Шенгенское соглашение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Для пересечения границ от иностранцев все чаще стали требовать специальное разрешение – визу, получить которую вместе с прочими необходимыми документами обычно стоит немалого времени, денежных средств и даже психологической устойчивости, выдержки и самообладания перед лицом неизбежных бюрократических процедур.
Однако со второй половины XX века, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, переходящих теперь в глобализацию, постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы начинают “открываться”, сначала немного, затем все больше. Наивысшей точки своего развития он достиг в Европе, в рамках организации Европейский союз.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
Шенгенское соглашение: история развития, сущность и его значение…………….………………………………………………………..…….5
2. Шенгенская виза: понятие, виды, условия и порядок предоставления……………….………………………………………...………..11
3. Лиссабонский договор….……………….……………………..…………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…...…...…23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

реферат по ЕП.docx

— 157.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

  1. Шенгенское соглашение: история развития, сущность и его значение…………….………………………………………………………..…….5 

2. Шенгенская виза: понятие, виды, условия и порядок  предоставления……………….………………………………………...………..11

3.       Лиссабонский договор….……………….……………………..…………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…...…...…23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...24

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...………..…25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Каждое  государство имеет собственную  территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и  территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль – усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран. 

     Для пересечения границ от иностранцев  все чаще стали требовать специальное  разрешение – визу, получить которую  вместе с прочими необходимыми документами  обычно стоит немалого времени, денежных средств и даже психологической  устойчивости, выдержки и самообладания  перед лицом неизбежных бюрократических  процедур.  
Однако со второй половины XX века, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, переходящих теперь в глобализацию, постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы начинают “открываться”, сначала немного, затем все больше. Наивысшей точки своего развития он достиг в Европе, в рамках организации Европейский союз.

     Один  из результатов этого процесса – появление единой визы, открывающей перед своим обладателем двери целой совокупности больших и малых европейских стран, границы между которыми теперь открыты для свободного передвижения как собственных граждан, так и иностранцев.  
О существовании так называемой “Шенгенской визы”, владелец которой может на законных основаниях путешествовать по территории не одного единственного государства, а целой “Шенгенской зоны”, известно не понаслышке многим российским гражданам. Немало россиян уже были или желают стать обладателями соответствующего штампа в своем заграничном паспорте. Многие также на собственном опыте убедились, что преодолеть этот визовый барьер сейчас труднее и дороже, чем раньше получать национальные визы. 

     Разумеется, субъективное восприятие “Шенгенского процесса” может быть самым различным, от восторженных оценок до крайне негативных. Но чтобы эти оценки соответствовали  объективным критериям, нужно прежде всего уяснить правила, юридические  нормы, которым подчиняется данный процесс. Зная их, можно лучше использовать преимущества, которые сулит российским гражданам “Шенгенской зона”  и “Шенгенская виза”, а вместе с тем избежать многих трудностей и проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Шенгенское соглашение: история развития, сущность и его значение 

     14 июня 1985 года Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали Шенгенское соглашение. Целью соглашения была постепенная ликвидация на внутренних границах между странами – участниками всех форм контроля.       В процессе обсуждения деталей, каким образом проводить отмену пограничного контроля, стало очевидным, что необходимо дополнительное соглашение, определяющее условия этого процесса. Границы могут быть ликвидированы лишь в том случае, если достигнуто соответствующее взаимодействие сторон в таких вопросах, как безопасность, полиция, юстиция, вопросы предоставления убежища и виз.

     Второе  соглашение, которое называется Конвенция  по выполнению Шенгенского соглашения, было подписано 19 июня 1990 года. Другие страны также подписали Конвенцию, однако это не означало, что они  немедленно начнут её выполнять.  Шенгенское соглашение вступило в действие 26 марта 1995 года. К этому времени к соглашению присоединилась Испания и Португалия.

     До 1999 года «Шенгенское движение» не был частью процесса развития ЕС, а  было параллельным движением в сторону  интеграции. Однако в 1999 году страны –  члены Европейского Союза приняли  решение, что Шенгенские правила  должны быть приняты ЕС, так как  почти все страны – члены ЕС стали также членами Шенгенского  союза. 

     С 25 марта 2001 года, когда 5 скандинавских  государств вошли в Шенгенскую зону, Конвенция начала выполняться странами Скандинавского паспортного союза. Это означало, что все страны Евросоюза, за исключением Великобритании и Ирландии, а также две страны, не являющиеся членами ЕС, Норвегия и Исландия, ликвидируют все формы пограничного контроля на своих общих границах. Последней к странам шенгенского соглашения до 2011 года присоединилась Швейцария. На сегодняшний день шенгенские страны – это двадцать пять европейских стран (см. Приложение 1).

     Значение и сущность Шенгенских соглашений. 

     Все 142 статьи Шенгенской Конвенции обязательны для подписавших Конвенцию стран с момента её вступления в силу для этих стран. Тем временем текст Шенгенской Конвенции стал частью законодательства ЕС, и в ней появилось много новых правил. Все страны – члены ЕС должны уважать эти законодательные акты. Это, безусловно, будет касаться и стран – кандидатов на вступление в ЕС в рамках переговорного процесса о расширении. 

     Вместе  с тем, между странами – членами  Шенгенского соглашения может быть временно установлен пограничный контроль, если какое-то государство Евросоюза опасается, что свободное пересечение границ может создать проблемы. В таком случае страна – член ЕС должна проинформировать другие страны и обратиться с просьбой о введении на определённый срок пограничного контроля.

     Условия для вступления в Шенгенскую зону.

     Вступление  в Шенгенскую зону не только политическое решение. Страны должны также выполнять ряд предварительных условий, быть подготовленными и иметь возможность:

     – взять на себя ответственность за контроль внешних границ от имени других государств, а также выдавать единые Шенгенские визы;

     – эффективно сотрудничать с правоохранительными органами в других государств Шенгенской зоны для того, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности;

     – применять общий набор правил, такие как элементы управления сухопутными, морскими и воздушными границами (в аэропортах), выдача виз, сотрудничество полиции и защита персональных данных;

     – подключать и использовать SIS (the Schengen Information System –Единая информационная система Шенгенской зоны).

     Страны  кандидат получает "Шенгенскую оценку" при вступлении в Шенгенскую зону, которая может корректироваться в дальнейшем.

     Свобода и безопасность передвижения.

     Шенгенский кодекс о границах предоставляет ЕС единый набор общих правил, которые регулируют внешние процедуры пограничного контроля, требования при въезде и продолжительность пребывания в Шенгенской зоне. ЕС стремится сделать их более эффективными и более прозрачными. Кроме того, с помощью Шенгенского кодекса о границах ЕС согласовал условия и порядок выдачи краткосрочных виз (т.е. визы для пребывания, не превышающий трех месяцев). Создан список стран (Регламент (EC) № 539/2001), граждане которых должны иметь визы при въезде в ЕС, а также перечень стран, для которых это требование отменено (долгосрочных виз и видов на жительство более трех месяцев продолжают быть предметом внутригосударственных условий).

     Был создан режим пересечения границ  для жителей пограничных районов, которым часто приходится пересекать внешние границы Союза. Это дает возможность ЕС заключить двусторонние соглашения с соседними странами, не входящими в ЕС. Так жители приграничных районов могут перемещаться через границу без шенгенской визы и, следовательно, без каких-либо препятствий для торговли, социального и культурного обмена в соответствующем регионе.

     ЕС  в настоящее время оценивает  возможности в создании  программы «Путешественник» для дальнейшего облегчения возможности передвижения, не принося ущерб безопасности. Программа предполагает упрощенные, автоматизированные процедуры пограничного контроля в соответствии с определенными критериями.

     Все государства несут затраты на защиту своих внешних границ в интересах всего Шенгенского пространства. Для некоторых государств, расположенных на внешних границах Союза, моет быть окозана значительная поддержка.  Фонд внешних границ ЕС организует взаимодействие шенгенских государств, поддерживая страны с тяжелым финансовым бременем при реализации общих стандартов пограничного контроля.

     Оперативное сотрудничество координирует Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах («Фронтекс»). Оно управляет специальным отрядом пограничников – Пограничная команда быстрого реагирования (RABITs), которая может быть использована в экстренных случаях. Оно также координирует совместные операции, которые могут быть развернуты для оказания помощи ЕС в области управления миграционными потоками на своих внешних границах.

     В настоящее время в ЕС ведут работу по созданию новых способов обмена информацией и механизма взаимодействия (Европейская пограничная система видеонаблюдения). Эта система обеспечит контроль за расположенными в восточной и южной части внешними границами, поможет в борьбе с трансграничной преступностью, предотвратит несанкционированное пересечение границ и снизит гибель мигрантов в море.

     Существует  целый ряд механизмов обмена информацией  между странами европейского сотрудничества в области управления границами. В последние годы ЕС применяет новые технологии и создаёт крупномасштабные IT-системы.  Они позволяют европейским властям по всей Шенгенской зоне совместно использовать данные, необходимые для выполнения своих задач.

     Государства, образующие Шенгенскую зону, имеют общую внешнюю границу, они проводят одинаковую политику в отношении въезда на их территорию граждан третьих стран. 

     Во-первых, все они выдают визу единого образца  на срок до трёх месяцев в течение  шестимесячного периода. 

     Во-вторых, страны Шенгенского соглашения согласовали  единый список стран, граждане которых  должны иметь визу при въезде в  Шенгенскую зону. Таких стран около 130, включая Россию. 

     В-третьих, страны Шенгенского соглашения согласовали  список стран, гражданам которых  не надо иметь визу для въезда на их территорию. Так обстоит дело с Соединёнными Штатами. Но если американский гражданин хочет поехать в  Шенгенскую зону более чем на три  месяца в течение шестимесячного периода, ему также нужна будет  виза.

     Шенгенское соглашение об отмене контроля на внутренних границах союза в то же время ужесточает контроль на внешних границах, в соответствии с единым набором правил. Эти правила охватывают несколько областей:

     – общий набор правил, применяемых к людям, пересекающих внешние границы ЕС, в том числе наличие специальных виз;

     – согласование условий предоставления визы для краткосрочного пребывания (до трех месяцев);

     – расширение сотрудничества полиции (включая права трансграничного наблюдения и преследования по горячим следам);

     – судебное сотрудничество за счет ускоренной системы экстрадиции и исполнения судебных решений;

     – создание и развитие Единая информационная система Шенгенской зоны (SIS).

     Так как государства, образующие Шенгенскую зону, имеют общую внешнюю границу, они проводят одинаковую политику в отношении въезда на их территорию граждан третьих стран. 

     Во-первых, все они выдают визу единого образца  на срок до трёх месяцев в течение  шестимесячного периода. 

     Во-вторых, страны Шенгенского соглашения согласовали единый список стран, граждане которых должны иметь визу при въезде в Шенгенскую зону. Таких стран около 130, включая Россию. 

     В-третьих, страны Шенгенского соглашения согласовали список стран, гражданам которых не надо иметь визу для въезда на их территорию. Так обстоит дело с Соединёнными Штатами. Но если американский гражданин хочет поехать в Шенгенскую зону более чем на три месяца в течение шестимесячного периода, ему также нужна будет виза.

Информация о работе Шенгенское соглашение