Формирование религиозных и философских представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимоотношение философии и религии на разных исторических этапах.
Задачи:
Описать формирование религиозных и философских представлений.
Показать становление и развитие религии.
Выявить причины возникновения философии и проследить развитие философского мировоззрения.
Проследить взаимовлияние философии и религии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Формирование религиозных и философских представлений 4
2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья 8
3. Религия и философия в эпоху Возрождения 12
4. Усиление философии в Новое время 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

Религия и философия.Питер.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли  французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогрессу развитие человека и выступали средоточием зла на земле. В подтверждение приведем некоторые идеи и высказывания французских мыслителей - просветителей.

У истоков радикальной критики  религии и церкви стоял Жан Мелье (1664-1739), французский философ-материалист, большую часть своей жизни проработавший священником в сельской местности. В отличие от своих далеких предшественников – Лютера и Кальвина, подвергавших критике или сомнению необходимость существования церковного клира или некоторых церковных обрядов, Мелье, по существу, решительно отвергает основные догматы католической веры, само изложение церковной истории. Он критикует само содержание Библии, причем так, как до него никто этого не делал. Прежде всего он показал несостоятельность содержавшихся в ней сведений о явлениях Бога людям. Что же касается божественных деяний, свидетельствующих о могуществе Христа, то Мелье увидел в них различные вариации мифов, существовавших до появления Библии. Не обошел он своим вниманием обещания и пророчества, заявленные в Ветхом и Новом заветах, которые оказались нереализованными. Рассматривая учение церкви о сотворении мира Богом, Мелье показывает, что имеется достаточно доказательств, которые не подтверждают существование Бога. Творцом всего он считает саму природу. И вообще объяснение мира и всего в нем образующегося через всевозможные комбинации материи Мелье считает более разумным и естественным, чем идею сотворения мира Богом. Еще более резко отзывается Мелье о служителях церковного культа, осуждая их за поддержку грабительской политики правителей по отношению к народу с помощью веры в Бога. Лейтмотивом отношения Мелье к богословию и его служителям выступают слова, высказанные им в его «Завещании», ставшим достоянием общества только после смерти философа. Обращаясь к посещавшим его проповеди крестьянам, он обещает открыть им «глаза, хоть и поздно, на те нелепые заблуждения, среди которых мы все, сколько нас есть, имели несчастье родиться и жить, на заблуждения, которые я сам имел неприятную обязанность поддерживать»11. Мелье не только отрицал христианство, но и право на существование других религий, поскольку «всякий культ и поклонение богам» — это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство».

Антирелигиозная направленность идей Мелье получила дальнейшее развитие в трудах других французских мыслителей, и в первую очередь, Дени Дидро (1713-1784) и Гольбаха (1723-1789). Французские философы дают всестороннюю критику и самой религии, и ее проповедников. Прежде всего, они подвергают сомнению само содержание Библии, ее божественность и делают попытку, можно сказать, первую в истории общественной мысли, объяснить ее земное происхождение. Так, Дидро обращает внимание на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков только Евангелий, из которых в дальнейшем только сами богослужители отлучили пятьдесят шесть, как содержащие всякий вздор. Используя другие аргументы, Дидро утверждает, что составление и написание текста Священного писания было делом рук человеческих, а не божественных. И вообще, по мнению Дидро, во всех религиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никто никогда не видел божественных, «верительных грамот»12. Аналогичную позицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает Гольбах. Так, критикуя Ветхий завет, он, подобно другим мыслителям, в частности, Спинозе выражает сомнение, что Моисей действительно является автором Пятикнижия, то есть первых пяти книг Библии. Его аргументы сводятся к тому, что в этих книгах, излагающих основы иудаизма, «упоминаются города, которых не существовало в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях задолго до того, как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея». На основании этих и некоторых других фактов делается вывод, что «произведения, приписываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время»13.

Нетрудно сделать вывод, что  подобные рассуждения и доказательства Дидро, Гольбаха, других мыслителей-безбожников подрывали фундамент самой христианской веры, как, впрочем, и всякой другой религии.

С этого момента религия начала существенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни. Нам нет смысла прослеживать характер взаимоотношений между религией и философией в последующие столетия. Тенденция, обозначившаяся ранее, продолжает сохраняться и в наше время. Светские человеческие науки привлекают все большее число людей, но позиции религии и церкви также остаются достаточно прочными и даже сейчас трудно сказать, на чьей стороне перевес.

 

 

Заключение

 

Итак, в работе было рассмотрено взаимоотношение философии и религии на разных этапах истории; были представлены основные положения формирования религиозных и философских представлений, на ранних этапах они небыли достаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснять происходящие в мире события; были рассмотрены взаимоотношения христианства и философии в эпоху Средневековья, где доминирующее положение занимала религия; религия и философия в эпоху Возрождения, где постепенно происходит ослабление религии; усиление философии в Новое время.

Подводя итог, можно сказать, что и философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: Что есть добро? Что есть зло? Где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия  требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. - 2002. - №7. – С. 15-20
  2. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 2001. Т.1. – 420 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Позитивность христианской религии. - М.: Наука, 2000. – 468 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Предисловие. - М.: Наука, 2000. – 376 с.
  5. Гольбах П.А. Галерея святых. - М.: Наука, 2002. – 376 с.
  6. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. - М.: Прогресс, 2006. – 522 с.
  7. Лосев А.Ф. История античной философии. - М.: Просвещение, 2003. – 564с.
  8. Мелье Ж. Завещание. – М.: Мысль, 2004. – 460 с.
  9. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1.Античность. - СПб.: Питер, 2004. – 610 с.
  10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М.: Наука, 2004. – 734 с.
  11. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Мысль, 2003. – 334 с.
  12. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. Сост. А. Аверинцев. - М.: Наука, 2001. – 397 с.

1 Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. - 2002. - №7. – С. 15

2Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. Сост. А. Аверинцев. - М.: Наука, 2001. – С. 197

3Лосев А.Ф. История античной философии. - М.: Просвещение, 2003. – С. 13

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1.Античность. - СПб.: Питер, 2004. – С. 179.

5 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М.: Наука, 2004. – С. 49-52

6 Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Мысль, 2003. – С. 82

7  Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 2001. Т.1. – С. 83.

8 Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Мысль, 2003. – С. 119

9 Гегель Г.В.Ф. Позитивность христианской религии. - М.: Наука, 2000. – С. 264

10 Гегель Г.В.Ф. Философия права. Предисловие. - М.: Наука, 2000. – С. 55-56.

11 Мелье Ж. Завещание. – М.: Мысль, 2004. – С. 55-56.

12 Дидро Д. Избранные атеистические произведения. - М.: Прогресс, 2006. – С. 234.

13 Гольбах П.А. Галерея святых. - М.: Наука, 2002. – С. 175.


Информация о работе Формирование религиозных и философских представлений