Истоки православия. Возникновение и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является освещение темы с целью глубже проникнуть в исторические факты возникновения православия, с его истоками и развитием в разные эпохи времени.

Содержание

- Введение 2

1.Истоки православия 3

2.Возникновение и развитие 4

- Заключение 8

- Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 27.36 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат 

по религиоведению 

Истоки  православия. Возникновение и развитие. 
 
 
 
 
 
 
 

                              Содержание.

- Введение        2

1.Истоки православия      3

2.Возникновение и развитие     4

- Заключение       8

- Список литературы      9 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Целью данной работы является освещение темы с целью глубже проникнуть в исторические факты возникновения православия, с его истоками и развитием в разные эпохи времени.

     История Российского государства вот  уже более 1000лет теснейшим образом  связана с православием. Но русский  народ далеко не первым в Европе вступил на путь христианства. Славянский мир приобщился к самой развитой и богатой в ту эпоху Византийской цивилизации. Знаменателен рассказ  летописи о первом вхождении наших  предков в храм Божий. Послы святого  князя Владимира, Крестителя Руси, были пленены дивной красотой византийского  богослужения. Христианство открылось  русским людям небесной красотой. Народ наш воспринял христианскую веру как откровение о спасении во Христе, как уникальный дар Добра и Красоты. Мы унаследовали от Византии не только глубокий интерес к человечности, но и великий принцип соборности, оказавшийся столь созвучным с укладом жизни и нравственными понятиями славян. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Истоки  православия.

     Термин  «православие» восходит к греческому глаголу «иметь правильное мнение». Впервые его в религиозном  смысле употребил Климент Александрийский (ок.150 – ок.215), раннехристианский  теолог и церковный деятель.

     Православие означает верность определенной совокупности догматов церкви. Критерием его считается  хранение вероучения Иисуса Христа в  том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, Священном Предании и символах Вселенской Церкви.

     Восточная часть Римской империи – место  рождения и развития древних цивилизаций. Здесь традиции ионийской натурфилософии и греческой общественной мысли  не потеряли своего значения и во времена  первоначального христианства. Не случайно языком Нового Завета является древнегреческий, а не древнееврейский и не латинский. Само вероучение Христа – это заимствование  основной идеи Ветхого Завета –  веры в единого Бога (монотеизма) и других положений, таких, как десять заповедей, которые были признаны новым  мессией – Иисусом Христом. Но основатель христианства отверг ветхозаветный  постулат «око за око, и зуб за зуб» и прочие отжившие установления раннерабовладельческого общества.

     Православие формировалось под влиянием «вселенских  учителей», отцов церкви: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Изучением их творчества занимается патристика, раздел богословия.

     Православием  отвергается непорочное зачатие  и сверхчеловеческое достоинство  Богоматери. Этот католический христианский догмат был провозглашен папой Пием IX в 1854 г. Согласно православию непогрешима только церковь в полном составе, а не ее первосвященник (Папа Римский). Православное христианство не признает чистилища, ибо Сын Божий искупил грехи однажды и навсегда своими страданиями и смертью.  
 
 

  1. Возникновение и развитие.

     Православие и католицизм возникли одновременно как результат раскола официального христианства на две ветви. Раскол произошёл  в период времени с 60-х гг. IX в . до 50-х гг. XI в. В результате раскола  в восточной части бывшей Римской  империи возникла конфессия, которую  по-гречески стали называть ортодоксией (от слов “ортос” - “прямой”, “правильный” и “доксос” - “мнение”, “суждение”, “учение”), а в русскоязычном  богословии - православием, а в западной части - конфессия, которую её последователи  назвали католицизмом (от греческого “католикос” - “всеобщий”, “вселенский”). Следует оговорить, что если под  западной частью бывшей Римской империи  понималась Западная Европа, то под  её восточной частью традиционно  понимались не только Восточная Европа, но и Передняя Азия и Северная Африка. Католическая конфессия была представлена одной католической церковью (с центром  в городе Риме), а православная конфессия - четырьмя церквами (с центрами в городах Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме).

     Причины возникновения православия и  причины раскола официального христианства на две ветви - это одни и те же причины. Каковы же они? По мнению служителей культа, главной причиной раскола  был отход от истины части христианского  духовенства. Кто же отошёл от истины - западное духовенство или восточное? С точки зрения католиков, от истины отошли православные священники, а  с точки зрения православных - в  заблуждение впали католические служители культа.

     В истории развития русского православия  можно выделить девять основных событий, девять основных исторических вех. Вот  как они выглядят в хронологическом  порядке.

     Первая  веха - 988 год. Событие этого года получило название: “Крещение Руси”. Но это образное выражение. А фактически имели место следующие процессы: провозглашение христианства государственной религией Киевской Руси и образование Русской христианской церкви (в следующем веке её будут называть Русской православной церковью). Символическим действием, показавшим, что христианство стало государственной религией, было массовое крещение киевлян в Днепре.

     Вторая  веха - 1448 год. В этом году Русская православная церковь (РПЦ) стала автокефальной. До этого года РПЦ была составной частью Константинопольской патриархии. Автокефалия (от греческих слов “авто” - “сам” и “кефаль” - “голова”) означала полную самостоятельность. В этом году великий князь Василий Васильевич, прозванный Тёмным (в 1446 году он был ослеплён своими соперниками в межфеодальной борьбе), повелел митрополита из греков не принимать, а выбрать на поместном соборе своего митрополита. На церковном соборе в Москве в 1448 году первым митрополитом автокефальной церкви был избран рязанский епископ Иона. Константинопольский патриарх признал автокефалию Русской православной церкви.

     Третья  веха - 1589 год. До 1589 года РПЦ возглавлял митрополит, и поэтому она называлась митрополией. В 1589 году её стал возглавлять патриарх, и РПЦ стала патриархией. Патриарх - высший сан в православии. Учреждение патриаршества подняло роль РПЦ как во внутренней жизни страны, так и в международных отношениях. Вместе с тем одновременно повысилось и значение царской власти, которая опиралась уже не на митрополию, а на патриархию. Учредить патриархию удалось при царе Федоре Иоанновиче, а главная заслуга в повышении уровня церковной организации на Руси принадлежит первому министру царя Борису Годунову. Именно он пригласил в Россию константинопольского патриарха Иеремию и добился от него согласия на учреждение патриаршества на Руси.

     Четвертая веха - 1656 год. В этом году Московский поместный собор предал анафеме старообрядцев. Это решение собора выявило наличие раскола в церкви. От церкви отделилась конфессия, которую стали называть старообрядчеством. В своём дальнейшем развитии старообрядчество превратилось в совокупность конфессий. Главной причиной раскола, по мнению историков, были социальные противоречия в России того времени. Старообрядцами стали представители тех социальных слоёв населения, которые были недовольны своим положением. Во-первых, старообрядцами стали многие крестьяне, которых в конце XVI века окончательно закрепостили, отменив право перехода к другом феодалу в так называемый “Юрьев день”. Во-вторых, в старообрядческое движение включилась часть купечества, ибо царь и феодалы экономической политикой поддержки иностранных купцов мешали развивать торговлю своему, российскому купечеству. И наконец, к старообрядчеству примкнули и некоторые родовитые бояре, недовольные потерей ряда своих привилегий.

     Поводом же для раскола послужила церковная  реформа, которую осуществило высшее духовенство под руководством патриарха  Никона. В частности, реформа предусматривала  замену некоторых старых обрядов  новыми: вместо двоеперстия троеперстие, вместо земных поклонов в процессе богослужения поясные, вместо крестного  хода вокруг храма по солнцу крестный ход против солнца и др. Отколовшееся религиозное течение выступило  за сохранение старых обрядов, этим и  объясняется его название.

     Пятая веха - 1667 год. Московский поместный собор 1667 года признал патриарха Никона виновным в произнесении хулы на царя Алексея Михайловича, лишил его сана (объявил простым монахом) и приговорил к ссылке в монастырь. Одновременно собор вторично предал анафеме старообрядцев. Собор проходил при участии патриархов Александрийского и Антиохийского.

     Шестая  веха - 1721 год. Пётр I учредил высший церковный орган, который был назван Святейшим Синодом. Этим правительственным актом были завершены церковные реформы, осуществлённые Петром I. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, царь “временно” запретил выборы нового патриарха. Этот “временный” срок отмены выборов патриарха продлился 217 лет (до 1917 года)! На первых порах руководила церковью учреждённая царём Духовная коллегия. В 1721 году Духовную коллегию заменил Святейший Синод. Все члены Синода (а их было 11) назначались и смещались царём. Во главе Синода на правах министра был поставлен назначаемый и смещаемый царём правительственный чиновник, должность которого называлась “обер-прокурор Святейшего Синода”. Если все члены Синода обязаны были быть священниками, то для обер-прокурора это было необязательным. Так, в XVIII веке более половины всех обер-прокуроров были людьми военными. Церковные реформы Петра I сделали Русскую православную церковь частью государственного аппарата.

     Седьмая веха - 1917 год. В этом году было восстановлено патриаршество в России. 15 августа 1917 года впервые после более чем двухсотлетнего перерыва в Москве был созван собор для выборов патриарха. 31 октября (13 ноября по новому стилю) собор избрал трёх кандидатов в патриархи. 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя монах-старец Алексий вытянул из ларца жребий. Жребий пал на митрополита московского Тихона.

     Восьмая веха - 1971 год. В этом году Московский поместный собор снял анафему со старообрядцев.

     И, наконец, девятая веха - 2000 год. В этом году в Москве состоялся архиерейский собор, который принял ряд важных для церкви решений. К лику святых было причислено 1024 человека, в том числе царская семья во главе с Николаем II. Был принят документ “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”. В нём излагаются принципиальные положения церковного учения об отношениях церкви и государства и об отношении церкви к ряду важных современных общественно значимых проблем. Существенным и новым моментом в социальной концепции церкви является провозглашение права церкви “отказать государству в повиновении”, “если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям”. Был принят также документ “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”. В этом документе очередной раз единственно истинной религией провозглашается православие, но в то же время признаётся возможным диалог с неправославными христианами.

     Организационная структура современного православия. Согласно данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с.801), в 1996 году в мире было более 180 миллионов православных верующих. Православные преобладают среди верующих в одной стране, которая расположена сразу же и в Европе и в Азии (в России), в двух странах Азии (на Кипре и в Грузии), и в семи странах Европы (на Украине, в Белоруссии, в Молдове, в Болгарии, Югославии, Греции, Румынии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Православие - это конфессия, которая сыграла важную роль в истории России и которая сегодня является главной конфессией нашей страны. Поэтому она заслуживает более глубокого изучения.

     Для Православия всегда было глубоко  чуждо противостояние и противопоставление веры и культуры. Сама культура для  того, чтобы выжить и сохранить  свой высокий лад и строй, нуждается  в возвращении к своим духовным корням. Ныне спасение русской культуры возможно лишь в тесном контакте с  Церковью.  
В настоящее время имеет место засилье сект с их пропагандистским натиском и духовой экспансией. Бороться со всем этим мы можем только с помощью веры в Бога, в силу и правду Священного Писания. 
Перед нами стоит величественная и благородная задача возрождения подлинно православной культуры, способной победить рознь и вражду, унаследованной от минувшего богоборческого ХХ столетия, и преобразить всю нашу жизнь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Брихничев И. П. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923.
  2. Введенский А. И. Церковь и революция. Пг., 1922.
  3. Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1988. С. 7-27.
  4. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX-XX веков. Л., 1980. С. 21-61.
  5. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М.-Ростов, 1992.
  6. Иеромонах Илларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.-Клин, 1996.
  7. Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993.
  8. Лосский В. Очерк мистического богословия. М., 1991.
  9. Памятники литературы Древней Руси. М., 1978.
  10. Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX в. М., 1995.
  11. Православный церковный календарь. М., 1991.
  12. Русское православие на пороге третьего тысячелетия // Наука и религия. 2000. № 2.
  13. Флоровский Г. Пути русского богословия. М., 1991.

Информация о работе Истоки православия. Возникновение и развитие