Сотрудничество России и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте расширения последнего.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть этапы формирования и интеграции ЕС;
2. Определить уровень взаимодействия РФ и ЕС;
3. Изучить европейское направление российской внешней политики и «восточную политику» ЕС;
4. Вывить основные направления и перспективы взаимодействия РФ и ЕС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ. . . . . . 5
2.ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. . . . . . . 8
2.1Европейское направление российской внешней политики. . . . . . .8
2.2Активизация «восточной политики» ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИИ И ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3.1Экономика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2Политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3.3Безопасность и правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3.4Исследования, образование и культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3.5Проблемы взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

Россия и ЕС.docx

— 55.21 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования "Сибирский Институт - Филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации"

 

 

 

Кафедра региональной экономики

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Россия в международной экономической интеграции

Сотрудничество России и  ЕС

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы 09134

Федюк К.Е.

Научный руководитель:

к.э.н, доцент кафедры

Ковтун Б.А.

 

Новосибирск, 2012

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

1.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ. . . . . . 5

2.ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. . . . . . . 8

2.1Европейское направление российской внешней политики. . . . . . .8

2.2Активизация «восточной политики» ЕС. . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . 11

3.НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

РОССИИ И ЕС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

3.1Экономика. . . . . . .  . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.2Политика. . . . . . .  . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

3.3Безопасность и правосудие. . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

3.4Исследования, образование и культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

3.5Проблемы взаимоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной чертой современных  международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются  в разных регионах мира, и охватывают различные сферы отношений государств. Важнейшее значение в развитии этих процессов принадлежит международным  организациям, которые содействуют  сотрудничеству государств. Такая международная  организация как Европейский  Союз (далее ЕС) привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом  общеевропейского дома.

Цель данной работы состоит  в анализе особенностей взаимоотношений  России и ЕС в контексте расширения последнего.

Для осуществления поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть этапы формирования  и интеграции ЕС;

2. Определить уровень  взаимодействия РФ и ЕС;

3. Изучить европейское  направление российской внешней  политики и «восточную политику»  ЕС;

4. Вывить основные направления  и перспективы взаимодействия  РФ и ЕС.

Объектом исследования является внешняя политика России и Европейского Союза. Предметом - взаимоотношения  России и Европейского союза на современном  этапе.

Актуальность выбранной  теме определяется, прежде всего, тем  обстоятельством, что ЕС стал крупнейшим центром экономического и политического  развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Принимая во внимание, что интеграционный процесс в  Европе неуклонно набирает силу, как  в политическом, так и в валютно-экономическом  плане, вполне очевидно, что ЕС в  Европе и в мире будет постепенно занимать одну из ведущих лидирующих положений. Поскольку Россия также  принадлежит к европейской цивилизации, то особенно важно извлечь из европейского опыта развития все положительные уроки, а также наладить сотрудничество с Европой, несмотря на трудности взаимопонимания. Стратегическое партнерство между Россией и Европейским Союзом является злободневной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ФОРМИРОВНАИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ

 

Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение «как можно более тесного союза европейских народов»1.

Членом Союза имеет  право стать любое европейское  государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: «принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства»2.

Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое  процветание на протяжении последних  пятидесяти лет. Наиболее принципиальные достижения Союза:

- построение общего рынка, на  основе которого образован единый внутренний рынок ЕС – «пространство без внутренних границ, в котором, согласно положениям настоящего договора, обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов3”;

- строительство экономического  и валютного союза;

- создание Шенгенского пространства и введение единой визы для иностранцев на основании Шенгенских соглашений;

- разработка и проведение институтами  Европейского Союза общей политики  в разных областях: общая аграрная  политика ЕС, политика конкуренции,  иммиграционная, транспортная, экологическая  политика и др.;

- формирование права Европейского  Союза - самостоятельной правовой  системы, которая регулирует многие  важные сферы общественных отношений  с участием государств-членов, юридических  лиц, граждан;

- введение института гражданства  Союза, как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с Европейским Союзом;

- разработка законодательства  и принятие организационных мер  в уголовно-правовой сфере с  целью превратить Европейский Союз в целом в «пространство свободы, безопасности и правосудия4»: нормативные акты по борьбе с терроризмом, фальшивомонетничеством, отмыванием денег и другими формами «транснациональной» преступности; установление минимальных стандартов защиты прав лиц, ставших жертвами преступлений; создание Европейского полицейского ведомства (Еворопол);

- превращение Европейского Союза  в самостоятельного участника международных отношений;

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс  европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить «первый конкретный фундамент европейской федерации»5. В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). После присоединения в четыре этапа других европейских государств (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входили 15 стран-членов.6

Затем, с расширением Европейского Союза в мае 2004 года в состав ЕС вошли новые страны из Восточной и Южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). С 1 января 2007 года в состав ЕС входят также Болгария и Румыния. На очереди, с некоторыми оговорками, Хорватия и Турция - ближайшие кандидаты на вступление в ЕС.7 Европейский Союз основан на принципе верховенства закона и демократии. Союз - это не новое государство, создаваемое из ныне существующих стран, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют часть своего суверенитета единым институтам власти, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общеевропейский интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами. Основные декларированные цели Союза: 1.Введение европейского гражданства; 2.Обеспечение свободы, безопасности и законности; 3. Содействие экономическому и социальному прогрессу; 4. Укрепление роли Европы в мире; 8

В настоящее время действуют  три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении.

В последние годы интеграционные процессы в ЕС интенсивно развиваются  вглубь. Это вызвано, завершением  формирования единого внутреннего  рынка стран-членов, в рамках которого обеспечено свободное перемещение  товаров, услуг, капиталов и граждан, и подписанием в 1992 г. Договора о Европейском Союзе, предусматривающего, наряду с политическим союзом, образование в 1999 г. экономического и валютного союза и введение единой валюты. В Западной Европе сообщество государств под названием Европейский Союз сформировалось как централизованное, мощное политическое и экономическое, ведущее торговое объединение стран с перспективами дальнейшего его расширения.

Именно Евросоюз определяет лицо своей части света, чего не скажешь  о североамериканской НАФТА, азиатской  АСЕАН, постсоветском СНГ и уж тем более трансконтинентальном АТЭС. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, ускорителем  научно-технического прогресса и  способствовала усилению конкурентоспособности  стран-участниц на мировых рынках.

ВЗАИМОДЕЙСВТИЕ РОССИИ И  ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

В современном мире происходят радикальные изменения. Особенность  их в том, что они происходят в  исторически короткий период времени. Буквально за полтора десятка  лет коренным образом трансформировалась вся геополитическая ситуация в мире. В первую очередь, это связано с распадом СССР и тем самым с исчезновением одного из двух полюсов силы, обеспечивавших во второй половине XX века стратегическую стабильность и отсутствие мировых войн. Россия стала совсем другой страной. Укрепляются старые и развиваются новые политические, экономические и культурные связи. С уходом в прошлое острой идеологической конфронтации, с изменением отношений между ведущими мировыми державами смена элит, смена политических поколений неизбежна. Так, в частности, меняется геополитическая карта Европы. В современной Европе существует множество различных институтов, союзов, альянсов и коалиций. Однако обстановка на европейском континенте определяется ключевыми игроками: а именно Европейский Союзом, ОБСЕ и НАТО. На другой стороне континента ключевым игроком выступает Россия.

Европейский Союз и Россия обречены на взаимодействие, вне зависимости  от того, хотят они того или нет. Слишком многое связывает Россию и Европу - история, география, культура, экономика, чтобы можно было не только отгородиться, но даже просто дистанцироваться друг от друга. «Заменить» Европу в  качестве основного партнера России ни одна страна - ни США, ни Китай, никакая  иная страна - не может по объективным  причинам. И самое главное - те изменения, на которых настаивает Европейская  Комиссия для успешного сотрудничества, прежде всего, необходимы самой России для того, чтобы построить эффективную  экономику и здоровое общество9.

Европейское направление  российской внешней политики

Отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированность. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

Традиционным приоритетом  внешней политики России на европейском  направлении после сотрудничества с государствами - участниками СНГ являются отношения с европейскими государствами. Главной целью на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества и, исходя из собственных потребностей в построении гражданского общества, поддержание деятельности Совета Европы.

Российская Федерация  видит в ЕС одного из своих важнейших  политических и экономических партнеров  и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого  и долгосрочного сотрудничества. Однако, изначально политика России по отношению к ЕС прошла три этапа.

Первый этап - это период начала 90-х, когда сам ЕС переживал  постмаастрихтский период становления  в качестве единого игрока и партнера России. Тогда у Москвы не было необходимых  административных и экспертных ресурсов для адекватной оценки природы, роли и тенденций развития ЕС. В результате главным достижением этого периода  стало заключение Соглашения о партнерстве  и сотрудничестве.

Второй этап (1996-1999 гг.) отразил  общую тенденцию похолодания  в отношениях России с Запада. В этом контексте ЕС рассматривался Москвой как элемент ее непростых взаимоотношений с Соединенными Штатами и возглавляемого последними НАТО.

Наконец, третий этап (после 1999 г., который стал переломным в  отношениях России и ЕС - операция НАТО против Югославии, появление Общей  стратегии ЕС по отношению к России) характеризуется решительным отходом  России от конфронтационных позиций (так  называемая внешнеполитическая «революция»  Путина, и стремлением получить от политики сближения с Западом  максимальные экономические выгоды, такие, как признание рыночного  статуса России или вступление ее на выгодных условиях во Всемирную торговую организацию. В этот же период российские власти принимают на вооружение тезис о «европейской принадлежности» России, который в мае 2000 г. официально провозгласил президент во время саммита Россия-ЕС10.

Российский интерес к  Европейскому Союзу в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредоточивается на самой себе, она стремится избежать международной изоляции. Более того, тесное взаимодействие с внешним миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна для России с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны. Кроме того, по самому факту своего рождения Россия - неотъемлемая часть Европы в географическом смысле, по факту принятия христианства на заре своей государственной истории - составная часть западной цивилизации.11

Информация о работе Сотрудничество России и ЕС