Внешняя торговля и её роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Внешняя торговля играет в современных условиях важную роль в развитии экономики, пополнении доходной части федерального бюджета, способствует все большему включению страны в мирохозяйственные связи.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Внешняя торговля и ее роль 5
Глава 2 Концепции внешней торговли
2.1.Классическая теория международной торговли 8
2.2Теория Хекшера-Олина 13
2.3Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона 14
2.4 Парадокс Леонтьева 15
2.5Неотехнологические теории 15
2.5.1Теория снижающихся издержек 16
2.5.2Теория «технологического разрыва» 17
2.5.3Теория «цикла жизни продукта» 17
2.6Теория Портера: теория конкурентных преимуществ 20
2.7Теории распределения доходов от внешней торговли 23
Глава 3 Внешнеторговая политика
3.1Развитие внешнеэкономических связей и защита национального
рынка 27
3.2Правовое регулирование экспортного контроля в РФ 29
3.3 Протекционизм, как форма защиты от иностранной конкуренции 30
3.4Либерализация - общая тенденция развития внешнеторговых
отношений 31
3.5Международное регулирование торговых отношений 33
3.6Внешняя торговля России 34
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля и ее роль.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

3.1. Развитие внешнеэкономических связей

и защита национального  рынка

    Выход отечественных товаропроизводителей на внешний рынок- объективный процесс, но, как  повсюду в мире он должен проходить по чётким правилам экономических  отношений.

    Восстановление производственного потенциала России во многом связано с развитием её внешнеэкономических отношений с традиционными партнерами. Прошедшее десятилетие характеризуется спадом внешнеторгового оборота, уменьшением в нем доли России, сокращении номенклатуры экспортной продукции до сырьевых ресурсов. Из страны вывозятся стратегические ресурсы, в том числе нефть, газ, чёрные и цветные металлы. В объеме импорта технологическое оборудование для всех видов производства составляет до 10%, а высокоуровневых технологий- всего одну сотую долю процента. Зато доля импорта в общем объёме медицинского оборудования достигала 50%, медицинских препаратов-60%, тканей-70%, одежды-45%, обуви-56%, продовольственного питания-37%, а городах-миллионерах-от60 до 80%. По данным  Госторгинспекции, 90% всех товаров широкого потребления, поступающих в Россию из Юго-Восточной Азии и Турции, не соответствует евростандартам.

    Требуется серьезный анализ происходящего, глубоко  обоснованная Программа защиты отечественного рынка. Программа должна предусматривать меры по увеличению номенклатуры  и объемов производства конкурентной импортозамещающей продукции, прежде всего за счет использования специализированных , а также конвертируемых предприятий. Для улучшения качества отечественных товаров необходимо ужесточить требования стандартов и к сертификации. Следует повысить роль и значение контролирующих органов, ввести правовую ответственность юридических и физических лиц за нарушение установленных правил  и законов.

Регулирование внешнеэкономической деятельности должно быть направлено на повышение  конкурентоспособности отечественных товаров, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за  рубежа, создание благоприятных условий для расширения  внутреннего производства, пресечения вывоза за рубеж. Для решения этих задач программа предусматривает в сфере регулирования внешней торговли:

  • Применение мер по защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции,
  • Корректировку импортного тарифа с учетом возможностей импортозамещения в целях повышения загрузки простаивающих производственных мощностей и приоритетов структурной политики,
  • Снижение импортного тарифа на сырьевые товары , комплектующие, не производимые в России,
  • Активное применение компенсационных пошлин, в т.ч. в отношении импорта продовольственных товаров, с целью выравнивания условий конкуренции на внутреннем рынке,
  • Прекращение практики льгот, касающихся выплаты импортных пошлин, в т.ч. с ввозимых летательных аппаратов,
  • Стимулирование экспорта за счет расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты,
  • Ужесточение контроля над качеством импортируемых товаров,
  • Обеспечение полноценного функционирования Таможенного союза и зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества,
  • Установление ограничений на вывоз капитала, усиление контроля государственного над экспортом основных сырьевых товаров.

Одновременно  с мерами по ужесточению валютного  контроля целесообразно принятие мер  по стимулированию возврата ранее вывезенного  капитала и притока прямых инвестиций из-за рубежа. Для этого должны быть устранены ограничения на ввоз капитала в целях осуществления прямых инвестиций, предоставлены соответственные государственные гарантии от политических рисков, а также сформулирована система страхования прямых инвестиций. 

3.2. Правовое регулирование экспортного контроля в РФ

    Одним из важнейших принципов регулирования  внешнеторговой деятельности в РФ является единство политики экспортного контроля, осуществляемой в « целях реализации  государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических, военных интересов, а также выполнение международных обязательств РФ по недопущению вывода оружия массового уничтожения или иных  наиболее опасных видов оружия ».

    Современная система экспортного контроля, существующая в большинстве промышленно развитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны-производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответственным образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства. Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договорённостей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем , и с какими целями он используется. Объектом экспортного контроля в мировой практике является:  

    •  Продукция  военного назначения, т.е. вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области;
    • Оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии;
    • Промышленные товары и технологии «двойного назначения», т.е. применяемые в гражданских и военных целях.

    Формирование  российской системы экспортного  контроля началось с издания Президентом  РФ Указа от 11 апреля 1992г. №338 «О мерах  по созданию системы экспортного  контроля в России».

    Различия  позиций стран в системе мирового рынка ведут к необходимости  осуществления государственной внешнеторговой политики. Эта политика представляет собой деятельность государства по регулированию торговых отношений с другими странами. Целями политики является стимулирование развития отечественного производства, рост его эффективности, завоевание и укрепление позиций на мировом рынке, решение социальных проблем. Развитие внешнеэкономических связей  закономерно ставило вопрос о мерах государственного  регулирования экспорта и импорта. Для торговой политики характерно сочетание двух начал. С одной стороны, государство всемирно содействует экспортной экспансии национальных корпораций и поэтому стремится создать максимальные условия на основе либерализации торговли. В этом случае оно проводит политику свободной торговли - беспрепятственного ввоза товаров. С другой стороны, государство пытается оградить местных предпринимателей от жестокой конкуренции со стороны импорта, вводя различные ограничения, т.е. проводя политику протекционизма. 

 3.3.Протекционизм, как форма защиты от иностранной конкуренции

Сторонники  протекционизма утверждают, что ограничение  импорта необходимо, во-первых, для  того, чтобы поддержать отечественных  производителей, сохранить рабочие  места и, тем самым, обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает спрос в стране и, тем самым стимулировать рост производства и занятости. Протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высокий уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, так как нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является  в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить ее в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. 

 3.4.Либерализация - общая тенденция развития внешнеторговых отношений

    Либерализация связана с максимальным сокращением нерыночных административно-правовых методов регламентации внешней торговли, с предоставлением иностранным продавцам возможностей свободной реализации их продукции на рынках данной страны, а отечественных- на внешних рынках. Общей тенденцией  развития внешнеторговых отношений  в последние десятилетия являлся рост либерализации, повышение степени открытости национально-государственных экономических систем. «Абсолютно открытых » экономик, т.е. таких, в которых нет никаких механизмов государственного регулирования внешней торговли, в мире не существует, однако масштабы и механизмы государственной регламентации сокращаются и унифицируются; мировой рынок становится все более однородным, а национально-государственные барьеры на пути движения товаров- все менее значительными.

 В системе  конкретных инструментов внешнеторговой политики наиболее распространены два  типа: тарифные, нетарифные инструменты. Таможенные тарифы включают в себя товарную номенклатуру и ставки таможенных пошлин. Устанавливаются импортные и экспортные тарифы. Уровень ставок пошлин имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в минувшие  десятилетия типичным был их уровень порядка десятка процентов, то в настоящее время средний уровень ставок пошлин в развитых странах составляет 4-5% стоимости товаров, в том числе на сырьевые товары-1,5-2%, на полуфабрикаты- до 6%, на готовые изделия – 6-7%. Широко распространен принцип эскалации тарифов, т.е. роста уровня ставок по мере увеличения степени обработки ввозимых товаров. В развивающихся странах ставки таможенных пошлин выше - они достигают 20-30%, а на некоторые товары-до 200% и более. Во многом это связано с осуществлением импортозамещающей индустрии. Однако в последнее время все большее количество развивающихся стран, по примеру НИС, переходит к  экспортированной модели модернизации, что ведет к ослаблению протекционизма и росту степени открытости экономик этих стран.

    По  механизму расчета различаются  два основных вида таможенных пошлин: адвалорные и специфические. Адвалорные устанавливаются в % к таможенной стоимости единицы облагаемого товара. Например, до создания NAFTA в Мексике была установлена 20% адвалорная пошлина на компьютеры производства США. Специфические пошлины устанавливаются по определенной ставке соотносительно с объемом облагаемого товара – в основном на топливно-сырьевые ресурсы, исчисляемые в тоннах, метрах, куб. метрах и т.д.

    В последнее время всё большее  распространение получают нетарифные инструменты регулирования внешней торговли. Нетарифные методы ныне распространяются на 27-28% мировой торговли. К числу основных нетарифных методов относятся: паратарифные, включающие различные платежи и сборы, квотирование, лицензирование, таможенный контроль. Нетарифные ограничения получили наибольшее распространение в политике развитых стран в отношении развивающихся. 

3.5.Международное регулирование торговых отношений

    Современное развитие мирового рынка обусловлено  формированием единой международной  системы регулирования торговых отношений. Которые включают в себя согласование принципов и процедур национально-государственного регулирования и деятельность международных организаций, направленную на разработку и утверждение международно-признанных норм торговых отношений. В мире постепенно формируется  единое правовое, административное и организационное пространство международной торговли. Ведущую роль в этом процессе играет ВТО, в рамках которой её государствами-участниками формируется договорно-правовая система международных торговых отношений.

    Основные  элементы этой системы:  

 - Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннее соглашение, регулирующее международную торговлю  товарами более 140 государств- участников;

 - Генеральное  соглашение по торговли услугами;

 - Соглашение  по торговым аспектам инвестиционных  мер.

 Пакет этих основных и некоторых других соглашений образует организационно –  правовую структуру ВТО, утвердившуюся  с 1995г.

    Ключевое  значение в системе ВТО сохраняет  ГАТТ- кодекс универсальных принципов, норм и правил международной торговли. В системе международно - правового регулирования торговых отношений важную роль играют такие принципы и установки, разрабатываемые Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объединяющей около 190 государств , в том числе РФ. Одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем интеграции  России в систему мирового рынка стала в последние годы проблема вступления в ВТО. По имеющимся прогнозам ,присоединение к этой организации будет иметь как положительное , так и отрицательное следствие для российской экономики. Вопрос усложняется также вследствие выдвижения в адрес России условий, имеющих, по существу, не экономический, а политический характер. Ряд стран СНГ уже приняты в ВТО, но, в отличие от России, на весьма льготных условиях. 

Информация о работе Внешняя торговля и её роль