Российско-германские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Германия и Россия прочно вошли в круг главных акторов на европейском международном пространстве в XIX в. Они оказали существенное влияние на формирование Европы и на ее историю и пережили в своих отношениях взлеты взаимовыгодного сотрудничества и тяжелые падения в периоды конфронтации. Чтобы лучше понять сущность и политическую подоплеку взаимоотношений между этими странами, надо выяснить какие главные факторы определяли и определяют их взаимоотношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Глава I Экономическое сотрудничество России и Германии………………….5
Глава II Отношения Германии и России в европейском контексте………….21
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Российско-германские отношения.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Что касается пространства внешней безопасности, то вследствие иракской войны сложились контуры  неформального сообщества интересов Германии-Франции-России. Сообщество интересов служит его участникам механизмом для консультаций по волнующим стороны вопросам политики и безопасности. Ключевые понятия здесь следующие: эффективный мультилатерализм в действенной системе международных правил и институтов, ядро которой составляет ООН: ненасильственное решение конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в высшей степени взрывоопасном регионе по соседству с Россией и ЕС; поддержка Москвой стремления членов ЕС – Германии, Франции, Великобритании убедить Иран отказаться от производства материалов, пригодных для создания ядерного оружия. В этом контексте Россия оказала содействие миссии бундесвера в Афганистане, предоставив Германии права воздушного и наземного транзита через свою территорию. Германия, в свою очередь, выступает за то, чтобы активнее привлекать Россию к участию в Европейской политике безопасности и обороны и проводимых ЕС операциях по преодолению кризисов, в частности, мерах по разрешению «замороженных конфликтов» в Молдавии и на Кавказе. Наконец, не следует забывать о материальном и технологическом участии Германии в уничтожении огромных российских арсеналов химического оружия и утилизации устаревших атомных подолдок Северного морского флота РФ.

Таким образом, не в последнюю очередь благодаря импульсам из Берлина, до весны 2004г. удалось найти решение ряда вопросов в различных областях отношений России и ЕС – несмотря на усиливающиеся расхождения, касающиеся ценностей и принципов.26 Особо следует упомянуть в целом положительное урегулирование проблемы калининградского транзита, согласие ЕС на вступление России в ВТО, ратификацию Москвой Киотского протокола и договоренности о присоединении 10 новых членов ЕС к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Эта фаза успешного практического сотрудничества может быть прервана в связи с событиями, развернувшимися в Украине.

Вопреки нередко  высказываемому в России мнению, Германия и Европейский союз не стремятся  к поглощению Украины по принципу «Меры с нулевой суммой».Об этом свидетельствует то, что они долго не вмешивались в конфликт и не открывают перед этой страной конкретной перспективы вступления в ЕС. С этой точки зрения ЕС совершенно нетипичный империалистпоступающий прямо противоположно стереотипам. Его продолжающаяся экспансия, подчеркивают многие наблюдатели, коренится не в стремлении его руководства к территориальному расширению, а в его привлекательности для соседей. В действительности события на Украине были не геополитическим конфликтом между Россией и ЕС, а борьбой двух моделей развития самой Украины – вступления на путь демократии и реформ с одной стороны, или сохранение полуавторитарной модели коррумпированной и исчерпавшей себя клановой экономики – с другой. Именно первый вариант в критический момент получил и продолжает получать поддержку в частности от Германии. Это подчеркнуто в принятой Берлином в феврале 2005г. специальной межведомственной концепции поддержки реформ на Украине27. В контексте плана действий ЕС, помимо прочего, эта концепция включает в себя: предоставление консультаций в области государственного управления и права; экономическое сотрудничество; оказание помощи структурным реформам для выравнивания условий жизни на Востоке и Западе Украины; содействие развитию гражданского общества, а также сотрудничество в сфере образования.

После смены  режимов в Грузии, на Украине, в  Киргизии, в России начали усиленно распространяться теории заговора и  страхи оказаться во враждебном окружении. Хотя необходимо отметить, что и  в России многие объясняют революционные  движения на постсоветском пространстве не западной диверсии, а провалом политики местных авторитарных, коррумпированных и популярных правительств. Высказывается также мнение, что Москве следует расширять контакты с обществом и элитами этих стран и при этом привлекать к диалогу те силы, которые часто благодаря своим демократическим концепциям пользуются у населения большим доверием, чем поддерживаемые Кремлем правительства. Этот подход, который близок европейской и, в частности, немецкой точке зрения, к сожалению, не разделяет российская правящая элита, рассматривающая установление демократических систем на постсоветском пространстве скорее как угрозу для себя, чем шанс. С ее точки зрения, такие тесно сотрудничающие с ЕС организации, как ОБСЕ и Совет Европы, своим односторонним наблюдением за выборами и критикой системы сознательно дестабилизируют положение и ослабляют  российское влияние на постсоветском пространстве. Поэтому Москва говорит о глубоком кризисе идентичности ОБСЕ, нуждающейся в серьезной реформе, которая перенесла бы  центр тяжести с гражданских прав на политику безопасности и экономику.

Вместе с большинством стран, входящих в ОБСЕ, Германия не возражает против усиления внимания к обоим этим аспектам. В то же время Берлин считает необходимым  сохранить значение ОБСЕ и Совета Европы как инструментов реализации демократии и правового государства.

 

Заключение 

Здесь был рассмотрен ряд важных аспектов германо-российских отношений. К ним относятся и  проявление различных культур исторической памяти, также упомянуты достаточно тесные общественные и культурные связи. Сюда же относится деятельность по урегулированию «замороженных конфликтов» в тех регионах, которые являются «новыми соседями» для ЕС и «ближним зарубежьем» для России. Партнеры по московскому саммиту достигли взаимопонимания и урегулирования конфликтов граничащих с ЕС и Россией регионах.

Двойственность  позиции Москвы вызвала в Германии известные сомнения. Во-первых, высказанная  Путиным в Гамбурге готовность к  политизации и интернационализации  чеченского конфликта – получившая в Германии широкий положительный отклик инициатива президента, которая, однако, быстро сошла на нет. Во-вторых, согласие, данное российским президентом в Ганновере фирме «Сименс» на приобретение контрольного пакета акций петербургского предприятия по производству турбин «Силовые машины», - обещание на которое Москва наложила вскоре вето.

Устойчивое стратегическое партнерство с Россией возможно лишь в том случае, если оно основывается на общих основных ценностях и  взаимном доверии, не боится открытого диалога по спорным темам и свободно с российской стороны от теорий  западного заговора против России.

На этом фоне отношений Германии с Россией  отношения в рамках ЕС будут, очевидно, определяться прагматизмом и новым  реализмом. Европейские ценности как основа устойчивого партнерства будут и дальше играть важнейшую роль с учетом обязательств, принятых на себя РФ относительно норм и принципов ОБСЕ, Совета Европы и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Таким образом, Германия и при новом руководстве, исходя из конструктивно-критической позиции, как на двустороннем уровне, так и в контексте отношений ЕС – России делает ставку на актуализацию СПС, а также на реализацию местно поставленных задач в четырех пространствах – и как партнер, и, в случае необходимости как оппонент. Это происходит не в последнюю очередь в надежде на то, что европейские ценности постепенно приживутся в России, благодаря ее политической открытости, международным экономическим связям, а также уже упомянутым многочисленным партнерским связям на неправительственном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Библиографический список:

  1. Родина (специальный выпуск): Россия и Германия XX век. – 2002г., №10.
  2. Гётц Р. Германия и Россия: стратегические партнеры? // Россия и современный мир. – 2007г., №2, с. 234-238.
  3. Тиммерман Х. Германо-российские отношения в европейском контексте. // Мировая экономика и Международные отношения. – 2006г., №3, с. 41-48.
  4. Дашичев В.И. Германия и Россия в европейской политике. // Социально-гуманитарные знания. – 2006г., №1, с. 44-68
  5. Дашичев В.И. Германия и Россия: взаимоотношения в разные времена. // Социально-гуманитарные знания. – 2009г, №4, с. 214-235.
  6. Формирование демократической политической системы в современной России и послевоенной Германии: материалы круглого стола. // Полис. – 2004г., №6, с. 102.
  7. Захаров А.Н. Германия в мировой экономике и взаимоотношения с Россией. // Российский внешнеэкономический вестник. – 2007г., №1, с.15-20.
  8. Захаров А.Н. Германия в мировой экономике и взаимоотношения с Россией. (продолжение) // Российский внешнеэкономический вестник. – 2007г., №2, с.56-63.
  9. Зарубин С.В. О региональном сотрудничестве России и Германии в условиях мирового кризиса. //Российский внешнеэкономический вестник. – 2009г., №6, с. 59-61.
  10. Мозиас П.М. Инвестиционное сотрудничество России и Германии. // Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2007г., №1, с.26-32.
  11. Сокольников С. Россия и Германия: стратегическое сотрудничество. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2000г., №10, с.28-33.

Информация о работе Российско-германские отношения