Современное состояние внешнего государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами уменьшения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга
1.1. Сущность и формы внешнего государственного долга………….5
1.2. Историческое формирование внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………...8
1.3. Законодательная база управления государственным долгом…11
Глава 2. Современное состояние внешнего государственного долга России
2.1. Структура внешнего долга России…………. …………...…………..19
2.2. Основные варианты регулирования долга в современных условиях………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 102.41 Кб (Скачать)

 

Содержание работы

 

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Понятие внешнего государственного долга

    1. Сущность и формы внешнего государственного долга………….5
    2. Историческое формирование внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………...8
    3. Законодательная база управления государственным долгом…11

Глава 2. Современное состояние внешнего государственного долга России

2.1. Структура внешнего долга России…………. …………...…………..19

2.2.  Основные варианты регулирования долга в современных условиях………………………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………36

Список используемой литературы……………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская экономика  испытывает острую необходимость в  инвестициях. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в настоящее время, по самым оптимистическим оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 50 процентам (47,9% на конец 2011 г.1). Государственные заимствования могли бы частично решить эту проблему, однако это требует значительного увеличения объема долговых обязательств, что в наше посткризисное время неразумно. Большинство развитых стран в данный период находятся в поисках стабильности и не могут позволить деньгам «утекать» из страны хотя это так или иначе происходит.  Череда банкротств привела к тому, что финансовой системе того или иного государства требуется помощь извне, что приводет к увеличению внешнего долга.

Актуальность выбранной темы «Внешний государственный долг РФ: инструменты заимствований и реструктуризации задолженности» состоит в том, что сейчас как никогда важно рациональное управление международных валютно-кредитных отношений в целом и внешним долгом в частности.

Объектом изучения является внешний государственный долг. Изучение проводится методом описания основных характеристик, динамики долга и схем реструктуризации.

Целью данной работы является ознакомление  с понятием  государственного долга и его более узкой  формой – внешним государственным  долгом, а также  рассмотрение  его структуры, динамики и методами уменьшения.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены общее определение государственного долга, теоретические данные по государственному долгу, обобщенное понятие внешнего долга, а также его нормативно -  правовая база и показана динамика изменения внешнего государственного долга России путем выделения ее из общего исторического экскурса.  Во второй главе представлена структура внешнего долга РФ по состоянию на 2012 год и описаны основные схемы его реструктуризации.

При написании работы были использованы теоретическая литература, публикации и статьи, экономические  и статистические журналы и справочники, интернет – источники, официальные сайты государственной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  внешнего государственного долга

    1. Сущность и формы внешнего государственного долга

 

Важным средством увеличения финансовых возможностей государства  выступает государственный кредит, который является вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета.

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических  отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и  физическими лицами — с другой, при которых государство выступает  в качестве заемщика, кредитора и  гаранта2.

Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика и увеличивая спрос за кредитные ресурсы, способствует росту ссудного процента. В свою очередь, дороговизна кредитных  ресурсов вынуждает предпринимателей сокращать объемы производства, но в то же время осуществлять накопления в виде государственных ценных бумаг. Такая ситуация, например, существовала в России в середине 90-х гг., когда  доходность государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.) достигала 150—200% годовых. В этих условиях производительный капитал начал стремительно перемещаться в финансовую сферу, сокращая и без  того ограниченные средства реального  сектора производства.

Результатом государственных  заимствований является государственный  долг.

Государственный долг как  экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения  задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства3.

С точки зрения материально-вещественного содержания, государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В соответствии со ст. 99 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме4:

1) государственных ценным бумаг субъекта Российской Федерации;

2) бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитов, полученных субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

4) государственных гарантий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых  по займам других лиц. Однако в настоящее  время все большее распространение  получает точка зрения, в соответствии с которой при определении  государственного долга следует  учитывать всю сумму непогашенных долговых обязательств государства, включая  задолженность государственных  предприятий, государственных внебюджетных фондов, внутреннюю задолженность перед  нерезидентами, внешние долги регионов и муниципалитетов, просроченные кредиты, выданные под гарантии правительства.

В совокупности все эти  обязательства называются капитальным  государственным долгом. Расходы  по выплате доходов кредиторов по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым  наступил, образуют текущий государственный  долг.

Кроме государственного долга  Российской Федерации существуют также  государственные долги субъекта РФ и муниципальный долг. По своему составу они состоят из соответствующих  кредитных соглашений и договоров; займов субъекта РФ или муниципального образования, а также переоформленных  долговых обязательств третьих лиц в долг субъекта РФ или муниципальный долг.

До 2001 г. субъекты РФ, бюджеты  которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, имели право самостоятельно осуществлять государственные внешние заимствования. В 2001 г. в Бюджетный кодекс были внесены  поправки, в соответствии с которыми субъекты РФ были лишены этого права. В настоящее время правом государственных  внешних заимствований субъекты РФ и муниципалитеты не обладают. Они  имеют право только на внутренние заимствования.  Право осуществления  государственных заимствований  от имени РФ принадлежит Правительству  РФ либо уполномоченному на то Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Что касается внутренних заимствований  и выдачи государственных гарантий другим заемщикам от имени субъекта РФ и муниципальных образований, то оно принадлежит уполномоченному  органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в соответствии с его уставом.

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяется предельный объем государственного долга и предельные объемы государственных  заимствований РФ с разбивкой  долга по формам обеспечения обязательств. При этом предельный объем государственных  внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга, а предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Существует и такое  понятие, как предельный объем расходов на обслуживание государственного долга. Для субъекта РФ или муниципального образования он не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Правительство РФ имеет право  осуществлять внутренние (внешние) заимствования  с превышением установленного предельного  объема государственного внешнего (внутреннего) долга только в том случае, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга.

 

    1. Историческое формирование внешнего государственного долга РФ

 

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался  из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг - долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе, должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам.

Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992-1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. долл. США (почти удвоилась). Прирост в размере около 92 млрд. в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. долл.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП5.

Таблица 1

Внешний долг Российской Федерации (конец периода)6

 

Долг бывшего СССР (млрд.$)

Долг Российской Федерации (млрд.$)

Весь внешний долг (млрд.$)

Долг бывшего СССР (%)

Долг Российской Федерации (%)

1991

96,6

96,6

 

100

100

1993

104,5

13,4

117,9

88,6

11,4

1998

98,2

90,2

188,4

52,1

47,9

2001

78,4

67,9

146,3

53,6

46,4

2004

74,5

139

213,5

34,9

65,1

2005    .

53,3

203,9

257,2

20,7

79,3

2006

28,7

281,9

310,6

9,2

90,8

2007

24,7

438,8

463,5

5,3

94,7

2008 1 кв

24,4

457,8

477,1

5,1

94,9


 

Второй  этап (1999-2001 гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. долл. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума - на 42 млрд. долл. или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.

Информация о работе Современное состояние внешнего государственного долга России