Формы синтоизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:28, реферат

Описание работы

Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время — храмовый синтоизм. Храмы в честь различных ками начали возводить с самого появления синтоизма как организованной религии. К началу XX века число храмов достигло 200000, однако их число затем сокращалось, и в настоящее время в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов.

Работа содержит 1 файл

Формы синтоизма.docx

— 17.06 Кб (Скачать)

    Формы синтоизма 

    Храмовый  синтоизм

    Наиболее  распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время  — храмовый синтоизм. Храмы в  честь различных ками начали возводить с самого появления синтоизма как организованной религии. К началу XX века число храмов достигло 200000, однако их число затем сокращалось, и в настоящее время в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов. Некоторые из них являются центрами синтоизма общеяпонского уровня, но большинство — относительно небольшие местные храмы, посвящённые отдельным ками.

    При храме имеется священник, проводящий обряды (в большинстве храмов только один священник, нередко совмещающий  эту деятельность с какой-либо другой работой, и лишь в наиболее крупных  храмах священников может быть несколько), возможно, некоторое количество постоянных служителей. В малых храмах всю  работу, связанную с поддержанием храма в надлежащем состоянии  и проведением храмовых праздников и богослужений выполняют сами прихожане  «на общественных началах».

    Исторически храмы синто были общественными  организациями, не имеющими центрального подчинения и управляемыми самими верующими. После реставрации Мэйдзи храмы были национализированы и поступили в подчинение государству. После завершения Второй мировой войны храмы вновь обрели самостоятельность и стали частными организациями. 

    Синтоизм  императорского двора

    Существует  ряд специфических синтоистских церемоний, проводящиеся исключительно  в трёх храмах, расположенных на территории императорского дворца, куда допускаются только члены императорской  семьи и ряд служащих при дворе.

    Центральный императорский храм — Касико-докоро, посвящённый мифологической прародительнице императорской семьи. Второй императорский храм — Корэи-дэн, в котором, как считается, обрели покой духи императоров. Третий храм — Син-дэн, посвящён всем без исключения ками, небесным и земным.

    В прошлом проведение церемоний в  императорских храмах было возложено  на семьи Накатоми и Имбэ — кланы профессиональных потомственных священнослужителей. Сейчас наиболее важные богослужения проводит сам император Японии, а некоторые торжественные церемонии возглавляются придворными знатоками ритуала. В целом ритуалы императорского синтоизма соответствуют принятому в 1908 году «Закону о церемониях». 

    Государственный синтоизм

    В первые же годы реставрации Мэйдзи был выпущен указ об отделении буддизма от синтоизма, создан Департамент Синтоизма, а также вышла официальная декларация, объявляющая синтоизм государственной религией Японии (до этого момента официальной государственной религией был буддизм). В апреле 1869 года император Мэйдзи лично провёл богослужение в церемониальном зале дворца, в ходе которого перед пантеоном ками принёс присягу, придав тем самым официальный статус союзу синтоизма и японского государства.

    В 1871 году храмы получили статус государственных  учреждений, были организованы в иерархическую  систему в соответствии со степенью их близости императорскому дому и  поступили под прямое государственное  управление. Для государственных  храмов была упразднена система наследственного  священничества; священнослужители  стали государственными служащими, деятельность которых контролировалась департаментом. Лишь в тех храмах, которые не вошли в государственную  систему, передача сана по наследству сохранилась. В 1872 году была национализирована вся собственность монастырей. В 1875 году на основе сборника «Энгисики» был утверждён официальный перечень ритуалов и церемоний для храмов всех уровней.

    Департамент Синтоизма впоследствии претерпел  многочисленные организационные изменения, его разделяли, выделенные части  объединяли, вводили в уже существующие государственные организации и  учреждения. Одной из причин многочисленных реорганизаций было то, что долгое время не удавалось найти приемлемую организационную форму для обеспечения сосуществования ставшего государственным синтоизма с буддизмом и теми синтоистскими общинами, которые не пожелали войти в государственную систему религиозного управления. С 1874 года было официально разрешено существование независимых синтоистских общин («сект») и буддийских объединений верующих, причём и тем, и другим не возбранялась пропаганда своих идей.

    Государственный синтоизм просуществовал до 1945 года. После  оккупации Японии американскими  войсками одной из первых директив оккупационной власти была «директива о синтоизме», согласно которой запрещалась  любая поддержка синтоизма со стороны государства и пропаганда синтоизма государственными служащими. Государственные органы религиозного контроля были распущены, храмы перешли  в прежнее состояние — общественных организаций, не связанных с государством. На этом история государственного синтоизма  завершилась.

    Положения об отделении религии от государства  были закреплены в Конституции Японии, принятой в 1947 году. 

    Сектантский синтоизм

    В период становления государственного синтоизма в Японии некоторые  синтоистские общины не вошли в официальную  государственную систему религиозного управления и остались существовать обособленно. Эти общины получили официальное  наименование «секты». В предвоенной  Японии таких сект насчитывалось  тринадцать. Сектантский синтоизм до окончания Второй мировой войны находился под управлением специального ведомства в правительстве Мэйдзи и имел отличительные черты от государственного по своему юридическому статусу, организации, имуществу, обрядам. Сектантский синтоизм неоднороден, но в целом отличался упором на принципы нравственного очищения, конфуцианской этикой, обожествлением гор, практикой чудотворных исцелений и возрождением древних синтоистских обрядов. 

    Народный  и домашний синтоизм

    Личная  вера в ками и следование синтоистским традициям в повседневной жизни, не обязательно связанные с регулярным посещением храмов и молитвами, характерны для достаточно большого числа жителей Японии. Совокупность религиозных представлений, обычаев, традиций, сохраняемых непосредственно в народе, без участия официальных синтоистских организаций, называют иногда «народным синтоизмом». Народный синтоизм — достаточно условное понятие, в нём невозможно чётко отделить собственно религиозную составляющую от общекультурной.

    Под «домашним синтоизмом» понимают постоянную практику совершения человеком  синтоистских обрядов дома, у домашнего  алтаря камидана.

Информация о работе Формы синтоизма