История русской православной церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение истории русской православной церкви.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
изучить этапы принятия христианства и крещения Руси;
проанализировать решающие даты в жизни русской церкви;
изучить роль церкви на современном этапе развития страны.

Содержание

Введение 3
Крещение Руси 4
Церковный раскол 10
Церковь в годы гражданской и Отечественной войны 13
Церковь на современном этапе 17
Заключение 20
Библиография 22

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.docx

— 50.90 Кб (Скачать)

  До патриарха Никона, русское   церковное  общество было единым  и с единым высшим пастырем; но в нем в разное время  и из разных источников возникли  и утвердились некоторые местные  церковные мнения,  обычаи и  обряды,  отличные от принятых  в церкви греческой, от которой  Русь приняла христианство. Это  были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Иисус,  служение литургии на семи,  а не на пяти просфорах,  хождение посолонь,  т.  е. по  солнцу (от левой руки к правой,  обратившись к алтарю), в некоторых  священнодействиях,  например, при  крещении вокруг купели или  при венчании вокруг аналоя,  особое чтение некоторых мест  символа веры ("царствию его  несть конца", "и в духа  святого, истинного и животворящего  ") двоение возгласа аллилуия.0.  Некоторые из  этих обрядов  и особенностей были признаны  русской церковной иерархией  на церковном соборе 1551 г. и  таким образом получили  законодательное  утверждение со стороны высшей  церковной власти.  Со второй  половины XVI в.,  когда в Москве  началось книгопечатание, эти обряды и разночтения стали проникать из рукописных богослужебных книг в печатные их издания и  через них распространились по всей России.  Таким образом,  печатный станок придал новую цену этим местным обрядам и  текстуальностям  и  расширил их употребление.  Некоторые из таких разновидностей внесли  в  свои  издания  справщики  церковных книг,  напечатанных при патриархе Иосифе в 1642-1652 гг.  Так как вообще текст русских богослужебных книг  был  неисправен, то  преемник Иосифа патриарх Никон с самого начала своего управления русской церковью ревностно  принялся  за  устранение этих неисправностей.  В 1654 г. он провел на церковном соборе постановление о переиздании церковных книг,  исправив  их  по верным текстам,  по славянским пергаментным и древним греческим книгам. С православного Востока и из разных концов России в  Москву  навезли  горы  древних рукописных книг греческих и церковно-славянских;  исправленные по ним новые издания  были разосланы  по русским церквям с приказанием отобрать и истребить  неисправные  книги,  старопечатные  и  старописьменные [7]. Ужаснулись православные русские люди, заглянув в эти ново исправленные книги и не найдя в них ни двуперстия,  ни Иисуса, ни других освященных временем обрядов и начертаний: они усмотрели в этих новых изданиях новую веру,  по которой не спасались древние святые отцы,  и прокляли эти книги,  как еретические, продолжая совершать служение и  молиться  по  старым  книгам. Московский церковный собор 1666-1667 гг., на котором присутствовали два восточных патриарха, положил на непокорных клятву (анафему)  за  противление  церковной  власти и отлучил их от православной церкви,  а отлученные перестали признавать отлучившую их иерархию своей церковной властью.  С тех пор и раскололось русское церковное общество.

По объяснению старообрядцев, церковный  раскол произошел от того,  что  Никон,  исправляя богослужебные  книги,  самовольно отменил двуперстие и другие церковные обряды,  составляющие святоотеческое  древне православное предание,  без которого невозможно спастись,  и, когда верные древнему благочестию  люди  встали  за  это  предание, русская иерархия отлучила их от своей  церкви.  Но в таком объяснении не все ясно.  А каким  образом  двуперстие или  хождение посолонь сделалось для старообрядцев святоотеческим преданием, без которого невозможно спастись? Каким образом простой церковный обычай, богослужебный обряд или текст мог приобрести такую важность,  стать неприкосновенной святыней,  догматом?  Православные  дают  более глубокое описание. Раскол произошел от невежества раскольников,  от узкого понимания ими христианской религии, от того, что они не умели отличить в ней существенное от внешнего,  содержание от обряда. Но и этот ответ не разрешает всего вопроса.  Положим, известные обряды, освященные преданием, местной стариной, могли получить неподобающее им значение догматов; но ведь и авторитет церковной иерархии освящен стариной,  и притом не местной,  а вселенской,  и его признание необходимо для спасения:  святые отцы не спасались без него, как без двуперстия. Каким образом старообрядцы  решили пожертвовать одним церковным постановлением для другого, отважились спасаться без руководства законной иерархии,  ими отвергнутой? Но религиозный текст и обряд, как и всякий обряд, и текст с практическим, житейским действием, кроме специально богословского имеет еще общее психологическое значение и с этой стороны,  как и всякое житейское, т.е.  историческое, явление, может подлежать историческому изучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Церковь в годы гражданской и Отечественной войны

Февраль 1917 г. поставил Русскую Православную церковь в совершенно новое и  необычное для нее положение. Впервые со времен Петра I церковь освобождалась от подчинения государству. Руководство православной церкви признало Февральскую революцию 9 марта 1917г. Святейший синод призвал верующих "довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни".

Самой церкви теперь коренным образом предстояло изменить свою жизнь. Эти перемены начались немедленно. С весны 1917 г. православные епископы впервые за сотни лет  стали избираться самими верующими  на епархиальных съездах. Идеи созыва соборов и восстановления патриаршества  высказывались в среде духовенства  и общественности ещё в девятнадцатом  веке. В 1905 г. члены Святейшего синода даже предложили царю созвать собор  и избрать патриарха. Николай  второй отвечал, что столь великие  дела не должны совершаться в такое  тревожное время. По иронии судьбы время, в которое их пришлось осуществлять, оказалось ещё более тревожным. 15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный  собор Русской Православной церкви. На открытии собора присутствовал глава  Временного правительства Александр  Керенский. Московский митрополит Тихон  говорил, что собор воплотил мечты  и чаяния лучших сынов Русской  Церкви, которые жили мыслью о возобновлении  соборной жизни, но не дожили до этого  счастливого дня. Через три дня  после Октябрьского переворота, 28 октября, собор принял решение о восстановлении в Русской православной церкви патриаршества, уничтожен в1703 г. 5 ноября на патриарший престол был избран митрополит Тихон.

Казалось  бы, что пришедшее к власти советское  правительство признавало значимость церкви, и даже пело на встречу, дав  ей, независимость от государства, но это было лишь сначала.

В 1921 г. Поволжье охватил очень сильный  голод. Патриарх Тихон призвал оказать  голодающим международную помощь и  создал Всероссийский церковный  комитет помощи голодающим. Он выразил  готовность пожертвовать голодающим часть  церковных ценностей. Однако государство отказалось от помощи церковников, и созданный комитет был запрещен. 19 февраля 1922 г. патриарх Тихон разрешил жертвовать в пользу голодающих церковные ценности, "не имеющие богослужебного употребления". Но уже 23 февраля власти приняли решение изъять из храмов все ценности на нужды голодающих, их изъятие началось по всей стране. Патриарх Тихон в послании 28 февраля резко осудил изъятия церковных ценностей и назвал их святотатством.

В некоторых местах вспыхнули протесты верующих против изъятий. 15 марта такие волнение произошли в Шуе. На городской Соборной площади собралась толпа верующих, с колокольни стали бить в набат. По официальному сообщению толпа встретила подъехавшую конную милицию угрозами и кидала в нее поленья. Прибыли два автомобиля с пулеметами и армейские части, которые выстрелами разогнали толпу. Газеты сообщили о четырех убитых тринадцати раненых. В тот же день начались аресты горожан, замеченных на площади.

26 апреля 1922г. в Москве открылся  “процесс 54-х” священников и  мирян, обвиняемых в сопротивлении  изъятию ценностей. В качестве  главного свидетеля суд несколько  раз вызывал патриарха Тихона. 8 мая революционный трибунал  вынес 12 смертных приговоров подсудимым (расстреляли 5 человек).

9 июня начался суд над священниками  и верующими в Петрограде (всего  судили 86 человек). 5 июля десять обвиняемых, в том числе митрополит Петроградский  Вениамин, были приговорены к  расстрелу (шестеро позднее помилованы). Почти каждый день газеты сообщили о новых арестах священников и судах над ними. Показательные процессы шли более чем в 20 городах. Аресты и расстрелы коснулись не только православного духовенства. Так, в марте 1923 г. приговорили к расстрелу глав католической церкви в России кардинала Яна Цепляка (позднее он был помилован и выслан за границу).

Когда произошла Октябрьская революция, церковь относилась “с подозрением” к новому правительству. Патриарх Тихон  усилено хотел показать “простому  люду” Советскую власть с негативной стороны. Особенно обострились между  ними отношения. Во время гражданской  войны, когда в результате боевых действий было убито более 10000 церковнослужителей.

Большевики  расстреливали священников, служившие благодатные молебны после падения местной Советской власти. Расстреливали они также священников, если те встречали колокольным звоном вошедших белогвардейцев, правда, в большинстве их приход совпадал с началом вечерней службы. В 1918 г. без суда был расстрелян митрополит Киевский Владимир, вручивший Тихону при избрании патриарший посох. За попытку помочь арестованной царской семье красноармейцы утопили в реке Туре епископа Тобольского Гермогена, его живым привязали к пароходному колесу. В 1919-1920 гг. власти провели компанию “вскрытия мощей святых  угодников”, которая вызвала огромное возмущение среди верующего населения страны. Были вскрыты мощи Александра Невского, Тихона Задонского, Сергия Радонежского и других православных святых. В некоторых местах протесты верующих подавлялись с помощью войск.  

  Во время Великой Отечественной  войны отношения между церковью  и Советской властью коренным  образом изменились. И дело было  не в том, что Русскую православную  церковь возглавлял митрополит  Сергий. Русское общество сплотилось воедино против нависшей над ней угрозой рабства, сравнимое лишь с монголо-татарским нашествием [8].

Митрополит  Сергий обратился к верующим с  посланием, призывая их встать на борьбу с врагом. В нем он четко перечислял задачи, которые готова взять на себя церковь: «Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не на помнить о долге и воле Божией.» «Господь нам дарует победу»,—заключил он свое послание. Таким образом, как и шесть веков назад, Сергий возвел Отечественную войну в ранг священной: «Прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную войну за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веры» [5].

Но  церковнослужители не остановились на том, что только помогали моральными силами. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал верующих к сбору средств  на танковую колонну имени Дмитрия  Донского. Через несколько дней он получил телеграмму от И. Сталина, где  Верховный вождь благодарил “православное  русское духовенство и верующих за заботу о бронетанковых силах  Красной Армии”. Всего в годы войны церковь собрала на военные  нужды свыше 300 млн. рублей. На собранные  деньги, помимо танковой колонны, была построена эскадрилья боевых самолетов  имени Александра Невского. Часто священники становились партизанами или устраивали в своих церквях убежища. Немцы на оккупированных территориях разрешали открывать православные храмы, в надежде на то, что советские люди поверят “в милость арийцев”, но они не знали, что готовят себе.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Церковь на современном этапе

Русская Православная Церковь - крупнейшее религиозное объединение  в нашей стране. В настоящее  время она насчитывает 130 епархии  в различных регионах России, в  ближнем и дальнем Зарубежье.  С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви является Святейший Патриарх Алексий II - пятнадцатый Патриарх в ее истории, который осуществляет управление вместе со Священным Синодом [3].

Сегодня в Русской Православной Церкви 130 епархий (для сравнения - в 1989 году было 67), более 13000 приходов (с Украиной - около 22000) (для сравнения - в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 - 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.   Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.  

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный  комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 - 2), 30 духовных семинарий (в 1988 - 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и  Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских  духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы  и отделения, а также только в  Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, - около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное  образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации.  

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых к крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.  

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.  

Прежде всего, следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.  

Информация о работе История русской православной церкви