Ангел земли белгородской

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:18, статья

Описание работы

Много на земле Белгородской, где Русская Православная Церковь имеет тысячелетнюю историю, было праведных служителей Господа. Но наиболее почитаемым из них стал Святитель Белгородский Чудотворец Иоасаф. 2011 год является юбилейным, потому что вся полнота Русской Православной Церкви будет праздновать 100-летие канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, нашего Небесного покровителя

Работа содержит 1 файл

Ангел земли Белгородско1.docx

— 21.97 Кб (Скачать)

Ангел земли  Белгородской.

Посохова  Л. П.

учитель православной культуры

МОУ «Троицкая СОШ»

Вся жизнь  твоя была сплошным богослуженьем,

Елей  не угасал в светильнике твоем,

И подвигом молитв, любви крестоношенья

Ты влек сердца людей жить в Боге со Христом! 

           Много на земле Белгородской, где Русская Православная Церковь  имеет тысячелетнюю историю, было  праведных служителей Господа.  Но наиболее почитаемым из  них стал Святитель Белгородский  Чудотворец Иоасаф.  2011 год является юбилейным, потому что вся полнота Русской Православной Церкви будет праздновать 100-летие канонизации  святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, нашего Небесного покровителя.

           Его высокодуховная, подвижническая  жизнь, труды и молитвы, заботы  о научении и православном  воспитании детей, щедрая помощь  бедным людям, совершенные им  при жизни и после кончины  чудеса и исцеления снискали  ему воистину всенародную любовь.

           В день Рождества Богородицы, 8 сентября 1705 г. В небольшом городке Малороссии Прилуках в семье знатного казака  Андрея Дмитриевича и его жены Марии Даниловны родился сын-первенец, которого при крещении назвали Иоакимом.

    В трудное время протекали детство, отрочество, юность Иоакима. Семья была вынуждена скитаться, так как  отец его считался изменником (в 1708 г. в Полтавской битве казаки сыграли печальную роль). Иоаким еще ребенком молился, чтобы сама Богоматерь оградила его от бед. Молился сознательно, веря в заповедь Спасителя: «все, что ни будете просить в молитве, верите, что получите, и будет вам».  В раннем детстве Иоаким стремился проникать в глубь понимания вещей, событий, людей. Особенно он изучал труды и подвиги во Славу Божьему и мечтал о монашестве. Родителям жаль было расставаться с мальчиком. Но он выбрал свой путь. Однажды отец Иоакима грустил о разлуке с сыном и, вдруг, необыкновенный свет озарил небосклон; Андрею Дмитриевичу было видение: стоящая на воздухе Божья Мать и у ног ее сын в молитве коленопреклонный. Видение предсказало благочестивому родителю будущее служение Иоакима.

    Киевская  академия и Киево-Печерская лавра  – были той школой, в которой  веками воспитывались лучшие сыны Православной Руси. Они были твердыми оплотами Православия  во время натиска католичества. Все  лучшие воспитанники академии духовно  становились и питомцами лавры. В академии они получали знания, а в лавре на личном опыте духовной жизни познавали истины православной веры. Так было с юным Иоакимом.

    В годы его учебы ректорами академии были известные богословы, образованнейшие  люди своего времени архимандриты Феофан (Прокопович), Иосиф (Волчанский)  и  Иларион (Левицкий). Под влиянием таких  наставников юноша, отличавшийся старанием, светлым умом, трудолюбием и кротостью, духовно возрастал. В лице своего дяди, лаврского инока Пахомия, Иоаким нашел доброго покровителя и  духовника, который находил слова  утешения в те тяжелые дни, когда  из дома приходили вести о горестях его родителей.

    Действительно, Иоаким стал достойным служителем Бога. В 1725 он был пострижен в рясофор и наречен Иларионом. Родители, когда узнали об этом, простили его и благословили на новый путь жизни. В 1727 году, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, архимандритом Киево-Братского монастыря Иларионом (Левицким), инок Иларион (Горленко) был пострижен в мантию и назван Иоасафом.

Еще до окончания  академии диакон Иоасаф назначается  преподавателем словесности для  «синтаксимы» (так назывались младшие  курсы), на которых изучались латынь, русский язык, арифметика, катехизис, музыка, пение.   Благочестивый Иоасаф преподавал в Киевской академии, в то время академия находилась в достаточно трудном материальном положении. Многие здания устарели и требовали основательной перестройки. Сбор средств на ремонтные работы архиепископ Рафаил поручил иеродиакону Иоасафу,  который в течение двух лет исполнял послушание. 8 ноября 1734 года Иоасаф был переведен в Софийский кафедральный  собор и назначен членом консистории. В эти годы будущий святитель имел возможность ближе познакомиться с родной Украиной и нуждами людей, так как около двух лет странствовал по ее просторам, собирая пожертвования на академию. Отцу Иоасафу порой удавалось посетить и родной дом – то в Полтаве, то в имениях Чернявщина и Замостье. И здесь, когда было удобно, он удалялся в часовенку на берегу реки Удая для молитвы и богомыслия. Эти думы и размышления он выразил в своей поэтической повести под названием «Брань семи честных добродетелей с семью смертными грехами». Эту поэму он поднес митрополиту Рафаилу 9 апреля 1737 года. В ней изображается, как в борьбе с пороками человек из-за самонадеянности делается достоянием страстей и спасается от них только Господом Иисусом  Христом.

            В августе 1848 г. Иоасаф вступил в управление Белгородской епархией.  Это было в праздник Преображения Господня.

Из конца в  конец объездил пастырь свою епархию  и каждый раз с горечью видел, в какой темноте и невежестве жила его паства. Святитель писал, что в городах и селах простой  народ следует языческим повериям, «в неделю святой пятидесятницы празднует  языческий  праздник некоей березы». Многие из народа не знали даже кратких  повседневных молитв, не говоря уже  об основах православного вероучения. Епископ потребовал от священников  в воскресные дни после обедни учить всех прихожан, «начиная от малых  младенцев до престарелых людей, наизусть им сказуя, да за священником  приговаривают до тех пор, пока в  память им углубится». Все священники, по указу владыки, должны были требовать  от прихожан, чтобы те приводили  в храм детей в праздничные  и воскресные дни.

            Непримиримый к порокам, епископ  наказывал нарушителей христианских  норм жизни, невзирая на чины  и звания. За свою прямоту, твердость  и честность пришлось владыке  перенести много поношений   и клеветы. Перед строгостью  Святителя трепетала вся епархия.  А он имел нежное сердце, которое  раскрывал в письмах к матери. Милостивая душа его устремлялась  навстречу чужому страданию, горе, нужде. Скрыта была от посторонних  глаз внутренняя жизнь святителя.  Знали только, что имел он дар  слез и всякий раз, служив  литургию, проливал их как добрый  пастырь, вел святитель Иоасаф  свою паству ко Христу. Народ  верил ему и любил его, потому  что видел, что владыка первый  исполнил всею своею жизнью  то, чему учил других, подвизался  неустанно в молитве, посте  и трудах.

           Святительское служение епископа продолжалось шесть с половиной лет. Он ратовал о нуждах бедных  и неимущих людей, оказывал им самую разнообразную помощь, не ограничиваясь денежной помощью: лично навещал обездоленных, колол дрова, скрывая свой сан, не обращая внимание на слабое здоровье, которое постепенно ухудшалось. Епископ часто через своего келейника посылал бедным и заключенным в тюрьмы  деньги и одежду. Однажды перед праздником Рождества Христова, разносивший милостыню келейник заболел. Святитель не хотел оставлять бедных без обычного подаяния. Он надел одежду своего келейника и незаметно ушел из монастыря, чтобы передать милостыню. Делал он это всегда втайне.

              Епископ Иоасаф, заботясь о создании  прочных христианских семей, принимал  меры по укреплению семейной  жизни с самого ее начала  – со вступления в брак. Сохранился  его  указ о том, как должны  православные молодые люди готовиться  ко вступлению в брак.

         Святитель Иоасаф делал все  для подъема духовно-нравственного  уровня духовенства. Святитель  Иоасаф во всех делах был  крайне осмотрителен и требовал, чтобы каждое дело рассматривалось  тщательно и решалось справедливо.  Кого можно было, он старался  научить и исправить.

       Простой народ в большинстве  своем был почти незнаком с  основами православного вероучения, многие не знали даже кратких  повседневных молитв. Святитель  Иоасаф рассылал по приходам  епархии письменные распоряжения, где всем священникам предписывал  в воскресные дни после литургии  учить народ молитвам, заставляя  повторять их за собой, пока  не запомнят слова молитв. В  его указе от 30 мая 1749 года говорится:  «Многие из народа, особенно купцы  и другие разночинцы, по своему  застарелому суеверию или расколу,  не пускают, вопреки церковным  правилам, детей своих – сыновей  и дочерей девиц в церковь. Не только в праздничные дни, но и в воскресенье, кроме одного лишь воскресенья великим постом, когда сподобляются Христовых Тайн, а на игрища и людские зрелища собираются ежедневно».

           Иоасаф принадлежал к числу таких духовных деятелей, которые не делили людей по званиям и положению, двери его покоев были открыты для всех просителей и посетителей. Как писал поэт С. Надсон:

Для тебя не противна, как я погляжу,

С мужиком с  неученым беседа…

             Епископ Иоасаф заслужил уважение и почитание всех жителей Белогорья за свою строгую аскетическую жизнь, великие труды и молитвенные подвиги во славу Божью.     Святителя Иоасафа называют  чудотворцем; он почитался в народе как подлинный целитель болящих, заступник слабых и обездоленных не только при жизни, но и после смерти.

            Умер Иоасаф в декабре 1754 года, в Грайвороне и был погребен в Троицком соборе города Белгорода. При гробе усопшего подвижника наблюдались чудесные исцеления болеющих людей. Это подтвердило мнение священнослужителей о святости Иоасафа. В 1756 году склеп его был открыт, мощи оставались нетленными. Слух об этом распространился по всей России. К гробу шли люди, надеющиеся на исцеление своих недугов. Чудеса происходили и грели верующим душу и укрепляли веру, как в Божьего угодника, так и в Бога. В 1911 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил святителя Иоасафа к лику святых.

           После 1917 г. мощи святителя долгое время находились на чердаке Казанского  собора Санкт-Петербурга, где их прятали от уничтожения верующие сотрудники размещенного в храме большевиками музея религии и атеизма. А в сентябре 1991 г. Состоялось второе  обретение мощей Святителя Иоасафа. Они были привезены в г. Белгород, где торжественным крестным ходом перенесены в Преображенский собор. С тех пор мощи святителя Иоасафа пребывают там. В собор всегда можно прийти и помолиться  у мощей святого.

           Очень важно изучать жизнь и деятельность подвижника Белгородского в школьном возрасте, когда происходит становление личности. Раскрывать духовные подвиги святителя – это значит способствовать просветлению детской души, укреплению веры в благородство, справедливость, человеколюбие.

Информация о работе Ангел земли белгородской