Современные аспекты международной трудовой миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Это явление было известно еще в ХX веке. В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Сегодня международная трудовая миграция и участие России в ней является как никогда актуальной. Для России остался открытым вопрос о том, в каких параметрах это участие будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического и политического развития нашей страны.

Работа содержит 1 файл

Курсач мой эконом. теория.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

     Качественный  состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

     О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у иммигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.

     Национальность  иммигранта — качественный признак, дифференцированный в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемый для обеспечения, например, в США национального равновесия.

     К числу других требований, предъявляемых  к качеству рабочей силы, относят:

  •    требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
  •    дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

     • ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

     Значение  того или иного качественного  признака при отборе иммигрантов не постоянно и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

     Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания 14.

     Развитые  страны всё чаще конкурируют между  собой за привлечение высококвалифицированных специалистов в отдельных секторах, связанных, как правило, с информационными технологиями (Франция, Германия, Голландия, Ирландия, Канада, Австралия, США, Дания) и здравоохранением (США, Великобритания, Норвегия, Дания, Ирландия, Голландия).

     В целом можно выделить следующие  механизмы, используемые правительствами для привлечения иностранного квалифицированного труда:

  1. Специальные схемы, используемые для привлечения высококвалифицированных мигрантов, такие, как "зеленые карты" в Германии и визы Н-1В США; канадские и австралийские программы временной и постоянной миграции высококвалифицированных работников; программа для высококвалифицированных мигрантов в Великобритании.
  2. Упрощение или полное освобождение от процедуры получения разрешений на работу в целях обеспечения более быстрого доступа на рынок труда иностранных работников. Внутрикорпорационные переводы работников в Ирландии не требуют разрешения на работу, а в Голландии и Канаде для отдельных категорий работников предоставляется освобождение от обязательных проверок персонала, освобождение от тестирования рынка труда для членов семей работников, имеющих разрешения. В некоторых странах практикуется полное освобождение от тестов национальных или региональных рынков труда, что дает возможность предложить быстрые визы (Голландия, Франция, Ирландия); освобождение от требований получения разрешения на работу для некоторых высококвалифицированных специалистов, особенно ИТ (Ирландия, Голландия).
  3. Налоговые стимулы, направленные на уменьшение налогового бремени для иностранных работников с высоким уровнем доходов (Скандинавские страны). Персональные налоговые стимулы для привлечения высококвалифицированных работников и иностранных инвестиций во многих странах существуют уже несколько лет (Дания, Голландия). Голландские предприниматели могут предоставить высокооплачиваемым квалифицированным работникам специальное, освобождённое от налога пособие, составляющее 30% от их зарплаты. До недавнего времени уровень налогообложения в Голландии был значительно выше, чем в других странах, и доходил до 60% для лиц, получающих высокую зарплату. Это делало Голландию менее привлекательной для специалистов. С 1 января 2001 года после проведения налоговой реформы не облагаемое налогом пособие было сокращено на 14%. Правило 30% применимо в течение 120 месяцев. Кроме того, при смене нанимателя должно быть оформлено новое разрешение на льготу.
  4. Поощрение возвращения высококвалифицированных эмигрантов, ранее работавших в стране (Ирландия) 15.

          По некоторым оценкам, в результате "утечки умов" из развивающихся стран уехало около 12,9 млн человек (7млн - в США, а 5,9 млн - в остальные страны ОЭСР, включая Европу). В большинстве развивающихся стран уровень миграции наиболее высок среди выпускников университетов. Минимум 400000 ученых и инженеров из развивающихся стран работают в промышленно развитых странах в области НИОКР против около 1,2 млн специалистов, работающих у себя на родине.

     Магнитом  притяжения профессионалов являются США. Около 47% ученых, родившихся в других странах и имеющих степень доктора наук, остаются в США, хотя этот показатель является различным в зависимости от страны происхождения мигрантов.

        Большое значение для исследования проблемы иммиграции высококвалифицированных кадров имеет международная студенческая мобильность. За последние несколько лет иностранным студентам во многих странах предоставляется возможность получения разрешения на работу непосредственно в стране обучения. Ранее, как правило, они должны были покинуть страну по завершении учебы (Германия, Австралия, Франция, Норвегия).

     Основными странами приёма студентов являются: США - 34%; Великобритания - 16%, Германия - 13%, Франция - 11%, Австралия - 8% 16.

     Одна  из целей иммиграционной политики —  защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны — импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.).

     2.3 Эмиграционная политика стран – экспортеров трудовых

           ресурсов

     Эмиграция – выезд из одной страны в другую страну с целью трудоустройства или смены места жительства и гражданства.

     Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением передними в зарубежных странах профессий и образования.

     Современная международная трудовая миграция характеризуется  активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

     • методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

     • методы использования эмиграции  в целях обеспечения ресурсами  экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством, граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;

     • методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений, и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

     В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещений, ведение переговоров с работодателями.

     Заслуживает внимания опыт создания специальных  фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов:

        • меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных  интересов его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

     • меры, направленные на взаимную защиту интересов стран - экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину) 17.

     Но  основная выгода для стран-экспортеров состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений.

     Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

  • налоги с прибыли фирм-посредников;
  • переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

     •личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

     Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающий поступления по остальным видам внешнеэкономических связей. Например, в Пакистане в течение последних 15 лет сумма поступлений от работающих за рубежом была больше поступлений от экспорта товаров и услуг в пять раз. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало 90-х гг., около 40 стран мира получали от своих граждан из-за рубежа не менее 100 млн долл., а для 10 стран эта сумма составила более 1 млрд долл.

     Помимо  этого для стран — экспортеров  рабочей силы уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов означает, соответственно, снижение социального напряжения в целом. Трудящиеся страны-экспортера обучаются новым профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда.

Информация о работе Современные аспекты международной трудовой миграции