СНГ:цели и проблемы региональной интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:32, реферат

Описание работы

Современный мир — мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики — идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.

Содержание

Введение
1.СНГ:цели организации
2. Альтернативные интеграционные формы
3. Интеграционные процессы в СНГ
4. Региональные объединения на территории СНГ
5. Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружества
6.Анализ возможных последствий распада СНГ
Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 45.59 Кб (Скачать)
 

Введение 

Современный мир — мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики — идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.

Самым большим  прорывом на этом пути поиска новых  форм межгосударственных объединений  стало создание Европейского союза; активизируется также деятельность ряда объединений в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР). Совершенно очевидно, что  Россия не может оставаться в стороне  от этих общемировых процессов, хотя ей необходимо решать собственные масштабные задачи, связанные с реорганизацией ее хозяйства и инфраструктур, а  также с серьезными преобразованиями в общественной жизни. В основе активности Советского Союза на мировой политической арене в 1970—1980-е годы лежали принципы его полной хозяйственной и идеологической независимости, постоянного подтверждения  статуса сильной и великой  державы.

Сегодня активное и эффективное участие России в мировой политике, в мировом  разделении труда, во всемирной торговле строится на иных началах: оно зависит  от эффективности ее работы на уровне межгосударственных и надгосударственных организаций и объединений, от степени  интеграции в них. В мире растет взаимозависимость. Одним нужен доступ на внешние  рынки сбыта, другие испытывают потребность  в рабочей силе, кто-то зависит  от технологий, а кто-то — от импорта  энергоресурсов. И самодостаточность  — это категория, несовместимая  с понятием «прогресс». Россия всегда была одним из субъектов исторического  процесса, и потому она — великая  страна.

Важнейшая задача сейчас — добиться нового качества ее участия в мировых процессах. России необходимо самое разнообразное, многовекторное сотрудничество и взаимодействие с республиками бывшего СССР, с  Европой, США, Китаем и странами АТР. Ведь реальность XXI века состоит в том, что основными игроками и силами на мировой арене становятся не только государства, но и трансграничные структуры и объединения: объединенная Европа, ВТО, транснациональные корпорации, региональные структуры, неправительственные организации наподобие Greenpeace, мировые религии. Их влияние распространяется на всемирные инфраструктуры финансов, коммуникаций и транспорта.

Участие в  многочисленных и разнообразных  системах отношений предоставляет  свободу для маневра и не закрывает  ни одной из возможностей. Вопрос лишь в принципах осуществления такой  разнонаправленной интеграции.

На государства  СНГ приходится порядка четверти объема российской внешней торговли, во многом не потеряны или могут  быть восстановлены кооперационные связи, сохранились близкие контакты между людьми, общие культурные и  социальные традиции. Курс на взаимное экономическое сближение является официальной политикой как России, так и этих государств.

Пространство  СНГ — это сфера стратегических интересов России. В свою очередь, Россия является зоной национальных интересов государств Содружества. Россия заинтересована в экономическом  прогрессе на всем пространстве СНГ, потому что взаимозависимость процессов  развития страны очевидна. Инфраструктура здесь изначально создавалась как  единая. Для многих товаров этих стран рынки соседей были и  остаются практически единственным рынком.

Между тем  процесс формирования общего экономического пространства Россия — СНГ столкнулся с рядом объективных проблем. Прежде всего, не до конца преодолены последствия тяжелого системного кризиса. Он был вызван искусственным разрывом сформировавшихся в советский период хозяйственных связей, который усугублялся  трудностями периода перехода к  рыночной экономике, межнациональными и межэтническими конфликтами.

Рассмотрим  в этой работе более подробно особенности  интеграционных процессов на территории СНГ, их предпосылки, препятствия, а  также  возможные варианты дальнейшего  развития этих процессов.

1.Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Цели организации

 

СНГ основано на началах суверенного равенства  всех его членов, поэтому, — все  государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество  не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

 Основными целями организации являются:

 сотрудничество  в политической, экономической, экологической,  гуманитарной, культурной и иных  областях;

 всестороннее  развитие государств-членов в  рамках общего экономического  пространства, межгосударственной  кооперации и интеграции;

 обеспечение  прав и свобод человека;

 сотрудничество  в обеспечении международного  мира и безопасности, достижение  всеобщего и полного разоружения;

 взаимная  правовая помощь;

 мирное  разрешение споров и конфликтов  между государствами организации.

 К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

 обеспечение  прав и основных свобод человека;

 координация  внешнеполитической деятельности;

 сотрудничество  в формировании и развитии  общего экономического пространства, таможенной политики;

 сотрудничество  в развитии систем транспорта, связи;

 охрана  здоровья и окружающей среды;

 вопросы  социальной и миграционной политики;

 борьба  с организованной преступностью;

 сотрудничество  в области оборонной политики  и охраны внешних границ

2.Альтернативные интеграционные формы

 СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

 Организация  Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения,  Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.  — Задача  ОДКБ — координация и объединение  усилий в борьбе с международным  терроризмом и экстремизмом, оборотом  наркотических средств и психотропных  веществ. Благодаря этой организации,  созданной 7 октября 2002, Россия  сохраняет своё военное присутствие  в Центральной Азии.

 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан  — Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

 Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.

 Шанхайская  организация сотрудничества (ШОС)  — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,  Узбекистан, КНР

 Единое  экономическое пространство (ЕЭП)  — Белоруссия, Казахстан, Россия  — Договорённость о перспективе  создания Единого экономического  пространства, в котором не будет  таможенных барьеров, а тарифы  и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено  до 2005.

Союзное государство  России и Белоруссии.

 Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

 Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ — организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

 2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ». 

3 Интеграционные процессы в СНГ

Интеграционные  процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные  связи между государствами Содружества. Резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. В 1990 г. доля стран  СНГ в ВВП мира (по паритетам  покупательной способности) составляла 7,6%, а в конце 90-х годов — 2%. В экономике государств Содружества  произошла глубокая формация воспроизводственного процесса в сторону чрезмерного  развития ресурсопроизводящих отраслей промышленности для нужд мирового рынка, объективно препятствующая экономической  интеграции.

На протяжении последних десяти лет стоимостные  показатели взаимной торговли членов СНГ если и росли, то очень умеренно. Так, в 2003 году их внутрирегиональный экспорт  достиг 39 млрд долларов, тогда как  в 1996-1997 годах он составлял 37 млрд долларов. Импорт в 2003 году равнялся 44 млрд долларов, что практически соответствовало  показателю 1996 года. При этом поставки в третьи страны выросли с 1994-го по 2003 год в два с половиной  раза, а закупки извне региона  — почти в два раза. Как следствие, доля СНГ в общем внешнеторговом обороте его участников неуклонно  снижалась: в экспорте она уменьшилась  за десятилетие с 30 до 20%, а в импорте  — с 70 до 37%. Причем эта тенденция  характерна для всех стран, кроме  Белоруссии. Например, в 1992 году 89% экспорта Армении направлялось в СНГ, а  в 2003 году — только 19%. Для Казахстана эти показатели составили соответственно 60 и 23%, для Украины — 56 и 26%. В российском экспорте доля СНГ никогда не была высокой, и, тем не менее, она сократилась  с 22% в 1992 году до 16% в 2004-м. В импорте  средняя квота СНГ составляла в 2002-2004 годах 23% по сравнению с 28% в 1993-2001 гг

В силу известных  обстоятельств СНГ был создан скоротечно, без серьезной предварительной  подготовки, прежде всего научной. Его  история убедительно показала, что  простое копирование опыта Евросоюза  в принципиально иных условиях не привело к успеху. Однако такой  ход событий может и должен быть остановлен. Страны СНГ до сих  пор обладают немалым интеллектуальным, научно-техническим и экономическим  потенциалом, запасы основных видов  природных ресурсов составляют в  совокупности около 25%. В современных  условиях развитие экономики Содружества  во многом определяется эффективностью управления.

Упрочить  свое положение в глобальной экономике  страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального  компонента наряду с ЕС, НАФТА и  АТЭС. В противном случае они будут  неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. Первый шаг в преодолении такой  перспективы освоить успешный опыт Евросоюза.

С точки зрения интеграции народнохозяйственный комплекс бывшего СССР обладал двумя принципиальными  особенностями, обусловленными централизованным управлением административно-командного типа. Во-первых, практически полностью  отсутствовала конкуренция субъектов  хозяйствования как внутри союзных  республик, так и между ними. Крупные  специализированные предприятия дополняли  друг друга и были связаны между  собой не торговлей, а стабильными  технологическими контактами, которые  устанавливались по командам союзного центра. Во-вторых, экономика союзных  республик в течение многих десятилетий  решающим образом зависела от межреспубликанских связей, в которых особую роль играли поставки из России — экономического донора остальных союзных республик.

Таким образом, союзное экономическое пространство представляло собой жесткую, замкнутую, лишенную свойств саморегулирования  систему, состоявшую из крупных отраслевых и национально-территориальных подсистем. Они экономически дополняли друг друга и благодаря стабильным межотраслевым и межреспубликанским связям, формировавшимся по командам единого центра, были объединены в  целостный народнохозяйственный комплекс. Сложилась система типа «механизм» с жестко пригнанными друг к другу  основными частями. Она принципиально  отличается от экономических систем с развитыми рыночными отношениями, которые можно свести в единый тип, условно назвав его «организм».

Информация о работе СНГ:цели и проблемы региональной интеграции