Церковь как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ особенностей функционирования церкви как социального института, ее влияния на общественные отношения в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Институт церкви в обществе 5
1.1. Церковь как социальный институт 5
1.2. Функции церкви как социального института 6
1.3. Роль церкви в обществе 9
Глава 2. Особенности Русской Православной Церкви 12
2.1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви 12
2.2. Особенности современной Русской Православной Церкви 16
2.3. Религиозная ситуация в современной России 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

К.Р. Церковь как социальный институт.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заключается в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них идентифицирует себя с православием, католицизмом или другими традиционными для России конфессиями, но в большинстве своем – это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интересом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии.

     Итак, первым направлением социодинамики  религиозного сознания в современной  России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных, не имеющих четких границ типов «квазирелигиозного» сознания. Его носители – люди, частично отождествляющие себя с верующими. Следующая тенденция, характерная для «новой религиозности», связана с широким распространением нетрадиционных верований. В настоящее время в нашей стране зафиксировано несколько таких направлений: неохристианство, нетрадиционные культы восточного происхождения, нетрадиционные оккультные секты, секты тоталитарного типа («Аум Сенрике», «Белое Братство»), сатанизм, и др.26 Новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предполагает перерегистрацию религиозных организаций России и призван поставить заслон таким тоталитарным сектам.

     Исторически сложившаяся многоконфессиональность России представляет реальную свободу выбора веры. Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каждому верующему.

     Современный мир, в жизни которого возникло немало острых противоречий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсенала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов, в том числе и церкви. В 2010 г. социологические опросы показали, что армия и церковь занимают два первых места по доверию среди россиян. Мы видим ряд усилий церкви по «собиранию умов». Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов православной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные акции Фонда единства православных народов и т.д. 
 
 
 

     Заключение

     Церковь, как общественно-историческое образование – один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме того, это – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающих духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

     С одной стороны церковь функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

     Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего – результат новых  взаимоотношений государства и  церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

Учебные пособия и монографии:

  1. Елсуков А.Н. Социология: Учеб. Пособие. Минск: ТетраСистемс, 2008. 560 с.
  2. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Мысль,  2007. 448 с.
  3. Радугин А.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 2008. 160 с.
  4. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н.  Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 672 с.
  5. Смелзер Н.  Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 2007. 688 с.
  6. Струве Н.А. Православие и культура. М.: Христианское изд-во, 2009. 337 с.
  7. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М.: Высшая школа, 2009. 368 с.

Научные статьи:

  1. Луцкевич В. Опасное сближение государства и церкви // Известия. 2010. №76. С. 27-34.
  2. Полонский А. Как идет религиозное возрождение России // Наука и религия. 2010. № 1. С. 33-34.
  3. Полосин В. Население России и вера в иное // НГ- Религии. 2010. №2. С. 24-28.
  4. Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? // Знание-Сила. 2009. № 3. С. 126-128

Информация о работе Церковь как социальный институт