Сравнение Российского и зарубежного опыта антимонопольного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:30, творческая работа

Описание работы

Так для чего же необходимо антимонопольное регулирование? Прежде всего, для поддержания конкуренции на рынке товаров и услуг и эффективности рыночных отношений. Если представить, что все фирмы являлись бы монополистами в своих отраслях, то у потребителей просто не осталось бы выбора что и за какую цену им приобретать. А это означает полное отсутствие рынка и рыночных отношений, что, в современных условиях, является крахом экономики государства.

Работа содержит 1 файл

Сравнение Российского и зарубежного опыта антимонопольного регулирования.docx

— 20.39 Кб (Скачать)

     Сравнение Российского и  зарубежного опыта  антимонопольного регулирования

                                                     Лосева  В.С. 1413гс

     Начнем  с того, что же такое монополия. Монополию, в экономике, можно охарактеризовать, как организацию (фирму), которая  имеет огромное преимущество на рынке, выставляет свои условия и цены, не имеет конкурентов.

     Так для чего же необходимо антимонопольное регулирование?  Прежде всего, для поддержания конкуренции на рынке товаров и услуг и эффективности рыночных отношений. Если представить, что все фирмы являлись бы монополистами в своих отраслях, то у потребителей просто не осталось бы выбора что и за какую цену им приобретать. А это означает полное отсутствие рынка и рыночных отношений, что, в современных условиях, является крахом экономики государства.

Основной проблемой  в России стали монополии, оставшиеся в наследство от СССР. Стоит напомнить, что во времена тотальной централизации  экономики, конкуренция отсутствовала, и существовали заводы-гиганты, выпускавшие 80% продукции в своей отрасли. Практически всегда их продукция отличалась низким качеством, высокой ценой и переизбытком производства. При этом, существовало такое явление как “дефицит”. С таким “наследством” мы подошли к 1991 году.

На данный момент Россия является очень монополизированной страной мира. Помимо естественных монополий (например, Газпром, РЖД, Почта России, РАО ЕЭС и пр.) до сих пор существуют местные, региональные и федеральные монополисты.

     В современной России, регулированием монополий занимается Федеральная  Антимонопольная Служба РФ (ФАС). Основным ее функциями является контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках, надзор за естественными монополиями, соблюдением правил рекламы.

     Как же все это выглядит на практике? Можно рассмотреть на примере 2008 года – компания Дальсвязь (ныне Ростелеком). В 2008 году, в ФАС поступила информация о том, что на рынке Интернет-провайдеров г. Владивостока, компания Дальсвязь является монополистом по предоставлению услуг Интернет-соединения. Цены на услуги были завышены, скорость соединения предоставлялась весьма низкая. Приморское УФАС России признала ОАО «Дальсвязь» нарушившим части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке связи.

     Результатом данного судебного разбирательства, явилось значительное понижение стоимости услуг Интернет-соединения, расширение линейки тарифов, повышение качества услуг. На компанию был наложен штраф. Так же, УФАС контролировал “Дальсвязь” в области отношения с конкурентами.

     Результат не заставил себя долго ждать– на рынке Владивостока более активно развернулись другие Интернет-провайдеры (Альянс, Подряд, VladLink и пр.).

     Продолжая рассуждать о действиях ФАС России, хочется отметить тот плюс, что  зачастую удается создать конкурентную среду в конкретной отрасли, “обуздать” монополии и пр. Но во всем этом есть один большой, на мой взгляд, минус – это способы работы ФАС России.

     Основной  способ их работы проходит по следующей  схеме:

  1. Предъявление обвинений
  2. Судебное разбирательство
  3. Наложение штрафа на компанию-монополиста и нормативное регулирование ее деятельности.

Я не считаю этот способ неприемлемым, но он является слишком  персонализированным. То есть, фактически, вместо того, чтобы разработать мощное антимонопольное законодательство на государственном уровне, ФАС разбирает  все случаи в индивидуальном порядке. Я не утверждаю, что это минус, но и плюсом это назвать сложно. Идеальным вариантом было бы совмещение этих двух способ работы.

      Если  мы посмотрим на зарубежный опыт борьбы с монополиями, то, несомненно, там  есть чему поучиться и некоторые  меры необходимо, на мой взгляд, внедрить в России.

      Общими  принципами зарубежного антимонопольного регулирования можно назвать  следующие принципы:

  1. Либерализация рынка. Здесь следует отталкиваться не от непосредственного подавления и борьбы с монополиями, а от развития конкуренции на рынке. Чем сильнее конкурент и чем их больше, тем лучше они смогут противостоять монополии. Не стоит забывать, что конкуренция способствует росту экономики, развитию науки и техники.
  2. Государственное регулирование. Относится в основном к естественным монополиям. Если нет возможности сделать так, что бы фирма больше не была монополистом, то можно ограничивать ее. Устанавливать цены на товары и услуги, которая она предоставляет, устанавливать порог дохода.
  3. Антимонопольное законодательство. Сюда можно отнести особенности регулирования монополий в разных странах. Например, если в Европе стремятся контролировать монополии и их уровень дохода, то, например, в с США, считают необходимым контролировать только естественные монополии, а остальные “не трогать”, если их высокий доход обусловлен качественной работой.

     Вот наиболее интересные принципы зарубежного  регулирования монополий, которые, возможно, подходят для Росси:

  1. Высокие налоги для компаний монополистов.(США) Если данная компания хочет и дальше занимать такое положение на рынке (при условии, что она не наносит вреда потребителям и экономике), то должна платить более высокий налог, т.к. получает крайне высокий доход, относительно своих конкурентов.
  2. Ограничение доли компании на рынке товаров/услуг. (Япония). Например, компания не должна занимать более 25% рынка. Это позволит создать конкуренцию, а значит, все конкуренты будут выпускать качественную продукцию по приемлемым ценам. Даже если у каждой компании будет максимально допустимая доля на рынке, то это уже 4 компании, а этого достаточно.
  3. Ограничение по слиянию фирм. Очень хороший способ, на мой взгляд. Т.к зачастую бывает, что в какой-либо отрасли, существуют, например, 2 крупные фирмы, и они беспрестанно борются за потребителей. Но затем они понимают, что объединив свои активы, они смогут полностью контролировать рынок и потребители никуда не смогут от них деться. В итоге, цены растут, качество продукции падает, а потребителю просто некуда деваться. В данном случае, государственное регулирование слияний, позволит оставить среду на рынке, хотя бы похожей на конкурентную.
  4. Реструктуризация. Один из самых “болезненных”, на мой взгляд, способов. Суть заключается в разбиении огромной фирмы, на структурные подразделения. При неправильном исполнении, такой метод только разрушит компанию.

Конечно, любые  принципы имеют свои исключения и  особенно исключения относятся к  естественным монополиям. Вряд ли можно  реструктурировать Городские Теплосети или ограничить долю Газпрома на рынке нефе- и газодобычи.

     В заключение, я бы хотела отметить, что  для совершенствования антимонопольного регулирования в нашей стране, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и перенимать опыт из-за рубежа. Но следует перенимать не все подряд, а только те принципы, которые подходят для России, и которые будут  здесь действительно работать. Что  же касаемо естественных монополий, то их достаточно качественно регулировать, следить за ценами и качеством  товаров и услуг.

Монополии требуют  постоянного контроля и при правильном совершенствовании антимонопольной  политики, можно получить качественный результат, активный рынок и здоровую конкуренцию.

Информация о работе Сравнение Российского и зарубежного опыта антимонопольного регулирования