Автор: m******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:50, реферат
Среди вопросов истории древней Руси проблемы места и роли церкви и взаимоотношений государства и церкви всегда привлекали к себе большое внимание. И это понятно. Церковь на Руси играла заметную экономическую, политическую и культурную роль, которая, однако, была далеко не одинаковой в течение двух с половиной столетий − с конца X до середины XIII в., она из-менялась вместе с самим древнерусским обществом и государством.
Церковь
через ее руководителей – епископов
и настоятелей монастырей – обладала
умиротворяющим влиянием на политическую
жизнь, имея целью ус-тановление мира в
межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде,
примире-ние противоборствующих народных
партий.
Епископы
номинально назначались митрополитом.
Фактически же киев-ский князь, а позднее
и князь каждой из земель, где располагалась
резиденция епископа, оказывал значительное
влияние на назначение епископа. Также
и в Новгороде обращались за советом к
вечу каждый раз, когда новгородский епи-скопский
престол оказывался вакантным. При Владимире
на Руси было осно-вано восемь епархий.
С уменьшением авторитета киевского князя,
каждый из местных князей стремился к
тому, чтобы обосновать епископство в
собствен-ном княжестве. Накануне монгольского
вторжения на Руси уже было пятна-дцать
епархий.
В 1051 г.
Ярослав совершил смелую попытку
установить независимость Русской
Церкви от Константинополя. По его инициативе
Собор русских епи-скопов избрал
русского, всем известного Илариона, митрополитом
Киевским. Он не был признан Константинопольским
патриархом Михаилом Керуларием. Русская
акция, несомненно, вызвала большое смятение
в Константинополе, так как в то время
было периодом сильной напряженности
между патриархом и па-пой Римским.
С 1165 г.
епископ Новгорода носил титул архиепископа.
Каждый епископ обладал значительной
властью над священниками и другим духовенством
в своей епархии. Однако приходской священник
часто назначался прихожанами, и епископ
обычно подтверждал это назначение.
Что касается
церковного права, то епископ являлся
верховным судьей в каждой епархии. Все
находящиеся в подчинении церкви люди
были под его юрисдикцией по всем вопросам
судопроизводства. Тяжбы между представите-лями
Церкви и мирянами рассматривал смешанный
суд епископа и князя или, соответственно,
их чиновников.
Кроме
того, были особые случаи, когда даже
люди, не являющиеся пред-ставителями
Церкви, подчинялись юрисдикции епископа.
К этой категории от-носились преступления
против Церкви и религии, семейные конфликты,
а так-же случаи, связанные с моральными
провинностями. Списки подобных дел бы-ли
включены в так называемые «Церковные
уставы», большинство из которых известно
только в более поздних и неофициальных
списках. Мы обнаруживаем в них упоминание
о таких преступлениях, как ограбление
церкви, срезание кре-стов (по-видимому,
на кладбищах и на перекрестках), кража
одежды с тел усопших, а также, то, что современному
читателю может показаться значитель-но
меньшим преступлением, − привод в церковь
собаки или какого-то другого животного,
и так далее. Что касается семейных конфликтов
и преступлений против морали, то в список
занесены следующие случаи: ссора между
мужем и женой по поводу собственности;
избиение родителей детьми (но не наоборот);
супружеская измена; изнасилование женщины
или девушки (а если монахини, то это требовало
самых высоких штрафов); оскорбление.
Что касается
междукняжеских совещаний для решения
государственных вопросов − снемов,
то епископы в них обычно не принимали
участия. Не явля-ется исключением и
княжеский съезд, на котором была утверждена
Правда Ярославичей. Нет основания связывать
его с перенесением мощей Бориса и Глеба
в Вышгороде в 1072 г., в котором участвовали
митрополит Георгий, епи-скопы южных кафедр
и игумены. Среди составителей Правды
деятели церкви не названы, и сама она
не обнаруживает следов воздействия церковного
права − русского, отразившегося в уставе
Ярослава и митрополита Илариона, или
ви-зантийского. Вместе с тем есть отдельные
сообщения об участии иерархии в княжеских
советах в тех случаях, когда они занимались
обсуждением таких во-просов, как передача
престола тому или иному князю, главным
образом в обход установившейся традиции.
Участие высших представителей церкви
должно было сделать решения этих советов
более авторитетными, как бы утвержден-ными
небесной властью. Однако это далеко не
всегда оказывало действие. В Чернигове
в 1164 г. епископ ложным крестоцелованием
ввел в заблуждение княгиню и городские
верхи и помог передать город Святославу
Всеволодовичу, однако, например, в Галиче
в 1187 г. участие высшего духовенства в
созванном Ярославом Осмомыслом соборе
не смогло помешать передать галичский
пре-стол после смерти князя не Олегу,
а Владимиру. Важным и определившим на
какое-то время соотношение княжеских
престолов у Всеволодовичей после смерти
отца был вместе с тем совет епископа суздальского
Иоанна в 1212 г. лишить старшего сына, Константина,
владимирского престола за его ослуша-ние.
Для освещения
вопроса об организационных формах
подчинения еписко-пов княжеской
власти важно обратить внимание на
такой факт, как суд на чис-то светском,
княжеском «сонме» в Суздале в 1229 г. над
бывшим местным епи-скопом Кириллом I,
известным своим богатством, − вероятно,
за его алчность и лихоимство, окончившийся
лишением его имений.
В XII−XIII
вв. русская церковь в лице своих иерархов
обладала опреде-ленным авторитетом и
оказывала некоторое влияние на политическую
жизнь в стране. Однако изучение истории
церковно-государственных отношений пока-зывает,
что, во-первых, церковь и ее деятели на
Руси в политических вопросах не отстаивали
или защищали какую-то свою, особую линию,
но поддерживали одну из сторон в споре.
Во-вторых, это влияние там, где его можно
заметить, осуществлялось главным образом
не в государственно-
Однако
участие церковных организаций в отправлении
функций государ-ственного или городского,
но, несомненно, публично-правового характера
не ограничивалось деятельностью епископов.
Есть более или менее твердые дан-ные,
позволяющие расширить число таких институтов.
Так, особым
церковным институтом, имевшим публично-правовой
статус и соперничавшим с кафедрой, стала
к концу XII − началу XIII в. «Новгородская
архимандрития». Как показал B. Л. Янин,
это был новый институт городского управления
(магистрат), представлявший официально
интересы многочислен-ного черного духовенства
и монашества в лице «архимандрита новгородского»,
который получил резиденцию в бывшем княжеском
Юрьевом монастыре и тем самым стал его
игуменом. Глава этого магистрата выбирался
на городском вече из числа игуменов новгородских
монастырей, вероятно сохраняя право на
игу-менский посох в прежнем монастыре
на время новой государственной деятель-ности.
Это объяснялось тем, что новая должность
была срочной, ограниченной временем.
Появление
в начале XIII в. самостоятельной организации
новгородского черного духовенства, установленное
В. Л. Яниным, ставит вопросы о ее месте
в системе новгородской церкви. Независимость
ее от архиепископа и дома св. Софии и противостояние
этим традиционным церковно-государственным
орга-нам несомненны, но каков объем этой
независимости? Среди других задач она
должна была прежде всего способствовать
влиянию монастырской аристокра-тии −
одной из крупнейших групп феодальных
земельных собственников в Новгородской
земле − на государственную жизнь республики.
Кроме того, это должно было, вероятно,
ограничить участие князей, епископов
и боярства в из-брании игуменов монастырей
в наиболее острые моменты жизни организаций
черного духовенства. На такое постоянное
вмешательство «сильных мира» ис-точники
указывают неоднократно.
Таким
образом, и в этой области проявление
политической активности церковной (монастырской)
организации связано с
Церковь
занимала в древнерусском государстве
не однозначное место. В социально-экономической
сфере такие ее организации, как епископские
кафед-ры, монастыри, соборные храмы, являлись
феодалами − собственниками насе-ленных
крестьянами земель, отличаясь от светских
феодалов − князей и бояр неотчуждаемостью
этой собственности и принадлежностью
ее не лицу или ро-ду, а соответствующей
организации. Однако за пределами своих
вотчин цер-ковь, как феодал, была значительно
меньшей политической силой в стране,
чем ее светские соперники, главным образом
помогая государственной власти в осуществлении
ее господства, но не преследуя своих собственных
политиче-ских интересов.
Вывод
по главе 1
Система
общегосударственной церковной
организации с центром в Кие-
В качестве
института, ведавшего отправлением
культа, церковь обладала разветвленной
системой учреждений, занимавшихся литургической
и другими формами деятельности,
миссионерством, исполнением христианских
таинств, вероисповедной и религиозно-пропагандистской
деятельностью. Эта ее дея-тельность с
помощью княжеской власти оказывала существенное
воздействие на развитие на Руси феодального
общественного сознания, древнерусской
письменности, литературы, культуры вообще
в христианской религиозной форме, и в
то же время она несла значительный ущерб
языческим формам древнерусской культуры,
музыкальному и песенному фольклору и
пр. Однако что церковь не смогла распространить
влияние христианского культа на всю территорию
страны, на население, административно
и территориально отда-ленное от политических
и церковных центров, ограничиваясь включением
в свою сферу города и связанной с городом
и вотчиной округи.
В публично-правовой
сфере вне непосредственно культа церковные
ка-федры обладали большими возможностями
благодаря завоеванной в борьбе с дофеодальными
образованиями (большими семьями и соседскими
общинами) широкой юрисдикции. Здесь церковь
также выступала как составная часть го-сударственной
организации, осуществляя ее власть на
местах через епископ-ских чиновников
и сделав большие сферы общественной жизни
сферами цер-ковного права.
Вывод
по главе 2
Система
общегосударственной церковной
организации с центром в Кие-ве, рядом
с великокняжеским двором, с епископами
во многих столицах кня-жеств и их чиновниками
в других городах на периферии объективно
служила важной дублирующей политической
структурой, помогавшей центростреми-тельным
силам противостоять силам центробежным
и заставлявшей те или иные политические
группы в центре и на местах в ходе борьбы
за власть ис-пользовать авторитет иерархов
в своих интересах.
В качестве
института, ведавшего отправлением
культа, церковь обладала разветвленной
системой учреждений, занимавшихся литургической
и другими формами деятельности, миссионерством,
исполнением христианских таинств, вероисповедной
и религиозно-пропагандистской деятельностью.
Эта ее дея-тельность с помощью княжеской
власти оказывала существенное воздействие
на развитие на Руси феодального общественного
сознания, древнерусской письменности,
литературы, культуры вообще в христианской
религиозной форме, и в то же время она
несла значительный ущерб языческим формам
древнерусской культуры, музыкальному
и песенному фольклору и пр. Однако что
церковь не смогла распространить влияние
христианского культа на всю территорию
страны, на население, административно
и территориально отда-ленное от политических
и церковных центров, ограничиваясь включением
в свою сферу города и связанной с городом
и вотчиной округи.
В публично-правовой
сфере вне непосредственно
Со стороны
правящего класса Древней Руси это
было обращение к куль-туре самой передовой
страны в Европе того времени, обращение
к самым высо-ким, наиболее сложным и изысканным
образцам. И «эта культура была по рос-ту
русскому народу и отвечала высоким запросам
его развития».
Христианская
церковь сыграла большую роль в становлении
таких во-просов, как брак и семья, урегулирование
мира. Благодаря церкви, появился славянский
алфавит (кириллица) и философия.
Наконец, во внешнеполитической области Киевская митрополия, являясь важным звеном в цепи, связывающей Русь с Византией, своеобразно осуществ-ляла функции представителя византийских патриарха и императора.