в рыночных ценах – всего официальные  данные теневая составляющая 13371,1
2 Оплата труда  – всего официальные данные теневая  составляющая 4389,5
3 Чистые налоги на производство(включая налоги на продукты) – всего официальные  данные теневая составляющая 1848,5
4 Валовая прибыль  – всего официальные данные теневая  составляющая 7133,1
 
 
 

     Процент теневого ВВП распределяется на оплату труда - 25%, укрываемые налоги на производство и импорт 14,6%, прибыль - 60,4% Данная структура отражает сущность теневой деятельности. В общем теневом ВВП налоги составляют только 14,6%, тогда как на прибыль приходится более 60%. По отношению к официальному показателю всех отраслей экономики теневая валовая прибыль составляет 26,9%, укрываемая оплата труда – 16,7%[10].

     Приведенные расчеты, основанные в значительной степени на данных экспертного опроса, имеют и достоинства, и недостатки: их нельзя ни опровергнуть, ни достоверно доказать. Однако они показали, что объем теневой деятельности в России может находиться в пределах от 5,5 трлн. рублей (при расчете по Счету производства) до 7,5 трлн. рублей при добавлении теневых составляющих, источником которых могли стать теневые финансовые инструменты. Это немало, учитывая, что официальный объем валового внутреннего продукта в 2008 г составил 10863,4 млрд. рублей. Расчеты свидетельствуют о тех возможностях, которые открывает комбинация официальных данных и экспертных оценок (данных опросов). В значительной степени продвижению работ по расчету объема теневой деятельности могло бы способствовать завершение построения СНС для России. Другим аспектом дальнейших исследований могла бы стать оценка ущерба от теневых операций.

2.2 Эволюция российской теневой экономики

     Сравнение результатов исследований, проведенных  социологическим центром академии с разрывом в 10 лет (в мае 1996 г. и в феврале 2007 г.), позволяет судить об изменениях, которые произошли за эти годы в теневой экономике.

     Первый  бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения, осуществляющего  теневую деятельность. По данным опроса, в 1996 г. наряду с работой по официальному месту занятости подрабатывали на теневом рынке труда около 8% трудоспособного населения. В 2007 г. доля населения, совмещающего работу в официальной экономике с теневой деятельностью, составила 41% от количества опрошенных. Из их числа треть (34%) занимается незарегистрированным бизнесом, а 66% – работают по найму на теневом рынке труда. Кроме этого, немало людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты только на нелегальном рынке труда.

     Второй  существенный аспект выражается в том, что за годы реформ теневая экономика  заняла в нашем обществе качественно  иную нишу. Раньше она была в роли антагониста идеологической системы  и командной экономики, хотя и  компенсировала изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика  имеет общую рыночную основу и  в известной мере общую идеологическую базу. Но объективные противоречия между ними, в центре которых находится  государство, стали более существенными. В повседневной практике это выражается в том, что интерес государства  состоит в пополнении финансовых ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий и  населения развернут прямо противоположно. На этом и держится теневая экономика, сокращающая налогооблагаемую базу, а то и прямо торпедирующая "бремя" налоговых и других выплат[10].

     Эту действительность иллюстрируют следующие  данные опроса. На вопрос, заданный руководителям  предприятий, "Может ли ваше предприятие  в настоящее время успешно  вести хозяйственную деятельность, не нарушая законов и других нормативных  предписаний?" ответили положительно 15,2% опрошенных, отрицательно – 81,4%, затруднились ответить – 3,4%.

     На  другой вопрос "Как Вы считаете, такие  люди, как Вы, имеют возможность  увеличить свои доходы, не лукавя с  государством?" ответили утвердительно только 34,6% опрошенных работников массовых профессий и 36% руководителей предприятий.

     В нынешних условиях, при которых официальная  экономика выживает с большим  трудом, не способна обеспечить эффективную  трудовую занятость и приемлемый жизненный уровень людей, теневая  экономика, как говорится, обречена на дальнейшее развитие. Возможности  применения репрессий против нее  ограничены, да и прямое административное давление малопродуктивно. Поэтому  необходим поиск таких экономических  решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства  и других субъектов экономических  отношений.

     Третья  важная сторона проблемы связана  с тем, что теневая экономика  выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником  официальных товарно–денежных отношений  и занимала несколько процентов  ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ  и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п.. В настоящее время ее удельный вес, по оценкам экономистов, достигает 20 – 30%, а то и 40% ВВП. Она  срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней  в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     По  данным опроса руководителей предприятий  и организаций, 38,3% из них в прошлом (2006 г.) регулярно или периодически занимались выпуском "левой" продукции, 57,6% – постоянно или достаточно часто нанимают работников без официального оформления. На частных предприятиях практика нелегального труда наблюдается чаще, чем государственных. Проникновение теневой экономики в разные отрасли народного хозяйства показывают такие примеры. В декабре 2006 г. (только за один месяц) осуществляли на теневом рынке пошив и ремонт одежды 19,9% опрошенного населения, ремонт квартир и сантехники – 15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались услугами автосервиса – 10,9%, покупали стройматериалы и заказывали строительные работы – 10,5% и т.д.

     Приведенные факты говорят о величине вклада теневой экономики в удовлетворение массовых потребностей населения. Этот вклад также заслуживает внимательного  учета при разработке мер воздействия  на нее. Учета как в плане насыщения  рынка товарами и услугами, так  и в связи с ценами, ибо теневой  рынок более адекватен нежели официальная экономика платежеспособности населения.

     Четвертая особенность развития ситуации проявляется  в том, что теневая экономика  образует симбиоз с теневой деятельностью  представителей органов власти и  активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах общества. Оценки населения и руководителей  предприятий на этот счет представлены в таблице 4.

     Таблица 4

     Оценки  распространенности неофициальных  платежей представителям органов власти, а также в медицинских и  образовательных учреждениях. (В % от количества опрошенных)

Учреждения, в которых часто оказываются  платные услуги неофициально, минуя  кассу  Население Руководители  предприятий 
Милиция, автоинспекция  45,7 56,4
Учреждения  здравоохранения  45,5 47,0
Учреждения  образования  35,4 31,4
Суды, прокуратура, адвокатура 23,6 30,7
Муниципальные органы власти 13,4 23,4
Учреждения  культурного обслуживания, досуга 7,9 10,2
 

     Данные  таблицы дополняет следующее  распределение ответов. На вопрос "Приходилось ли Вам в прошлом (2006) году выплачивать деньги чиновникам для решения вопросов предпринимательской деятельности?" ответили "Да" 11,7% из числа населения и 33% руководителей предприятий.

     Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что  вряд ли стоит рассчитывать на их самоочищение. Во–первых, в различных структурах государственной службы пустила  глубокие корни чуть ли не отлаженная система поборов; во–вторых, при, в  принципе, самом негативном отношении  общества к поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении  жизненно важных вопросов[4].

     Однако  проблема столь остра, что противодействие  ее разрастанию требует решительных  мер. Бюрократическое вмешательство  в экономику, инициируемое с целью  наживы, глушит легальную экономическую  деятельность, стимулирует развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их распространением. Кроме того, наличие  теневых отношений в системе  государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуре резко  ускоряют процесс утраты правовых и  нравственных ограничителей в обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно осуждали "левую" работу в рабочее время 71% опрошенного населения, в настоящее  время – только 28,2%. Раньше торговлю вне магазинов считали зазорной 85%, ныне – 42,2% населения и т. д.

     Самопроизвольное  оздоровление общественной морали и  правового сознания маловероятно. Лобовые  призывы к населению от имени  налогового ведомства типа "Уплати налоги и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию. По данным опроса, только 23,5% руководителей предприятий  видят реальную опасность быть уличенными в уклонении от налогов; считают допустимым не платить налоги с доходов от индивидуальной трудовой деятельности 64,3% населения.

     В то же время в обществе имеются  социально–психологические предпосылки  восстановления нравственных ограничителей  и правовых табу, так как в массовом сознании нарастает недовольство процессами морального упадка и даже демонстративной  вседозволенности. Например, 73,9% опрошенного  населения считают совершенно недопустимым уклонение от уплаты налогов и  финансовые махинации в крупном  бизнесе. Вызывает большое раздражение  у многих людей, особенно у руководителей  предприятий, вымогательство денег  в медицинских учреждениях и  учебных заведениях, в дорожно–патрульной службе и криминальной милиции, в  судах и прокуратуре, в целом  в органах власти. В массовом сознании растет понимание того, что теневая  экономика наносит обществу больше вреда, чем пользы. Об этом свидетельствуют  сопоставимые материалы опросов, проведенных в мае 1996 г. и в феврале 2007 г. И это представляет собой хороший ресурс, а также опору для реализации новой государственной политики, направленной на развитие экономики и оздоровления российского общества в целом[4].

Таблица 5

     Распределение мнений о влиянии теневой экономики  на общество 
(В % от количества опрошенных)

Ответы  на вопрос "Как Вы считаете, в целом  неофициальная (теневая) экономическая  деятельность приносит обществу больше пользы или вреда?" 2007 1996
Больше  пользы 2,1 21,0
И пользу, и вред в равной мере 26,7 49,5
Больше  вреда 49,0 13,5
Затруднились  ответить 22,2 16,0

     Несмотря  на то, что в 2007 г. в сравнении с 1996 г. в оценках теневой экономики утратила значение ориентира идеологическая сторона, вектор распределения мнений о ней изменился от положительного полюса к отрицательному. Среди руководителей предприятий, опрошенных в феврале 2007 г., примерно такое же распределение мнений: ответили, что от теневой экономики больше пользы 2,7%, и польза, и вред – 29,5%, больше вреда – 54,9%, затруднились ответить – 12,9%[1].

     Такое массовое настроение в принципе является благоприятной основой для инициатив  высших эшелонов государственной власти по оздоровлению экономических отношений  и упорядочению системы их регулирования.

2.3 Платежи населения  за различные виды теневых работ и услуг

     Достоверные данные о денежном обороте в некриминальных формах теневой экономики, конечно  же, представляют интерес с фискальной точки зрения. Но еще более важны  они для реализации дифференцированного  подхода в экономической политике по отношению к тем областям теневой  деятельности, в которых особенно велик оборот финансовых средств.

     Статистические  и иные органы определяют масштабы теневого денежного оборота в  основном по косвенным показателям  из–за отсутствия или недостоверности  первичных данных о финансовых потоках. В проведенном социологическом  исследовании получены, на наш взгляд, относительно верные сведения о платежах населения за различные услуги в  теневой экономике. Причем не было особых затруднений при проведении той  части интервью, в которой респондентам предлагалось назвать реальные суммы  денежных выплат помимо касс. Возможные  погрешности полученных данных связаны  главным образом с тем, что  некоторые люди по забывчивости –  и в кавычках, и действительно  по таковой – не указывали часть расходов из семейных бюджетов, хотя в целях достижения точности требовалось обозначить денежные траты только за один месяц, близкий к дате проведения опроса.

Информация о работе Роль, особенности и последствия теневой экономики в России