Север - Юг: проблема взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:52, доклад

Описание работы

Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития, в разрезе которой все более и более выделяется разрыв в социально-экономическом развитии и благосостоянии между развитыми странами Запада и странами так называемого "Третьего мира".

Работа содержит 1 файл

СЕВЕР.docx

— 16.51 Кб (Скачать)

СЕВЕР - ЮГ  
проблема взаимоотношений

Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития, в разрезе которой все более  и более выделяется разрыв в социально-экономическом  развитии и благосостоянии между  развитыми странами Запада и странами так называемого "Третьего мира".

Развитые страны характеризуются высоким уровнем  дохода на душу населения. В таких  странах большая часть населения  имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей  части занято высокоспециализированными  видами деятельности.  
Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

Третий мир (развивающиеся  страны) - те страны, которые отстают  в своем развитии от индустриально  развитых стран Запада со свободным  рынком (Первый мир) и индустриально  развитых бывших социалистических стран (Второй мир).  
Сегодня налицо одна тенденция - бедные беднеют, а богатые богатеют. Так называемый, "цивилизованный мир" (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 26 государств - примерно 23% мирового населения) на данный момент потребляют 75% производимой в мире энергии, 79% добываемого топлива, 95% древесины, 72% выплавляемой стали, источником же сырья является как раз "Третий мир", в котором сегодня остро стоят гуманитарные проблемы, в том числе проблема голода.

Проблема взаимоотношений "Первого" и "Третьего" миров  и получила название проблемы "Север - Юг". Касательно нее существует две противоположных концепции: первая утверждает, что причиной отсталости стран бедного "Юга" является так  называемый "Порочный круг бедности", в который они попадают, и за счет чего не могут начать эффективное  развитие. Многие экономисты "Севера", приверженцы этой точки зрения, считают, что в своих бедах виноват  сам "Юг".

Иная концепция  утверждает, что основную ответственность  за нищету стран современного "Третьего мира" несет именно "цивилизованный мир", ибо именно при участии  и под диктовку богатейших стран  мира происходил процесс формирования современной экономической системы, и, естественно, эти страны оказались  в заведомо более выгодном положении, что сегодня позволило им сформировать так называемый "золотой миллиард", погрузив в пучину бедности все остальное  человечество, нещадно эксплуатируя как минеральные, так и трудовые ресурсы стран, благодаря распространению колониализма и неоколониализма.

Низкий душевой  доход в бедных странах ограничивает возможность сбережений и накопления. В результате сохраняется низкая производительность труда и низкие доходы. К тому же быстрый рост населения  может сразу поглотить увеличение дохода на душу населения и таким  образом свести на нет возможность  выхода из “порочного круга бедности”.

Так же существую  и проблемы с образованием.  
Приведём пример из стран арабского мира, где помимо богатых стран, существуют и бедные.

Количество арабов, проучившихся 4 года или большее  количество лет в высших учебных заведениях, достигло приблизительно 2% от населения в 1996 году. Это составляет 8% от работоспособного населения всех арабских государств. Число университетов в арабских странах достигло 175 в 1995 году. Правительства арабских государств учредили около 360 учреждений в сфере образования в 1991. Однако большое количество арабских ученых вынуждено защищаться за границей из-за отсутствия развитой научной базы. Количество арабских студентов, проходящих обучение за границей, по некоторым данным достигает 250 тысяч. "Утечка мозгов" в страны Общего рынка составляет более 500 тыс. чел. за последние 10 лет. В арабском мире уровень расходов на подготовку высококвалифицированных кадров составил 0,2% от ВНП в 1995 году. Для сравнения можно привести данные о том, что в Индии на эти цели ушло 0,7%, в Бразилии - 0,6% и около 3% ВНП в индустриальных странах. Таким образом, происходит неконтролируемый отток пока "невозобновляемых" ресурсов, а именно – профессиональных кадров, которые не находят для себя реализации на родине. И все это происходит в регионе, который был способен достигать наивысших результатов развития в определенные исторические периоды. Речь идет, прежде всего, о Средневековье, о котором принято вспоминать с ностальгией и гордостью в странах данного региона, и которое, как это ни парадоксально, остается пока недостижимой целью для современного Ближнего Востока.

Одна из основных причин этого то, что -

Глобальные средства массовой информации создают крайне негативный образ региона и "обычно сурово критикуют ислам, характеризуя его как религию, в которой  попирается достоинство человека. При этом мусульмане часто представляются ими как террористы, берущие в заложники невинных (в основном иностранцев) с тем, чтобы отомстить за себя"  
Пытаясь противодействовать созданию ложных представлений об исламе, мусульманах и арабском мире в целом, в новых исторических условиях представители интеллектуальной элиты арабского мира высказывают свои точки зрения на процессы, происходящие в современном мире и события, которые не оставляют никого равнодушными. В своих работах они исследуют явление глобализации, проблему взаимоотношения Севера и Юга на современном этапе и роль арабских государств как часть данной проблемы.

В своей работе "Современные арабские взгляды  на глобализацию" современный арабский мыслитель Мухаммад Абид Аль-Джабри, получивший в 1999 году премию, присуждаемую странами Магриба, за выдающийся вклад в арабское и общечеловеческое культурное наследие, приравнивает глобализацию к американизации или к универсальному распространению американских идей и ценностей. Философ задается вопросом: "Является ли глобализация другой формой колониализма? Правильно ли говорить о том, что это последняя стадия нового капитализма, вызванного информационной революцией и достижениями в областях технологии и средств массовой коммуникации? Другими словами, является ли глобализация эквивалентом пост колониализма, то есть новой формой колониализма?"

На последней, 64 сессии ООН, президент Ирана – Махмуд Ахмадинежад сказал что:  
..."маленькое меньшинство" управляет политикой, экономикой и культурой почти всего мира. И обвинил Запад в лицемерии, уличив его в нарушении основных принципов демократии. "Эпоха оголтелого мирового капитализма близка к завершению, и его постигнет та же участь, что и марксизм", - констатировал Ахмадинежад.

Так-же он обвинил США в вооруженном вмешательстве в дела других государств под предлогом борьбы с терроризмом или незаконной торговлей наркотиками, приведя в качестве примера ситуацию в Ираке и Афганистане. По его словам, в результате этих действий "незаконное производство наркотиков умножилось, масштабы терроризма расширились, убиты тысячи людей, уничтожена инфраструктура, серьезно пострадала региональная безопасность". "Те же, кто создал нынешнюю катастрофическую ситуацию, продолжают возлагать вину за это на других", - сказал он.

Можно сделать  вывод, что в сложившейся проблеме есть вина всех его участников –  СЕВЕРА и Юга. И только общими усилиями её можно решить или хотя-бы ослабить. Северу поменять своё предвзятое отношение к югу, изменять политику, а югу – больше развивать социальные сферы и стремиться к политической стабильности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анастасьев  Валентин

10 «б» класс 

ЛИТ ДВГУ

Информация о работе Север - Юг: проблема взаимоотношений