Соглашения в рамках Европейского Союза (с 1990 г.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:09, доклад

Описание работы

Одной из важнейших черт мирового развития является нарастающий процесс интеграции, прежде всего экономической. Наиболее ярко этот процесс выражен в Западной Европе. В 1951 г. ФРГ, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Италия и Франция создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), международную государственно-монополистическую организацию, направленную на объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.

Работа содержит 1 файл

Соглашения в рамках ЕС.docx

— 35.39 Кб (Скачать)

Соглашения  в рамках Европейского Союза (с 1990 г.)

Одной из важнейших  черт мирового развития является нарастающий процесс интеграции, прежде всего экономической. Наиболее ярко этот процесс выражен в Западной Европе. В 1951 г. ФРГ, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Италия и Франция создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), международную государственно-монополистическую организацию, направленную на объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. В 1957 г. по Римскому договору было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), к которому в дальнейшем присоединились Великобритания, Ирландия и Дания (1973), Греция (1979), Португалия и Испания (1985), Австрия, Швеция  и Финляндия (1994). [8, с.180-181]. В 1957г. было создано Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом) для сотрудничества европейских государств в области ядерных исследований.  

В 1992 г. на базе трёх европейских сообществ - ЕЭС, ЕОУС и Евратом - образовался Европейский союз. Это экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию. [12, с.28-30]

Маастрихтский договор.

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор, который вступил в силу 1 ноября 1993г. В сочетании с Римским договором (1958г.) он образует правовые основы ЕС. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС:

  1. Экономический и валютный союз (ЭВС),
  2. Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),
  3. Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В Маастрихтском  договоре были закреплены крайне жесткие  критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти  к единой валюте.

Маастрихтский   договор  имеет три основные составляющие:

- сформулированы  аспекты деятельности, находящиеся  целиком в компетенции Европейского  союза. Выработаны положения об  Экономическом и валютном союзе  (ЭВС) и Единой сельскохозяйственной  политике (ЕСП).

- выработаны  направления сотрудничества в  политической области. Осуществляемая  строго на межправительственном  уровне, эта деятельность позволяет странам-участницам рассчитывать на помощь Союза в оборонной сфере.

- внутренние  дела и права (взаимодействие правоохранительных и судебных органов). [3]

Также Маастрихтский  договор предполагал введение с 1 января 1999 единой валюты ЕС – евро, создание Европейского центрального банка, учреждение европейского гражданства  для всех граждан стран – участниц ЕС, расширение полномочий органов  ЕС в таких областях, как визовый  режим. [2]

Трудный процесс  адаптации к маастрихтским критериям  конвергенции сопровождался во всех странах Европы ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться (ниже 10%), что свидетельствовало  о том, что адаптация в значительной мере произошла. [10]

Шенгенские  соглашения

Шенгенские  соглашения - соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, которое было изначально подписано 14 июня 1985 года между государствами-членами Европейских сообществ в Шенгене. Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Главная цель Шенгенских соглашений - отмена личных проверок на границах между государствами-членами ЕС. Достижение этой цели привело к формированию “Шенгенской зоны”, внутри которой физические лица могут перемещаться свободно. На внешних границах введена единая (Шенгенская) виза, которая имеет силу на всей территории Шенгенского пространства. Также Шенгенские соглашения включают правила, посвященные охране законности и правопорядка, борьбе с преступностью. На основании Шенгенских соглашений функционирует Шенгенская информационная система, связывающая друг с другом правоохранительные органы государств-членов. [5]

Первоначально Шенгенские соглашения подписали только пять членов ЕС: Бельгия, Нидерланды, Германия, Люксембург и Франция. Затем к  ним присоединились остальные государства-члены. Ирландия и Великобритания не применяют  большую часть положений Шенгенского  законодательства, в частности сохраняют  паспортный контроль на своих внешних  границах и ведут самостоятельную  визовую политику. Великобритания объясняла  это тем, что для островного государства  пограничный контроль является более  эффективной мерой в борьбе с  нелегальной иммиграцией, чем обязательные удостоверения личности и полицейская  регистрация. Чтобы сохранить важную общую зону беспаспортного перемещения  с Великобританией, Ирландия также  отказалась от участия. Таким образом, неучастие Ирландии обусловлено  неучастием Великобритании. Великобритания подала в Совет ЕС заявку на формальное участие в предусмотренных Шенгенским законодательством положениях о полицейском и судебном сотрудничестве в 1999 г. Заявка была одобрена и с 1 января 2005 г. сотрудничество формально вступило в силу. Заявка Ирландии, поданная в 2002 году, одобрена тогда же, однако формально сотрудничество пока в силу не вступило.

Болгария, Кипр и Румыния применяют Шенгенское законодательство ЕС не в полной мере. На всех границах этих государств по-прежнему осуществляется паспортный и таможенный контроль, а краткосрочные визы не являются шенгенскими. Исландия, Швейцария  и Норвегия не входят в ЕС, но полностью  применяют Шенгенское соглашение.

Шенгенское  соглашение прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС. [11]

Амстердамский договор.

Амстердамский договор был подписан 2 октября 1997 года и вступил в силу 1 мая 1999 года. Внёс существенные изменения в Маастрихтский договор. Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

  1. Общей внешней политики и политики безопасности.
  • Амстердамский договор ввел новую меру, а именно - общую стратегию, что важно в рамках достижения большей эффективности ОВПБ.
  • Важным новшеством в процессе принятия решений ОВПБ является техника конструктивного воздержания.
  • Европейский Союз также получит Господина ОВПБ, который будет гарантией непрерывной и последовательной европейской внешней политики.
  • Последний аспект ОВПБ касается общей оборонной политики: расширение сферы действий Европейского Союза
  1. Создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка". Сюда относится визовая политика, политика по предоставлению убежища, иммиграционная и другие политики, связанные со свободой движения лиц.
  1. Координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью:
  • Усиление позиций Европейского Парламента по отношению к Совету.
  • Введение должности председателя Комиссии.
  • Изменены полномочия Суда.
  • Введен принцип субсидарности (организационный и правовой принцип, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно).
  • Определены принципы углубленного сотрудничества для обеспечения дальнейшего развития процессов европейской интеграции.[9]

Ниццкий договор.

Новая редакция Договора о Европейском Союзе  и Договоров, учреждающих Европейские сообщества, рассматривалась на саммите Европейского Союза в Ницце в декабре 2000 г.[7].

Ниццкий договор, принят в декабре 2000 г. на заседании  Европейского Совета в Ницце и  подписан 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор  вступил в силу 1 февраля 2003 г.

Он является результатом открывшейся в феврале 2000 г. Межправительственной конференции, которая должна была заниматься проблемами адаптации функционирования европейских  институтов ввиду вступления в ЕС новых членов.

Ниццкий договор  проложил путь институциональным реформам, необходимым вследствие расширения Европейского Союза и включения  новых восточно- и южноевропейских  стран. Некоторые положения были адаптированы в рамках подписанного в апреле 2003 г. в Афинах договора о вступлении десяти новых государств и подписанного в апреле 2005 г. Люксембургского  договора о вступлении Румынии и  Болгарии. С момента последнего расширения, то есть 1 января 2007 г., Европейский Союз, таким образом, основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о создании Европейского Сообщества в последней редакции, основанной на последних добавлениях, сделанных  в рамках Ниццкого и Люксембургского договоров. 
Изменения, связанные с Ниццким договором, затрагивают в первую очередь ограничение количества членов и определение состава Комиссии, расширение квалифицированного большинства, новый подсчет голосов в Совете и гибкий механизм расширенного сотрудничества. «Декларация о будущем Европейского Союза», прилагающаяся к договору, описывает шаги, необходимые в настоящий момент для дальнейшей реализации институциональных реформ; Ниццкий договор должен стать лишь этапом в этом общем процессе. [1]

Конституция Европейского союза.

Расширение  полномочий Европейского союза в 1990-е  гг. в результате подписания Маастрихтского, Амстердамского и Ниццкого договоров потребовали  реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами. Одним из направлений реформирования Европейского союза стала разработка проекта Конституции ЕС. Идея создания общей европейской конституции стала изобретением политических элит ЕС. Уже в конце 1990-х гг. европейские парламентарии заявили о том, что существование ЕС на основе набора соглашений и договоров является некорректным. Изначально главной целью создания основного закона было сделать ЕС понятным для граждан. Принятие Конституции Европейского союза должно было стать качественно новым этапом европейской интеграции, значительно усилить институты Европейского союза и логически продолжить кампанию расширения ЕС. Кроме того, предполагалось, что Конституция вберет в себя все ранее подписанные договоры, и тем самым единый документ сможет упростить понимание законодательства ЕС. Решение о начале работ по созданию конституции было принято на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 г. Работа над проектом длилась три года. Проект Конституции был представлен на саммите ЕС в Салониках 20 июня 2003 г. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г. 29 октября 2004 г. главы всех 25 государств — членов ЕC подписали в Риме новую европейскую Конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Однако, негативное голосование по общеевропейской Конституции во Франции и Нидерландах, несмотря на ее ратификацию в 18 странах-членах, привело к тому, что Конституция не вступила в силу. Со времени отклонения проекта Конституции ЕС и вплоть до конца 2007 г. выдвигалось немало вариантов возрождения документа. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора. [6]

Лиссабонский  договор.

Лиссабонский договор (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества») призван внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС. Подписан на саммите Европейского союза 13 декабря 2007 в в Лиссабоне.

Лиссабонский  договор вступил в силу 1 января 2009 года. Закончилась череда реформ, которые шли в ЕС с середины 90-х годов. Лиссабонский договор появился на свет из-за провала Конституции ЕС.

На референдуме 29 мая 2005 г. во Франции более 50 % французов проголосовало против ратификации Конституции ЕС. Первого июня своё «Нет» сказала Голландия. Прецеденты, когда народ отказывался поддержать интеграционные планы политиков, ещё раньше были в Дании (1993 г.) и Ирландии (2001 г.).

Из текста Конституции ЕС решено было изъять те положения, которые кого-либо не устраивают, и представить новый документ как нечто техническое, не стоящее широкой общественности дискуссии. По сути, Лиссабонский договор – это «Лёгкая» Конституция. Ряд дополнительных исключений был сделан в 2009г., чтобы обеспечить положительный итог второго референдума в Ирландии. [4] 

Заключение.

В наше время  проходят не маловажные реформы в  расширении ЕС:

  1. Хорватия получила проект договора о вступлении в ЕС. Согласно проекту Хорватия вступит в Евросоюз 1 июля 2013 года. Соглашения о вступлении будет подписано всеми главами государств Евросоюза на декабрьском саммите в Брюсселе, после чего странам ЕС в течение полутора лет предстоит ратифицировать этот документ.
  2. В Европейском Союзе согласились выдавать россиянам пятилетние визы. Власти России и ЕС договорились об упрощении визового режима, в рамках которого россияне смогут получать шенгенские визы сроком до пяти лет.
  3. Также удачно продвигаются переговоры по поводу введения краткосрочного безвизового пребывания в Шенгене ряда категорий граждан - экипажей воздушных и морских судов, людей нуждающихся в плановом лечении, их родных и близких, журналистов.

Как мы можем  заметить, Европейский союз продолжает расширяться и реформироваться. 
 
 
 
 

Информация о работе Соглашения в рамках Европейского Союза (с 1990 г.)