Ислам и его воздействие на право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:36, доклад

Описание работы

Ислам оказало огромное влияние историю развития государства и право. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой. Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй наиболее близко соприкасается с государством и правом.

Работа содержит 1 файл

ИСЛАМ.docx

— 24.14 Кб (Скачать)

Возникновение ислама обычно относят к 622 году — времени хиджры, исхода первых мусульман из Мекки  в Йасриб (Медину). Ислам во многом воспринял догматику и мифологию «старых» авраамических религий иудаизма и христианства. Вместе с тем ислам предстает религией c собственными четко разработанными фундаментальными положениями и принципами, опирающимися на Коран и Сунну. Эти принципы обычно излагают в виде «Столпов Веры» и «Столпов Ислама».

Под обобщающим названием «Столпы Веры» понимаются основные догматические положения ислама:

1. Вера в Аллаха — Бога-Творца всего 
сущего. Включает в себя ряд положений, 
главным из которых является единобожие (таухид). Постулату единобожия 
соответствует и самый страшный грех 
в исламе — ширк, многобожие, или 
«придание Богу соучастников».

2. Вера в ангелов. В Коране и Сунне 
чаще всего упоминаются ангелы, особо 
приближенные к Аллаху. Джибрил (Гавриил) — ангел Откровения, именно через 
Джибрила Аллах передал Мухаммаду Коран. Исрафил — ангел, зачитывающий 
божественные решения о судьбах людей 
и мира другим ангелам для исполнения, 
его непременный атрибут — рог (сур), 
в который он затрубит в День воскресения мертвых. Малик — ангел-хранитель 
Ада. Мункар и Накир — два ангела, которые будут опрашивать каждого человека 
после смерти. Харут и Марут — ангелы, 
посланные к людям Вавилона, ради испытания их веры. Израил — ангел смерти, хранитель Рая. Упоминается также 
и «падший ангел» Иблис — дьявол ислама. Иблис — ангел, ослушавшийся Аллаха, низвергнутый за это с небес и с тех 
пор пытающийся отвратить верующих 
от Аллаха.

3. Вера в Священные  Писания, ниспосланные Аллахом. Под этим понимаются 
все Божественные откровения, которые 
ниспосылались людям. Народы, получавшие божественные заветы через пророков — иудеи и христиане, не считаются 
невежественными (джахилюн) и именуются ахль аль-китаб (люди писания)[1].

4. Вера в пророков (посланников) 
Божьих. Коран и Сунна предписывают 
принимать всех посланников Аллаха. Всего насчитывают 124 000 посланников, хотя 
поименно в Коране упоминаются только 28. Девять пророков считаются «стойкими»: Нух (Ной), предупрежденный 
Аллахом о грядущей каре — потопе — и построивший ковчег (на котором, кстати, 
спасся дьявол — Иблис, пробравшись туда 
под видом осла); Ибрахим (Авраам) — 
родоначальник арабов и евреев, получивший от Аллаха свитки Писания и построивший со своим сыном Исмаилом земную Каабу; Дауд (Давид), получивший 
от Аллаха Забур (Псалмы); Йакуб (Иаков); 
Йусуф (Иосиф); Аййуб (Иов); Муса 
(Моисея), получивший Тауру (Тору). 
Иса (Иисус) сын Марйам (Марии) — восьмой стойкий пророк, получивший от Аллаха Инджиль (Евангелие). Завершает череду пророков Мухаммад — последний 
пророк, «печать пророков», — которому Аллах ниспослал Коран.

5. Вера в Судный  день. Она включает 
в себя веру в грядущую вселенскую катастрофу, грядущее воскресение, Божий 
суд и существование ада и рая.

6. Вера в предопределение. Мусульманин должен верить, что все происходящее в этом мире происходит по воле 
и определению Аллаха.

Основы вероисповедальной практики называются «Столпами ислама».

1. Исповедание  веры — шахада («свидетельство») — ритуальная формула двух 
первых догматов ислама: «Нет Бога, кроме 
Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» 
(Ля илаха илля л-Лаху ва Мухаммадун расулу л-Ллахи). Первая часть шахады утверждает веру в единого бога (таухид), а вторая — в пророческую миссию Мухаммада 
(нубувва). Шахада — важнейшее положение исламского символа веры. Иноверец, 
провозгласивший шахаду в присутствии 
двух свидетелей, становится мусульманином. Однако шахада считается недействительной, если произносивший ее допустил 
лицемерие, не принял произнесенное 
всем сердцем, либо использовал шахаду 
лишь как грамматический пример.

2. Молитва (арабск. — ас-салат; персидск. — намаз) — осознание Бога и общение с ним. Молитвенный обряд отличается от случайного обращения к богу по 
каким-либо личным поводам. Прежде 
чем начать молитву, мусульманин должен 
совершить омовение (вуду). Молитва 
включает от двух до четырех ракатов — 
циклов поз и движений, сопровождаемых 
произнесением молитвенных формул 
и коротких сур Корана в строго определенном порядке. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных 
молитв: фаджр (молитва на рассвете, состоящая из двух ракатов), зухр (полуденная, 4 раката), аср (предвечерня, 4 раката), 
магриб (на закате, 3 раката), иша (с наступлением ночи, 4 раката). Дополнительная 
ночная молитва (витр) может включать 
до 13 ракатов. Молитва может совершаться в любом ритуально чистом месте, однако пятничную полуденную молитву рекомендуется совершать в мечети совместно 
с другими мусульманами (салят-аль-джума). Всем взрослым мужчинам предписано присутствовать на этой молитве.

3. Закят — налог в пользу нуждающихся мусульман. В соответствии с Кораном Аллах требует от правоверного не 
только исполнения молитвенного обряда, но и оказания материальной помощи 
тем, кто в ней нуждается. Закят буквально означает «очищение», так как считается, что милостыня «очищает» богатство, делает его праведным, а уплата 
закята позволяет добиться справедливого перераспределения жизненных благ и 
духовно очищает того, кто платит его 
своевременно.

4. Соблюдение поста (саум) в месяц 
Рамадан, девятый месяц мусульманского календаря. По преданию именно 
в месяц Рамадан Аллах призвал Мухаммада к пророчеству и ниспослал ему 
первые коранические откровения. Пост 
требует от мусульманина сознательного 
приведения духа в состояние молитвы и 
покоя. В дневные часы правоверный 
обязан ограничивать себя в физических 
удовольствиях. В это время он должен 
отказываться от еды, питья, курения 
и интимных отношений. Однако все это 
не запрещено после захода солнца (когда нельзя отличить черную нить от белой) вплоть до следующего утра, но 
и в эти часы мусульманин должен 
придерживаться благочестия. Пост 
длится 30 дней. По истечении Рамадана 
начинается трехдневный праздник разговения (ид аль-фитр).

5. Хаджж — паломничество в Мекку. 
Каждый взрослый, материально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз 
в жизни совершить хаджж.

Хаджж совершается в строго определенное мусульманским календарем 
время, в месяц Зу-ль-хиджа, четвертый 
после Рамадана. Мусульманин может совершить паломничество и в любом другом месяце. Но в этом случае паломничество не считается хаджжем, а только 
малым паломничеством (умра). Ритуал 
хаджжа в Мекке повторяет прощальное 
паломничество Мухаммада.

Некоторые мусульманские  богословы к пяти общепринятым «столпам ислама» добавляют шестой — джихад (борьба 
за веру).

Выделяют несколько видов  джихада:

  • «джихад сердца» — борьба со своими собственными недостатками;
  • «джихад языка» — разрешение одобряемого и запрет порицаемого;
  • «джихад руки» — наказание преступивших закон и нравственные нормы;
  • «джихад меча» — вооруженная борьба с целью защиты ислама, падшие в которой (шахиды) обретают вечное блаженство.

Последний вид джихада называют 
также газават (мн. ч. от газва — набег) 
или фатх (завоевание, победа). В такой 
войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания.

Ислам оказало огромное влияние  историю развития государства и  право. Сфера его действия как  юридического и идеологического  фактора в наше время остается весьма широкой. Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй наиболее близко соприкасается с государством и правом.

В широком комплексе проблем "ислам и государство" ключевое значение имеет история рождения мусульманского государства из недр родоплеменного общества. Речь идет, однако, не об описании фактов конкретно-исторического события, а выделении некоторых типичных закономерностей такого общеисторического явления, как возникновение государства, в частности роли идеологии в формировании институтов государства, осмыслении и определении его сущности и его функций. Ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на современное государственно-правовое развитие ряда стран Востока. Причем, хотя по масштабам восприятия принципов и норм мусульманско-правового характера государственное (конституционное) право заметно уступает некоторым другим отраслям (прежде всего праву "личного статуса"), именно от него в первую очередь зависит место и роль мусульманского право в современных правовых системах. Это объясняется тем, что государственное право является ведущей отраслью, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма и тем самым непосредственно отражает политические интересы различных общественных классов, социальных слоев и групп, определяет их роль в функционировании государства, место в политической системе данной страны в целом. Включение в государственное право, с одной стороны, само воспринимает исламские нормы (например, относительно порядка формирования и компетенции государственных органов), а с другой — включает принципы, служащие конституционной основой исламизации правовой системы в целом (в частности, признание мусульманского права основным источником законодательства).

Влияние ислама на современное  государственное право можно  анализировать по разному. В узком смысле оно сводится к внесению в законодательство и к практической реализации отдельных принципов и норм, разработанных средневековыми мусульманскими юристами в рамках (ал-ахкам ас-султанийа) — отрасли, которую современные исследователи иногда именуют мусульманским государственным (публичным) правом. В то же время рассмотрение данной проблемы с более широких позиций не может ограничиваться только принципами организации государственного аппарата, а должно включать также изучение всех других каналов, по которым исламский фактор воздействует на современное государственно-правовое развитие (в том числе определение с учетом исламских критериев основных направлений деятельности государства, регулирование правового статуса граждан, роль религиозных деятелей в государственной жизни и др.). Такой взгляд в известной мере принимает во внимание и специфику самой мусульманской государственно-правовой теории, которая рассматривает вопросы структуры государство в тесной связи с общей концепцией власти (халифата или имамата) и разрабатывает широкий круг иных проблем, имеющих прямое отношение к политике, демократии, политическому режиму, форме правления.


Информация о работе Ислам и его воздействие на право