Роль России во внешнеторговых отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:28, реферат

Описание работы

Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающихся из внешней торговли всех стран мира. Одной из таких стран является Российская Федерация. Внешнеторговые связи играют все более важную роль в развитии экономики России. Они, являясь производной всего хозяйственного комплекса страны, непосредственно влияют на него. Роль внешнеторгового сектора для экономики во многом определяется ориентацией производства важнейших отраслей промышленности на внешний рынок. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния граждан.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………...…3
II. Место и роль России в мировой экономике…………………………………...…..4
III. Структура внешней торговли России………………………………………...….…5
1. Структура экспорта …………………………………………………..….5
2. Структура импорта…………………………………………………..…...7
IV. Направления внешней торговли России………………………………………..…9
V. Динамика внешней торговли России………………………………………….…..11
1. Общие сведения …………………………………………………….…..11
2. Динамика экспорта ……………………………………………………..12
3. Динамика импорта………………………………………………………18
VI. Перспективы международной коммерческой деятельности России……………………………………………………………………………………..20
VII. Россия и Всемирная Торговая Организация……………………………………..24
VIII. Заключение………………………………………………………………………...26
IX. Литература…………………………………...………………………………….…27

Работа содержит 1 файл

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

      В современных условиях аутсорсинг становится выгодным по ряду причин: ведет к сокращению издержек производства, позволяет компаниям сосредоточить усилия на выполнении основных функций; дает возможность получить доступ к лучшим мировым производственным технологиям, высвобождает внутренние ресурсы для других целей; дает возможность использовать чужое необходимое оборудование и знания персонала партнеров; создает условия для получения преимуществ от перестройки производства и привлечения сторонних специалистов; сокращает влияние «неуправляемых» факторов, например, такого, как нехватка комплектующих для основного производства; обеспечивает «высвобождение» основных фондов для реализации целей компании; помогает уменьшить риски за счет их разделения с партнерами; дает дополнительный доступ к финансам.

      Российские  фирмы расширяют свое участие  в аутсорсингговых проектах, выступая и в роли заказчиков, и в роли исполнителей заказов. Российские фирмы свои усилия в аутсорсинговых операциях сосредоточивают на выпуске готовых изделий и разработке информационных технологий.

      В связи с тем, что в начале XXI века в мировой атомной отрасли началось активное оживление, Россия может укрепить свое положение в экспорте ядерных товаров и услуг.

      В настоящее время Россия занимает 1-е место по строительству атомных энергоблоков (она строит 5 атомных энергоблоков), контролирует 49% мирового рынка по обогащению урана и около 20% поставок ядерного топлива. Перспективным является рынок модернизации и реконструкции атомных электростанций (АЭС), ранее построенных при техническом содействии российских организаций, он оценивается в 2 млрд.. долл.

      Обладая ценовым преимуществом в тендерах на строительство АЭС, Россия может в ближайшем десятилетии участвовать в программах строительства АЭС в Китае, Индии, Иране.

      Хорошие перспективы Россия может иметь  на растущем мировом рынке наноматериалов и наноустройств. В настоящее время его объем оценивается в 2 млрд.евро, а к 2010 г., по прогнозу экспертов Еврокомиссии, он составит 100 млрд.евро. По оценке Национального научного фонда США, мировой объем продаж продуктов, базирующихся на нанотехнологиях, к 2008 г. достигнет 700 млрд.. долл. Российские компании имеют сильные позиции в наноприборостроении

      В последние годы в России растет экспорт  наукоемких услуг. Он вырос почти  в 2 раза. Основные статьи в экспорте наукоемких услуг – услуги в области  архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях (на них приходилось 40,6% экспорта наукоемких услуг в 2004 г.), телекоммуникационные - 19,7%, услуги в области исследований и разработок -15,2%.

      В 2004 г. по сравнению с 2003 г. в 2 раза увеличился российский экспорт услуг космического транспорта. Россия, запустив в космос 23 аппарата, вернула себе лидерство на рынке пусковых услуг. Россия обладает лучшими в мире ракетными двигателями. Российские ракетоносители - тяжелые («Протон-М» и «Ангара»), среднего класса («Союз-2»), легкие («Рокот» и «Стрела») - конкурентоспособны. В целом российские средства выведения обладают хорошими возможностями по запуску космических аппаратов, в частности, по точности выведения, по массе выводимой полезной нагрузки, условиям обслуживания и другим параметрам. Ежегодные обороты рынка коммерческих космических запусков оцениваются в 2 млрд.. долл., а в 2006-2015 гг. прогнозируются на уровне 3,5-4 млрд.. долл.

       У России доля на мировом рынке в  настоящее время составляет 11%, она может ее увеличить, но для этого потребуются крупные инвестиции в обновление систем и агрегатов наземных комплексов и инфраструктуры космодромов, на ввод в коммерческую эксплуатацию ракет-носителей нового поколения.

      Так как собственных финансовых ресурсов у отечественной ракетно-космической отрасли для эффективного решения стоящих задач не хватает, то Россия налаживает партнерство с рядом стран. Ею заключены контракты о совместном освоении космического пространства с Бразилией, Индией, Францией.

      Конкуренция на мировом рынке пусковых услуг  к 2010 г. обострится в связи с тем, что количество ракет-носителей  в четыре раза превышает спрос. Поэтому  необходима еще более тесная кооперация с зарубежными партнерами на мировом рынке космических услуг.

      Перспективными  для России является по оценкам экспертов  экспорт компьютерных и информационных услуг. Россия конкурентоспособна на этом рынке, особенно в области разработки программного обеспечения. Наши фирмы  имеют  низкие затраты на разработку программного обеспечения и научно-исследовательский персонал очень высокой квалификации.

      По  оценкам аналитиков, в ближайшие  годы Россия будет серьезным участником глобального рынка IT-аутсорсинга. Этому будет способствовать политика усиления господдержки фирм, действующих в сфере информационных технологий через создание технопарков, предоставление налоговых льгот.

      По  абсолютным объемам экспорта объектов промышленной собственности (патентов на изобретения, патентных лицензий, товарных знаков) Россия в 277 раз уступала США, в 71 раз - Японии, в 24,5 раза - Германии. Низкие доходы от экспорта объектов промышленной собственности, содержащих изобретения и ноу-хау, объясняются слабой патентной работой, недооцененностью российской интеллектуальной собственности.

      Россия  участвует и в торговле технологиями, к которым федеральная служба государственной статистики относит объекты промышленной собственности, научно-технические разработки, инжиниринговые услуги. Число экспортных соглашений выросло в 2004 г. по сравнению с 1998 г. в 4,2 раза (с 401 до 1688), импортных - более чем в 11 раз (со 100 до 1112).

      В 1998 - 2004 гг. 2/3 сделок по экспорту технологий совершено в сфере науки и научного обслуживания, а 3/4 импортированных технологий Россия получала из отраслей материального производства развитых стран. То есть Россия поставляет на мировой рынок технологий в значительной степени технологическое «сырье». 

      Следует отметить, что Россия, поставляя  на мировой рынок результаты научных  исследований, не доведенных до промышленного  этапа, и закупая за рубежом в основном дорогостоящие готовые для использования технологии и услуги по монтажу оборудования, его техническому обслуживанию, тем самым стимулирует научно-технический прогресс в зарубежных странах и несет экономические потери от продаж технологического «сырья». В настоящее время разработку и внедрение инноваций в России ведут примерно 10% предприятий (в развитых странах -25-30%), доля высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляет 3-4,5%.

      Для преодоления отставания в области научно-технического прогресса и продвижения в развитии инновационных процессов, как свидетельствует опыт развитых стран, необходимо объединение усилий государства, крупных корпораций и ученых. Такое объединение нужно для выработки национальной инновационной стратегии и разработки мер по ее реализации и совершенствованию.

      Для создания национальной инновационной  системы в России ведется определенная работа. В «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» намечены мероприятия для осуществления на ближайшее время.

      Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» поощряет деятельность отраслей обрабатывающей промышленности в целом и в первую очередь высокотехнологичных отраслей, производств новых видов продукции. Законом учреждается два типа Особых экономических зон (ОЭЗ): промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Технико-внедренческие зоны учреждаются для деятельности по созданию и внедрению (реализации) в производство научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

      Создание  технико-внедренческих зон, технопарков  позволит объединить усилия научных учреждений (университетов, научно-исследовательских институтов), внедренческих организаций и промышленных компаний, улучшить материально-техническую базу НИОКР, степень рыночной готовности продуктов и технологий. 

 

  1. РОССИЯ  И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
 

Что представляет собой  всемирная торговая организация?

      Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой один из наиболее крупных международных институтов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность вообще и международную торговлю в частности. Прежнее название ВТО – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Членами ВТО являются более 140 стран и еще около 30 государств, включая Россию, претендуют на место в этой организации. Большой авторитет и популярность ВТО в мировом экономическом сообществе связаны прежде всего с практической выгодой от участия в деятельности этого международного объединения, обеспечением для стран-участниц благоприятных условий осуществления международной торговли и других, связанных с ней видов деятельности, что является важным фактором экономического развития для большинства стран мира.

Каковы  условия вступления страны в ВТО?

      Формально, вступление в члены ВТО доступно любому государству, способному и желающему придерживаться ряда принципов и соблюдающему определенные договоренности. Такого рода договоренности (их число не превышает 20) охватывают комплекс проблем, связанных с организацией внешнеэкономической деятельности (включая не только международную торговлю, но и инвестиции в нее), уровнем таможенных тарифов, преференциями, антидемпинговыми мерами, степенью участия государства в ценообразовании, страховым и банковским делом, охраной интеллектуальной собственности и др. Особенностью условий вступления в ВТО является необходимость достижения консенсуса стран-участниц при принятии решения о вхождении каждой новой страны в эту организацию.

Когда начался процесс  вступления России в  ВТО и почему этот процесс затянулся?

      О желании присоединиться к ВТО (тогда  ГАТТ) высказалось еще Правительство  СССР, а впоследствии официальное  заявление о намерении вступить в эту организацию направило Правительство РФ в 1995г. С этого времени начались переговоры между Правительством РФ, с одной стороны, и Генеральным советом ВТО - с другой. В ходе переговоров к 2000 г., в частности, был достигнут консенсус о соответствии (в принципе) российского законодательства стандартам международной торговли. После этого начался второй этап переговорного процесса - период конкретизации условий вступления России в ВТО. Большой объем разнообразных требований с обеих сторон служит существенным барьером для присоединения России к этой организации.

      Затяжной  процесс вступления России в ВТО  объясняется многими причинами. Это прежде всего претензии стран - участниц ВТО к России по поводу несовершенства и нестабильности российской налоговой и таможенной политики, а также слабости и малой эффективности российской банковской системы, высокие риски из-за коррупции и криминогенной обстановки в отдельных регионах страны. Кроме того, по мнению многих членов ВТО (главным образом конкурентов России на мировом рынке), ряд секторов российской экономики (например, банковское и страховое дело) не отвечают уровню международных стандартов, необходима большая работа не только по приведению российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО, но и по приведению в соответствие с последними всех правовых документов субъектов Федерации.

Каковы  наиболее существенные положительные последствия  для России от вступления в ВТО?

      Наиболее  существенными положительными последствиями  от вступления России в ВТО могут явиться:

1) легитимный  выход России на мировое рыночное  пространство с получением права  режима наибольшего благоприятствования  и защиты российских экспортеров  и импортеров от дискриминационных  налогов и таможенных сборов; получение права свободы товарных транзитов, гарантий безопасности и страхования собственности российских предпринимателей на территории всех стран ВТО;

2) переход на  международные правовые нормы  и стандарты, что облегчит проведение правовых и таможенных процедур (в том числе урегулирование хозяйственных и торговых споров);

3) укрепление  не только экономического, но  и социально-политического сотрудничества  со странами — участницами  ВТО; 

4) создание более  благоприятных условий для увеличения  объема экспорта и поступлений  от него;

5) повышение  роли рынка в регулировании  внутренних хозяйственных отношений  и, как следствие, снижение  уровня бюрократизации и коррупции;

6)усиление конкуренции  на внутреннем рынке и, как  следствие, повышение качества  российских товаров и снижение внутренних цен;

7) увеличение  объема иностранных инвестиции и обусловленный этим в перспективе рост занятости; экономический бум, рост ВВП и реальных доходов населения;

8) получение реальной возможности для защиты прав интеллектуальной собственности российских граждан за рубежом.

Информация о работе Роль России во внешнеторговых отношениях