Хинаяна

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:15, реферат

Описание работы

Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna; кит. 小乘) — термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый, или низший, узкий путь к спасению»).

По преданиям мы знаем, что учение Будды практически сразу начинает делиться на различные течения, так как в раннем буддизме содержались основания для его развития как в хинаянском, так и в махаянском направлении.

Работа содержит 1 файл

хинаяна.docx

— 19.15 Кб (Скачать)

Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna; кит. 小乘) — термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый, или низший, узкий путь к спасению»).

По преданиям мы знаем, что учение Будды практически сразу начинает делиться на различные течения, так как в раннем буддизме содержались основания для его развития как в хинаянском, так и в махаянском направлении.

В течение первых трехсот-четырехсот лет в буддизме появилось около двух десятков школ (обычно говорят о восемнадцати школах). В начале нашей эры эти школы  уже можно было разделить по двум направлениям, существующим и поныне: Хинаяне (Тхераваде) и Махаяне. Первые упоминания о Махаяне относятся к I—II вв.н. э. Письменные источники, использующие термин Хинаяны, имеют не намного более ранние. 

 Временем оформления Хинаяны можно с полным основанием считать 80 г. до н. э., когда на Ланке впервые происходит письменная фиксация тхеравадинского Канона — палийской Типитаки. Но приблизительно в этот же период начинают появляться и первые махаянские сутры: самый ранний махаянский канонический текст — Аштасахасрика Праджня-парамита сутра («Сутра о Запредельной Премудрости в восемь тысяч стихов») — относится именно к I в. до н. э.

 Понятие Хинаяны введено сторонниками махаяны. Сторонники хинаяны называют свое течение тхеравада (учение старейших).

 «Хинаяна» не является самоназванием, так как вряд кто то мог назвать свою веру «малым», или «низшим», путем. «Хинаяна» есть не что иное, как Тхеравада. Термин «Хинаяна» употребляют приверженцы Махаяны, считающие себя следующими Великим Путем совершеннейшего учения Будды. В свою очередь приверженцы Тхеравады называют Махаяну поздним искажением хранимого ими в нерушимости учения Будды.

В любом случае слово «Хинаяна» имеет уничижительный смысл, что следует учитывать  при общении с приверженцами  Тхеравады.

 

По учению Хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, только наделенным великими добродетелями и святостью, обретенной благодаря совершенствованию в течение многих сотен жизней. После пробуждения Сиддхартха Гаутама перестал быть человеком в собственном смысле этого слова, став Буддой, то есть просветленным и освобожденным от сансары.

 Хинаяна подчеркивает, что только монах, соблюдающий все обеты Винаи, может стать архатом. Только монахи могут реализовать цель буддизма - обрести нирвану, только монахам открыты все наставления и только монахи могут практиковать предписанные Буддой методы психопрактики. На долю мирян остается заботиться об улучшение своей кармы через совершение добрых дел и накопление заслуг, обретенных благодаря поддержке и содержанию сангхи. И благодаря этим заслугам и миряне в одной из последующих жизней смогут стать достойными принятия монашеских обетов, после чего и они вступят на Благородный Восьмеричный Путь.

Поэтому тхеравадины никогда не стремились к особенно активной миссионерской деятельности или к вовлечению мирян в жизнь сангхи и различные формы религиозной деятельности.

Монах, который во всем следует примеру Будды и его учению, достигнет того же самого, чего достиг сам Будда. Будда ушел в нирвану, его в мире нет, и для него мира нет, а поэтому бессмысленно ему молиться или просить его о помощи. Всякое поклонение Будде и поднесение даров его изображениям нужны не Будде, а людям, воздающим, таким образом, долг памяти.

Хинаяна получила распространение только в странах, чья культура, даже независимо от буддизма, формировалась под сильнейшим влиянием индийской культуры, то есть в странах Южной и Юго-Восточной Азии, за исключением Вьетнама. Правда, хинаянский буддизм одно время (с первых веков до нашей эры и до мусульманских завоеваний VII — VIII веков н. э.) был довольно широко распространен на территории Центральной Азии (современные Узбекистан, Таджикистан, северо-западные территории современной КНР), где он успешно конкурировал с автохтонной религией населявших эти земли ираноязычных народов — зороастризмом (маздеизмом). Численность приверженцев хинаяны на конец XX века - более 100 миллионов человек. 

 

С точки зрения Махаяны последователи Малой  Колесницы выходят из сансары, освобождаются  от мучительной круговерти рождений - смертей, но высшая истина остается недоступной  для них, ибо, освободившись от клеш, они все еще остаются во власти препятствий, связанных с неправильным знанием, которые могут быть преодолены только на пути Махаяны, ведущим к совершенному и всецелому пробуждению - к достижению состояния Будды. И это состояние пробуждения много выше нирваны хинаянского архата.

 Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном. «Я»; и мир являются временными и нереальными. В то время как дхарма является реальной. Хинаяна отрицает душу как самостоятельную духовную сущность.

Понятие индивидуального освобождения, принятое в школах Хинаяны, предполагает веру в некую индивидуальность, которая освобождается. Идея личного совершенствования принимает в хинаяне форму независимого развития личности. Идеал совершенствования личности в хинаяне – архат – достигает совершенства самостоятельно, мало заботясь о совершенстве других. Будда в хинаяне – идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания. Хотя в хинаяне есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религиозной организации; все заменено жизнью в монашеской общине.

Хинаяна – более  ранняя форма буддизма, – подобно  джайнизму, является примером религии  без бога. Место бога занимает в  ней всеобщий нравственный закон  кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни один результат действия не проходит бесследно и каждая личность получает такой ум, тело и место  в жизни, которые она заслужила  своими прошлыми деяниями. Жизнь и  учение Будды являются идеалом человека, а также показывают каждой скованной  личности возможность достижения освобождения. Вполне доверяя своим способностям в деле достижения освобождения, веря в нравственный закон, гарантирующий  сохранение каждой частицы пройденного  пути совершенствования, хинаянист следует по указанному Буддой благородному пути и надеется получить освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни. Его цель – архатство или нирвана – состояние, угашающее все страдания.

Следовательно, хинаяна – это религия помощи самому себе. Хинаянисты твердо держатся слов Будды: "Будь светильником самому себе". Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели. Они воодушевлены последними словами Будды, сказанными перед тем как он покинул этот мир: "Разложение – удел всего состоящего из частей. Трудитесь усердно над своим спасением".

Этот путь, не зависящий ни от божественного милосердия, ни от посторонней помощи, а лишь от избранного Буддой идеала и морального закона вселенной, предназначен только для сильных, которых очень мало в этом мире.

Информация о работе Хинаяна