Торговля услугами и их место в международных экономических отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Международные экономические отношения - сфера рыночных отношений между странами, обусловленных международным разделением труда и экономическим обособлением партнеров.

Особенности МЭО определяются их спецификой как международных и вытекают из особо больших размеров хозяйственного пространства, ограниченной мобильности факторов производства и некоторых видов ресурсов, действий специальных экономических инструментов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Международные услуги и торговля

1.1 Понятие международных услуг……………………………………………………...6

1.2 Понятие международной торговли………………………………………………….9

ГЛАВА 2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ.

2.1 Виды международных услуг………………………………………………………..12

2.2 Условия международной торговли услугами……………………………………..15

2.3 Динамика показателей международной торговли услугами……………………...17

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.

3.1 Особенности мирового рынка услуг………………………………………………..20

3.2. Торговля услугами и ее место в МЭО……………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………..25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Торговля услугами и их место в МЭО.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

      Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных  видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

      Сфера услуг имеет ряд специфических  особенностей по сравнению с материальным производством:

      Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.

      Во-вторых, услуги часто противопоставляются  продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое  может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.

      В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт  и связь, финансовые и страховые  услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

      Возрастание роли и влияния сферы услуг  на экономику вызвало необходимость  проведения исследований с целью  классификации услуг и выявления  уровней регулирования сферы услуг.

      В настоящее время сфера услуг  является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.

      Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения  рынка товарами растет и спрос  на услуги. В России сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу  по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей. Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:

услуга  не существует до ее предоставления. Это  делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.

услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

      На  протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По некоторым оценкам, при среднегодовых темпах прироста общемирового объема производства ВВП (валового внутреннего продукта) за период с 1990 по 1996 годы в 2,2% значение данного показателя для сферы услуг за этот период составило более 3%. При этом наиболее высокой динамикой характеризовались соответствующие показатели для группы экономически развитых стран, для которых среднегодовые темпы прироста ВВП в сфере услуг за этот период равнялись 5,7% и существенно опережали по значению темпы прироста ВВП в сфере производства товаров (2,3%).

      Аналогичные тенденции были характерны и для  развивающихся стран, в ряде которых  показатели динамики сферы услуги ее основных отраслей характеризовались еще более высокими значениями.

      Ускоренная  динамика производства услуг в большинстве  стран мира определялась, прежде всего, увеличением объемов их промежуточного и конечного потребления. В результате в мировой экономике наблюдался постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая в настоящее время составляет более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и развивающихся стран, где значения данного показателя составляют соответственно 73 и 65%.

      В настоящее время в международной  статистике происходящие структурные  изменения в мировой экономике  не получили однозначной оценки. Так, исследование сферы услуг и ее влияния на развитие экономики различных стран мира оцениваются с принципиально разных позиций. В частности, рядом авторов такие тенденции рассматриваются как признак формирования типа экономики, характерного для этапа постиндустриального развития. Другими авторами они оцениваются с более пессимистических позиций как негативный фактор, определяющий в перспективе снижение их общего экономического потенциала.

      Для российской экономики, также характеризующейся  динамичным развитием сферы услуг  и связанным с этим структурными изменениями, получение таких оценок является особенно актуальным, прежде всего для целей обеспечения объективности анализа эффективности и последствий проводимых экономических реформ.

      Несмотря  на то, что услугами давно торгуют  на международном уровне, тем не менее торговля ими существенно отличается от традиционной торговли товарами. Во-первых, материальный товар можно произвести в одном месте, а потребить в отдаленной точке земного шара.

      Международная торговля услугами требует заметного  присутствия их производителей за рубежом или же присутствия их потребителей в той стране, где производятся услуги. Во-вторых, обычный товар можно хранить в течение длительного времени, а услуга вообще не подлежит хранению. В-третьих, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее. Без оказания услуг невозможно обеспечить бесперебойное движение капиталов и трансграничное перемещение физических лиц. В-четвертых, не все виды услуг годятся для вовлечения в международный товарооборот. В-пятых, сфера услуг обычно больше подвергается регулированию со стороны государства, чем это наблюдается в отношении традиционной торговли. А все дело в том, что здесь задействованы такие сферы, как финансовые операции, здравоохранение, обслуживание военной техники, передача на хранение отходов атомных электростанций, т.е. отрасли прямо затрагивающие вопросы национальной безопасности. 

1.2 Понятие международной  торговли.

     Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».  Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

     Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация  и кооперирование промышленного  производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

     Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими  странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

     Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

     Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира . Однако понятие «международная торговлям употребляется и в  более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно  развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

     Мировые цены различаются в зависимости  от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах..

     Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все  государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

     В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она  имеет наибольшее преимущество или  наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

     Национальные  производственные различия определяются разной наделенностью факторами  производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.  Эффект, оказываемый внешней торговлей (в  частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ.

2.1 Виды международных  услуг.

      Услуги  являются второй составной частью счета  текущих операций после товаров. Международная торговля услугами тесно  взаимосвязана с процессом их производства, поскольку сам процесс производства услуг подразумевает участие обеих сторон - резидента и нерезидента. Основные виды международных услуг включают: транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, лизинговые вознаграждения, прочие деловые услуги, услуги физическим лицам и услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные услуги и прочие виды услуг не вошедшие в перечисленные.

      Транспортные  услуги охватывают грузовые перевозки товаров, осуществляемые всеми видами транспорта, а также международные перевозки пассажиров. К этим услугам относятся все виды транспортного обслуживания (морским, воздушным и прочими видами транспорта, в том числе транспортировка по суше, внутренним водам, в космическом пространстве и по трубопроводам), осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Такие услуги включают пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренду транспортных средств вместе с командой, а также связанные с этим общие и вспомогательные услуги.

      Поездки (туризм) как компонент платежного баланса отличаются от других составляющих международной торговли услугами тем, что этот вид деятельности ориентирован на спрос. Туристические услуги включают в себя товары и услуги (в том числе, связанные с образованием и здравоохранением), приобретаемые приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны. К этой категории относятся: услуги туристических компаний, туристических агентов, экскурсионных бюро; услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов; услуги по обеспечению питания туристов; услуги в области медицины и прочие.

      Услуги  связи охватывают две основные категории международных операций в области связи, которые совершаются между резидентами данной страны и экономическими единицами других стран:

      1. Услуги в области коммуникаций, включающие передачу звуковой информации, изображений и других информационных потоков с помощью телефона, телекса, телеграфа, радиовещания, электронной почты, спутниковой и факсимильной связи и т.д., а также обслуживание коммерческих информационных каналов, проведение конференций с помощью телесвязи и оказание сопутствующих услуг.

Информация о работе Торговля услугами и их место в международных экономических отношениях